Альтернативы Photoshop, Maya и 3ds Max: чем художники могут заменить недоступный софт
Эксперты из игровой индустрии — о работе в условиях кризиса.
Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media
Почти год в России невозможно купить продукты компаний Adobe и Autodesk, активно применяющиеся в разработке видеоигр (заявления о приостановке деятельности — вот и вот). Первая выпускает софт, необходимый для создания арта, графики и иллюстраций, — например, Photoshop. А вторая известна в геймдеве инструментами для моделирования и анимации — программами Maya и 3ds Max.
Насколько важным для российских разработчиков был и остаётся упомянутый софт? И удалось ли им подыскать ему альтернативу? Чтобы ответить на эти вопросы, редакция «Геймдев» Skillbox Media поговорила с экспертами из отрасли — попросила рассказать, как они справляются с работой в условиях кризиса. Некоторые спикеры настояли на анонимности, поэтому мы изменили их имена.
Photoshop и его аналоги
«Я делаю фотобаши, изучаю референсы и рисую эскизы в Photoshop, а также делаю финальную версию изображений, помещая трёхмерную модель в двухмерные декорации», — рассказывает Артемий (имя изменено). Будучи художником, работающим с 2D и 3D на игровую студию из США, Артемий неоднократно ощутил негативные последствия того, что Adobe и Autodesk остановили деятельность в России.
«Photoshop — стандарт индустрии, он незаменим для художников, работающих не с PNG или JPEG, а с форматом файлов PSD», — говорит художник Никита Черкезов, работающий над мобильной игрой в студии Silverfox Games. И что, по его словам, ещё хуже, вместе с Photoshop профессионалы лишились множества уникальных расширений и плагинов для этой программы. Скажем, сам Никита пользовался Perspective Tools, MagicSquire и MagicPicker, которые теперь, как он говорит, «превратились в тыкву».
Вера (имя изменено), художница из Свердловской области, работает над мобильными играми — в частности, рисует для них элементы интерфейса. От Photoshop зависит её работа, поэтому у неё не было другого выхода, кроме как спиратить необходимый софт. Впрочем, это не единственный вариант, и некоторые художники вполне могут найти альтернативные программы для работы.
Paint Tool SAI и GIMP
Так, Артемий предлагает заменить Photoshop бесплатным редактором GIMP или программой Paint Tool SAI, которая покупается раз и навсегда (но обладает 31-дневным пробным периодом). Последнюю можно приобрести на официальном сайте за 5500 иен, что равняется примерно 2900 рублям по курсу на момент написания статьи.
По мнению Артемия, GIMP и Paint Tool SAI подойдут для 2D-художников, хотя оба редактора всё-таки проигрывают Photoshop в удобстве. «GIMP отличается от Photoshop, как внедорожник — от премиального авто, — уточняет Артемий. — Если продолжить эту аналогию, то Paint Tool SAI — это болид для трасс, а Photoshop — спортивная машина для повседневной жизни».
И в том и в другом случае, какой бы софт вы ни выбрали в качестве альтернативы, предстоит переучиваться — и этот процесс, по мнению эксперта, будет болезненным. Зато, переборов себя единожды, художник продолжает работать легально.
Artstudio Pro и Procreate
Владельцы iPad могут заменить Photoshop на Artstudio Pro или Procreate. Но поскольку с оплатой в App Store из России сейчас тоже есть проблемы (например, не работает Apple Pay), этот вариант подходит только тем, кто уже купил упомянутые приложения в прошлом — или может оплатить товар со счёта телефона.
«В отличие от Procreate, Artstudio Pro — это такой „правильный Photoshop“ для айпада, — подчёркивает Никита Черкезов. — В нём и движок кистей очень похож, и интерфейс, и сам функционал очень близок». Procreate, считает эксперт, жертвует качеством трансформации и других действий с изображениями ради простоты процесса.
Впрочем, далеко не всем подойдут упомянутые приложения — например, один из наших спикеров не может работать с Procreate. «В моём случае программа ограничивает количество доступных слоёв, — отмечает Вера. — Не говоря о том, что файлы, весящие больше гигабайта, слишком тяжёлые для моего iPad и не открываются в Procreate».
Figma и Krita
Как художница интерфейса Вера допускает, что может заменить Photoshop на Figma, но лишь частично. Она и так пользуется Figma во время вёрстки, но у этой программы есть значительная проблема: она не поддерживает PSD. В случаях, когда нужно работать с изображениями именно в этом формате, такое ограничение ставит крест на Figma как альтернативе.
Кроме того, Вера рекомендует Krita — ещё один растровый графический редактор, который позволяет работать с двухмерными изображениями и анимацией. И ещё он, как и GIMP, бесплатный.
Инструменты компании Autodesk и их аналог
Autodesk, напомним, выпускает софт, необходимый для моделирования и анимации и давно ставший стандартом в индустрии. Речь в первую очередь идёт о таких инструментах, как Maya и 3ds Max.
В последней работали Артемий и ещё один эксперт, с которым мы поговорили для этого материала, — 3D-художник Александр, тоже попросивший не разглашать его настоящее имя. «Весной у нас, как и у всех, отвалился 3ds Max, а он был плотно встроен в наше производство», — рассказывает Александр.
Blender
Компания Александра перестроилась, перейдя на Blender — бесплатное приложение для работы с компьютерной графикой, анимацией, скульптингом, видео и звуком, распространяемое по той же лицензии, что и GIMP с Krita.
Возможность использовать Blender как альтернативу продукции Autodesk признаёт и другой эксперт. «В последние несколько лет я вижу, как растёт спрос на Blender, — отмечает Артемий. — Эта программа местами даже превосходит 3ds Max». По словам эксперта, она, например, даёт понять, как будет выглядеть результат трудов до рендеринга — обработки и расчётов со стороны устройства. Также Blender лучше справляется с некоторыми симуляциями — скажем, с оледенением травы, почвы и других поверхностей.
Другой плюс Blender заключается в том, что опытные пользователи написали для него десятки узкоспециализированных плагинов. Как и сама программа, они бесплатные. «Некоторые аддоны можно оплатить, но когда мы это делаем, то просто поддерживаем их создателей, а не приобретаем право пользования», — подмечает Александр.
* * *
Художников, моделлеров и аниматоров, которые захотят подыскать альтернативу самым популярным на рынке инструментам, может насторожить потенциальная реакция работодателя. Не откажутся ли заказчики из крупной серьёзной компании со мной работать? Не воспримут ли как непрофессионала из-за того, что специалист пользуется GIMP вместо Photoshop?
«Много топовых художников работают в странных и малоизвестных программах, — успокаивает Артемий. — В том числе из-за этого они вырабатывают уникальный стиль, который вполне может заинтересовать многие студии и большие компании».
Главное, чтобы рисунок соответствовал стандартам, в том числе техническим. «Например, в AAA-разработке потребуются фотореалистичные изображения для рекламных материалов, но не все альтернативы Photoshop справляются с этим», — объясняет Артемий.