Геймдев
#статьи

Что такое игровая механика

Выясняем, чем она отличается от правил и как её используют в играх.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Игровая механика — понятие не столь обобщённое, как геймплей. Как правило, разработчики употребляют этот термин чаще, чем обычные пользователи. Тем не менее, когда речь идёт об описании геймплея, это словосочетание используют и игроки, подразумевая под ним перечень механизмов, с которыми они взаимодействуют на протяжении всей игры.

В этом материале редакция «Геймдев» Skillbox Media разбирает специфику игровой механики и её роль в геймдизайне, взяв за основу несколько научных исследований и популярных книг.

Почему «механика», а не «правила»?

Авторы книги Game Mechanics: Advanced Game Design отмечают, что, в отличие от правил, игровая механика не всегда очевидна. Когда пользователь запускает видеоигру, ему необязательно знать, как в неё играть: он может понять принципы благодаря туториалу, интерфейсу и встроенным подсказкам.

Если говорить о настольных играх, в комплект к которым часто идёт свод правил в виде бумажной инструкции, то в них тоже присутствует игровая механика. Например, классическая «Монополия» включает в себя взаимодействие с карточками «Шанс» и «Общественная казна»; их рандомные условия кардинально меняют ход игры. К механике также можно отнести манипуляции с дополнительными предметами: картами перемещения, фишками, фигурками, внутриигровой валютой и прочей атрибутикой.

Игровая атрибутика настольной игры «Монополия»
Фото: LightField Studios / Shutterstock

Из этого следует, что правила и механика — смежные понятия, но механика подразумевает более детальный контекст. Это не только свод правил, которых необходимо придерживаться, но и реакция игры на действия игрока.

Типы механик

Как и в случае с классификациями игр, можно встретить абсолютно разные версии систематизации игровых механик. В этом материале мы взяли за основу классификацию из вышеупомянутой книги Game Mechanics: Advanced Game Design. В ней авторы выделяют пять общих типов механик.

Физика

К этой категории относятся перемещение в пространстве и времени, а также управление транспортными средствами. С технической точки зрения в играх с подобной механикой важно положение игрового элемента, направление, в котором он движется, а также пересечения и столкновения с другими объектами.

Физику используют в качестве основы во многих современных играх, начиная с шутеров и заканчивая казуальными головоломками. Стоит отметить, что эта механика не всегда подчиняется законам Ньютона и напрямую зависит от сеттинга.

Скриншот: игра Angry Birds / Rovio Entertainment

Внутренняя экономика

Механика этой категории включает в себя операции с различными элементами, которые игрок собирает, использует и продаёт. Как правило, её формируют внутриигровые ресурсы: валюта, боеприпасы, предметы для крафта. В категорию также входят показатели здоровья, репутации, силы заклинаний и прочие подобные элементы. Экономика часто встречается в ролевых играх, где очки навыков и прочие показатели персонажа отображаются в цифрах.

Скриншот: игра The Witcher 3: Wild Hunt / CD Projekt RED

Прогрессия

Во многих играх персонаж перемещается по миру. Чтобы он мог добраться до ключевой точки, нужно выполнить поставленные задачи. Прогрессию контролирует ряд механик, которые блокируют или, наоборот, открывают доступ к определённым областям.

Самый очевидный пример подобной механики — открытие запертой двери. В этом случае геймдизайнер может придумать множество вариантов: поиск ключа или кодовой комбинации, решение головоломки в виде подбора механизмов или взлома замка отмычкой, устранение привратника, преграждающего герою путь.

В Silent Hill 3 Хизер должна найти записки с содержанием сказки и прочесть их, чтобы убрать монстра, преграждающего путь
Скриншот: игра Silent Hill 3 / Team Silent

Тактические манёвры

Тактическое маневрирование чаще всего встречается в стратегиях (размещение игровых юнитов на карте при наступлении или обороне), а также в ролевых играх, авиасимуляторах и соревновательных шутерах, где малейшее промедление игрока может обернуться победой противника. Речь идёт о сборе ресурсов, зачистке той или иной зоны уровня, захвате точек, обезвреживании заминированной территории и других испытаниях с элементом соперничества.

Захват контрольной точки в Overwatch
Скриншот: игра Overwatch / Blizzard Entertainment

Социальное взаимодействие

Когда-то социальное взаимодействие между игроками ограничивалось запретами на договорные матчи и подсказки. Сейчас многие онлайн-игры, наоборот, поощряют пользователей за помощь другим игрокам, приглашения друзей и участие в различных внутриигровых ивентах.

Кроме того, в MMO и стратегиях встречаются механики, которые регулируют образование внутриигровых альянсов или кланов и отношения между ними.

Скриншот: игра New World / Amazon Games

Для лучшего понимания работы механик в том или ином жанре Эрнест Адамс и Йорис Дорманс составили таблицу, сопоставив жанры и механики, которые могут в них присутствовать. Ячейки, выделенные жирным контуром указывают на то, что перечисленные механизмы могут стать основой для определённой категории игр.

Как работает механика

Как правило, игрок заинтересован в выполнении задач, достижении целей, совершенствовании навыков и получении вознаграждения за свои усилия. Поэтому он обращает внимание на несколько факторов. В исследовании Карло Фабрикаторе они сформулированы следующим образом:

  • Процесс обучения: изучение и понимание механики для последующего применения игрового функционала, созданного геймдизайнером.
  • Использование основной механики, то есть базовых возможностей игры, не требующих дополнительного обучения.
  • Внедрение вспомогательных механик, изменяющих основные за счёт внешних условий; в этом случае игрок решает, когда и какое действие следует применить, и понимает, как внешние условия влияют на механику.

В качестве примера для второго и третьего пункта рассмотрим механизм прыжков в Quake. Когда игрок прыгает на месте, он совершает вертикальный прыжок. Если при этом нажата клавиша направления — получается прыжок в соответствующую сторону. А при нажатии клавиши прыжка во время перемещения получится прыжок с разбега.

Все эти комбинации помогают игроку пройти уровень. Однако Фабрикаторе отмечает, что после освоения всех базовых механик у игрока наступает так называемая стадия выгорания и интерес к игре постепенно сходит на нет. Исправить эту ситуацию поможет модернизация механики за счёт внешних условий. Те же прыжки, к примеру, можно разнообразить различными лифтами или катапультами либо оснастить дополнительными свойствами физики, которые придадут геймплею непредсказуемость. Это может быть устранение противников ударной волной при падении на них сверху, а может — и новый способ перемещения, как, например, культовый рокет-джамп в Quake.

Сравнительная характеристика свойств основной механики прыжка и вспомогательной во время применения ракетницы в игре Quake.
1 — аватар игрока бежит;
2a — аватар совершает прыжок вперёд, высота которого недостаточна для приземления на верхний уступ;
2b — во время прыжка вперёд аватар использует выстрел из ракетницы; за счёт импульса от взрыва, высота прыжка увеличилась.
H1; H2 — условная высота обычного прыжка и рокет-джампа

Источник: исследование Gameplay And Game Mechanics Design: A Key to Quality in Videogames Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media
Демонстрация рокет-джампа в Quake

Подобные механики можно использовать как дополнение к кор- и метагеймплею.

Вспомогательные механики

Фабрикаторе выделяет три типа вспомогательных механик.

Механика усиления

Включает в себя два способа усовершенствования основной механики.

Добавление нового функционала. Например, если в шутере от третьего лица оснастить автоматическую винтовку оптическим прицелом, то для этого типа оружия потребуется режим снайпера. Эти нововведения не только меняют характеристики оружия, но и открывают дополнительные возможности для выполнения текущих задач.

Улучшение уже существующей игровой механики. Так, при установке глушителя на автоматическую винтовку режим стрельбы не изменится, но свойства оружия станут другими: снизится громкость выстрелов. К этому варианту также можно отнести вышеописанный пример с рокет-джампом в Quake — как иллюстрацию улучшения механики прыжка.

Кастомизация оружия в Escape from Tarkov

Альтернативная механика

Если предложить различные способы выполнения одних и тех же задач разными способами, игровой опыт станет более увлекательным. В этом случае игроку потребуется проявить смекалку: например, договориться с NPC и избежать кровопролития или проявить своё мастерство в скрытном прохождении боевых зон с учётом нюансов окружения (канатные верёвки, передвижение по затемнённым участкам, подстраивание косвенных убийств с помощью ловушек и взрывоопасных предметов).

Альтернативный способ прохождения зон с противниками в Rise of the Tomb Raider

Механика сопротивления

Главная цель такой механики — замедлить прогресс игрока. Сюда входят различные ловушки, препятствия и прочие элементы, затрудняющие выполнение задач.

Дорога к пункту назначения в Death Stranding усложняется препятствиями в виде ландшафта и зон BT, а также постепенной потерей выносливости из-за тяжести груза

Используя все эти виды механик, геймдизайнер может выстроить разнообразный геймплей, который даст игроку мотивацию постоянно совершенствовать свои навыки и пройти игру до конца. Ниже представлена примерная схема распределения механик.

Распределение вспомогательных игровых механик в проекте
Источник: исследование Gameplay And Game Mechanics Design: A Key to Quality in Videogames Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Итог

Создание игровых механик — довольно тяжёлый процесс. Если не уделить ему внимание на ранних стадиях разработки, есть риск, что концепция провалится, и придётся начать сначала. Механика сильно зависит от баланса, который легко нарушить при добавлении нового функционала или внесении изменений в существующие механики.

Возникает вопрос: как определить, насколько механика подходит будущей игре?

Единственный способ выяснить это — провести ряд тестирований, желательно с привлечением посторонних людей. Для этого потребуется создание прототипа, специфику которого мы рассмотрим в следующем материале.

Читайте также:

Что такое геймплей

Попробуйте новую профессию в геймдеве — бесплатно

Доступ к курсам за 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована