30 необычных игр на RPG Maker — от Yume Nikki до Fear & Hunger
Когда технические ограничения встречаются с необузданной фантазией.
Изображение: официальный арт к игре Lisa: The Painful / Dingaling Productions
Японский игровой конструктор RPG Maker существует уже больше 30 лет. За это время он стал одним из самых популярных движков среди начинающих разработчиков по всему миру. Его скудный набор функций заточен под создание классических JRPG, но это не мешает энтузиастам делать визуальные новеллы, приключения, хорроры и даже экшены.
Игры на RPG Maker настолько разнообразны, что их все объединяет лишь ретростилистика и простота исполнения. Доступность конструктора сделала его идеальной средой для самовыражения. Скованные рамками примитивной функциональности, разработчики часто экспериментируют с нарративом и рассказывают необычные истории. Благодаря RPG Maker мы получили множество экспериментальных проектов, которые на любом другом движке вряд ли увидели бы свет.
В этой подборке мы вспомнили несколько особенно ярких, необычных и порой весьма мрачных игр, созданных с помощью RPG Maker.
Содержание
Corpse Party
Оригинальная Corpse Party вышла ещё в 1996 году и стала одним из первых проектов на RPG Maker, выбравшихся за пределы Японии. С тех пор она породила целую мультимедийную франшизу и сотни подражателей. Почти все хорроры на RPG Maker сделаны с оглядкой на Corpse Party.
По сюжету группа японских подростков забирается ночью в школу, чтобы рассказывать друг другу страшные истории. Но вскоре происходит загадочное землетрясение, которое переносит детей в альтернативную реальность. Теперь им нужно найти выход из проклятой школы и не попасть в лапы к кровожадным призракам.
Corpse Party игнорирует ролевые элементы движка: весь геймплей сведён к исследованию локаций, поиску предметов и решению головоломок. А за любую ошибку героев ждёт жестокая смерть. Боевая система мелькает лишь раз, поэтому сражение напоминает скорее очередную головоломку, чем стандартный элемент геймплея.
Corpse Party сложно назвать страшной в полном смысле слова, но она отлично погружает в атмосферу неуютной ретроигры и рассказывает увлекательную и местами действительно жуткую историю о привидениях. К тому же популярность серии позволила разработчикам создать ремейк — с качественным артом и звуком, профессиональной озвучкой, расширенным сюжетом и по-настоящему откровенными, даже садистскими сценами убийств.
Yume Nikki
Одновременно одна из самых известных, влиятельных и загадочных игр на RPG Maker. Её выпустил в 2004 году анонимный автор под ником Kikiyama: он выложил её бесплатно на японском форуме и несколько лет дорабатывал. В 2007-м автор опубликовал последнее обновление, а вскоре Yume Nikki вышла за пределы японского сообщества и обрела всемирную известность.
Это простенькая адвенчура, в которой большую часть времени нужно просто ходить. Мы играем за девочку-хикикомори по имени Мадоцуки. Она сидит одна в своей маленькой квартире, играет в приставку и ведёт дневник сновидений. Засыпая, Мадоцуки каждый раз попадает в комнату с 12 дверями. За каждой из них — уникальный мир, населённый необыкновенными существами и загадками. В каждом мире можно найти определённый эффект, который позволяет Мадоцуки во что-нибудь превратиться и попасть в ранее недоступные зоны. Внятного повествования в игре нет, поэтому остаётся лишь собирать все эффекты.
За всю игру мы ни с кем не разговариваем и не узнаём ничего конкретного ни о девочке, ни о жителях её снов. Это открывает огромный простор для фантазии и фанатских теорий. А, учитывая, что у игры тревожная атмосфера и мрачная концовка, догадки напрашиваются сами собой. Игроки по сей день охотно делятся собственными теориями о том, что повлияло на сны Мадоцуки и почему её история заканчивается так трагично.
На момент выхода Yume Nikki была ни на что не похожа и стала в прямом смысле культовой. Одних только фанатских проектов по ней буквально сотни, и список пополняется по сей день. Особого внимания стоит масштабный неофициальный сиквел Yume 2kki с новой героиней и .flow — игра про девочку Сабицуки, которая путешествует по своему подсознанию с помощью устройства виртуальной реальности.
Сама Yume Nikki в 2018 году появилась в Steam. Тогда же вышел коммерческий ремейк YumeNikki -Dream Diary-, где приключения Мадоцуки перенесли в трёхмерное пространство. К сожалению, разработчики ремейка не смогли передать очарование оригинала, поэтому пробовать его стоит только самым ярым фанатам.
Pokemon Uranium
На RPG Maker вышло необычайно много фанатских игр — от чистосердечных пастишей до смелых жанровых экспериментов. Но Pokemon Uranium — уникальный случай. Это полномасштабный проект, над которым трудилась больше девяти лет целая команда разработчиков. С уникальным регионом, 150 новыми видами покемонов, тремя играбельными героями, проработанным сюжетом и даже мультиплеером. Ни количеством, ни качеством контента она не уступает официальным играм серии Pokemon.
События Pokemon Uranium происходят в регионе, который пострадал после взрыва на атомной электростанции. Поэтому здесь есть облучённые и мутировавшие покемоны, один из которых хочет уничтожить весь мир. В отличие от большинства JRPG, сделанных на конструкторе, в Uranium хорошо проработанный и сбалансированный геймплей. Игра сама по себе сложная, а для особо храбрых игроков есть хардкорный режим с испытанием Назлока (необратимая смерть покемонов).
Игра вышла в 2016 году и распространялась бесплатно, но Nintendo потребовала от разработчиков удалить её под угрозой иска. К счастью, игроки продолжили поддержку проекта сами, поэтому он до сих пор жив.
Off
Бельгийская игра, вышедшая бесплатно в 2008 году. Считается одной из самых удачных подражательниц серии Mother, хотя, по словам разработчика, это случайное совпадение, и он просто хотел сделать JRPG в стиле Suda 51. Так или иначе, после выхода английской локализации в 2011 году Off набрала огромную популярность и вдохновила множество независимых разработчиков, включая создателя Undertale Тоби Фокса.
Игрок здесь берёт на себя роль Кукловода, который управляет Баттером — парнем с бейсбольной битой и некой важной миссией. Четвёртой стены в Off в принципе нет, поэтому персонажи часто обращаются к вам напрямую и прекрасно осознают своё положение. Живут они в мире, поделённом на несколько зон. А задача игрока — помочь Баттеру зачистить каждую зону от призраков и местных тиранов. Но только ближе к финалу мы узнаём, как этот мир появился и в чём на самом деле заключается миссия Баттера.
Off с порога подкупает необычным дизайном. Детально прорисованные чёрно-белые персонажи выделяются на фоне примитивного, но цветного мира. Необычному стилю вторит и сюжет, который становится всё страннее с каждой главой. Во вселенной Off люди живут в страхе и привычке безоговорочно подчиняться, а власти сосредоточены на бездумной добыче и переработке ресурсов. Скажем, коров буквально пускают на минералы, а из ненужных остатков делают землю.
Мир Off нарочито абсурдный и безрадостный, но ближе к финалу он обретает извращённый и жуткий смысл. Нам дают возможность увидеть Баттера со стороны и даже помешать ему выполнить свою миссию. У игры всего две концовки, но они настолько разные и провокационные, что создание теорий о сюжете стало отдельным развлечением фанатов.
Единственный недостаток Off — слишком простая боевая система. Здесь нет интересных комбинаций, а противников легко победить обычным закликиванием. Но головоломки получились интересные, и их здесь немало.
Suits: A Business RPG
Из всех игр на RPG Maker эта особенно сильно похожа на Off. Здесь тоже используется небрежный карандашный рисунок и чёрно-белая палитра. Но мир Suits куда менее абстрактный. Это RPG про офисный планктон в мире необузданного капитализма. Всё настолько плохо, что в какой-то момент мы должны засудить старушку за то, что она отказалась покупать товары нашей фирмы.
В Suits: A Business RPG стандартная пошаговая боёвка и незамысловатые головоломки. Но абсурдный и местами весьма остроумный юмор пронизывает все её элементы. Например, врагов можно подкупить, чтобы они слили вам бой, а параметры героя можно восстанавливать исключительно сэндвичами и кофе — другой еды в корпоративном мире просто не существует.
В 2020 году вышел сиквел игры, Suits: Absolute Power, где главный герой уже дошёл до вершины карьерной лестницы и стал гендиректором компании. Разработчики перешли на Game Maker, подтянули картинку и даже добавили стильные анимированные вставки. Сиквел во всём превосходит первую часть, но, к сожалению, не повторил её коммерческого успеха.
Серия Hylics
Слово «странный» недостаточно мощное, чтобы описать эти игры этой серии. RPG Maker часто привлекает внимание художников благодаря технической простоте, и Мейсон Линдрот перещеголял многих. Все ассеты в Hylics — это фотографии пластилиновых фигурок, которые автор слепил, отснял и щедро анимировал. А лепил он всё, что в голову придёт.
Мир Hylics не с чем даже сравнить. Здесь нет логики, внятного сюжета и последовательных правил. В первой части персонажи и вовсе несут всякую чушь, сгенерированную на компьютере. Ориентироваться помогают только общие жанровые условности. Человек, игравший хоть в одну JRPG, интуитивно считывает происходящее и может найти хоть какой-то смысл в пластилиновом безумии, творящемся на экране.
Впрочем, понимать Hylics не нужно. Это психоделический шедевр, который гипнотизирует одним только визуальным рядом и музыкой.
Space Funeral
Одним хмурым утром мальчик по имени Филлип просыпается и узнаёт, что его ждут приключения. Выбора у него нет: родители выгнали его из дома прямо в пижаме. С этим миром явно что-то не так, он весь какой-то уродливый и неправильный, поэтому Филлип ищет способ вернуть всё на свои места. Поможет ему в этом новый друг — весёлый конь, слепленный из отрубленных ног.
Разработчик под ником thecatamites любит делать странные игры, и Space Funeral стала самым ярким его высказыванием. Она играется как стандартная незатейливая JRPG, но каждое творческое решение пропитано такой отборной «панкухой», что хочется заглянуть под каждый угол и проверить все диалоги с NPC, лишь бы чего не упустить.
Мир Space Funeral нарочито уродливый и отталкивающий, но вместе с тем харизматичный и по-хорошему смешной. Послав куда подальше все представления о прекрасном, разработчик остроумно деконструировал расхожие тропы JRPG. Поэтому когда приключение Филлипа венчается успехом, а вселенная возвращается в норму, хочется поскорее всё отменить. Ведь нет ничего скучнее и невзрачнее, чем стандартная игра на RPG Maker.
Dhux’s Scar
Эта испанская игра вышла в 2009 году и уже стала классикой в сообществе RPG Maker, несмотря на кривую рисовку и несбалансированный геймплей. Потому что её сюжет отлично подошёл бы для какого-нибудь аниме из девяностых.
В мире Dhux’s Scar паладины истребляют демонов, не гнушаясь даже самыми жестокими методами. Их архиврагом стал особо сильный и опасный демон Дьюкс, который перерождается каждые 500 лет. Монстра легко найти по шраму на лбу, а церковь сулит за его поимку щедрую награду. Однажды молодой купец Элайджа находит в лесу раненую девушку Селианн с меткой Дьюкса. Подлый и жадный до денег, он предлагает девушке помощь и хочет тайком доставить её в церковь. А Селианн решает ему подыграть, потому что ей самой хочется дать последний бой паладинам.
Dhux’s Scar сходу захватывает динамичным повествованием, отличным юмором и яркими героями. Лицемерие Элайджи и Селианн постоянно приводит к нелепым ситуациям, а их «взаимовыгодное сотрудничество» постепенно перерастает в искреннюю привязанность. При этом боевая система выстроена так, чтобы подчёркивать характеры героев.
Элайджа не умеет драться от слова «совсем», а Селианн всячески скрывает свою истинную силу. Поэтому каждая битва в Dhux’s Scar весьма сложная, и гриндить в этой игре бессмысленно. Зато игрок всегда может прибегнуть к крайним мерам: тайком применить суперспособности Дьюкса и уничтожить противников одним ударом. Но злоупотреблять этой функцией опасно, ведь она истощает шкалу терпения Селианн. Если девушке надоест зубоскалить Элайдже, она просто убьёт его и продолжит путешествие одна. А игра на этом закончится.
Dhux’s Scar — отличный пример того, как минимальными средствами можно превратить геймплей в мощный нарративный инструмент. История хороша сама по себе, но в симбиозе с боёвкой она стала по-настоящему незабываемой.
Ara Fell: Enhanced Edition
Многие люди, запустившие RPG Maker, первым делом загораются идеей использовать конструктор по назначению — и создать собственную Final Fantasy, без экспериментов, сатиры и эпатажа. Зачастую такие амбициозные проекты выходят слишком блёклыми, чтобы зацепить игроков, или вовсе не доживают до релиза. Но иногда авторам хватает таланта и целеустремлённости. Ярким примером стала Ara Fell: Enhanced Edition — это во всех смыслах классическая JRPG про бравую девушку, которая спасает волшебный мир от страшной угрозы.
Ara Fell не пытается переизобрести колесо. Здесь традиционная боёвка без уникальных механик и знакомые сценарные ходы. Словом, самое то для игроков, которые хотят поностальгировать по классике жанра, но в новой обёртке. Она сравнительно короткая (примерно 20 часов) и динамичная, а за сюжетом и развитием героев интересно следить. Отличный выбор, чтобы втянуться в нишу и попробовать другие независимые JRPG старой закалки.
А если понравится, обязательно попробуйте следующую игру разработчиков, Rise of the Third Power. В ней почти все достоинства Ara Fell, но сама она вдвое больше и масштабнее.
The World is Your Weapon
Это игра одной идеи, зато какой! В The World is Your Weapon абсолютно каждый объект на экране можно схватить, добавить в инвентарь и использовать как оружие, будь то привычные подручные предметы или объекты ландшафта, персонажи, а то и целые здания. А что самое удивительное, шутка не выдыхается быстро: запала хватает на все 10 часов прохождения. Во многом потому, что здесь нет стандартной пошаговой боёвки: вы буквально хватаете всё, на что глаз упадёт, и пускаете в ход. У каждого объекта прописаны параметры и ограничен запас прочности, поэтому игрок успеет перепробовать всё.
Разработчики на RPG Maker обычно экспериментируют с эстетикой и нарративом, но The World is Your Weapon больше напоминает безумный проект с геймджема, доведённый до релиза. Здесь нет продуманного сюжета, сложных тем и уникального визуального стиля. Но где ещё вы сможете отмутузить монстра домом, а потом схватить поверженного монстра и избить следующего врага его тушкой?
Серия To the Moon
В недалёком будущем компания «Зигмунд» предлагает людям создавать искусственные воспоминания с помощью специального устройства. Главные герои — доктора Ева Розалин и Нил Уоттс, которые оказывают эту необычную услугу. К ним за помощью обращается умирающий старичок по имени Джонни, который мечтает полететь на Луну. Чтобы исполнить его желание, героям предстоит погрузиться в воспоминания пациента, узнать всю историю его жизни — и переписать её заново.
Вышедшая в 2011 году, To the Moon завоевала сердца миллионов игроков и повлияла на множество инди-разработчиков. Это простая пиксельная адвенчура с ненавязчивыми головоломками, но настолько увлекательной и трогательной историей, что не влюбиться в её героев невозможно.
Успех To the Moon открыл дорогу сиквелам: с тех пор вышли меланхоличная Finding Paradise, мрачная Impostor Factory и несколько небольших эпизодов во вселенной. Последняя на данный момент игра серии, Just a To the Moon Series Beach Episode, вышла 20 сентября этого года. И на этом приключения Евы и Нила наверняка не закончатся.
А если вы прошли всю серию и хотите больше, обязательно поиграйте в более ранние игры Кана Гао. Особенно хорош маленький сюрреалистичный хоррор The Mirror Lied.
Rakuen
Rakuen — дебютная работа Лауры Сигихары, которая писала музыку для Plants vs. Zombies и подарила свой вокал играм Кана Гао. Неудивительно, что Rakuen так хочется сравнить с To the Moon. Это история про безымянного мальчика, который лежит в больнице. Мама часто читает ему сказку, а однажды говорит по секрету, что мир из книги реален. Вместе они отправляются его исследовать и встречают множество причудливых созданий. Мальчик хочет загадать желание, которое способен исполнить только персонаж книги. Но для этого герою придётся познакомиться поближе с другими пациентами больницы и помочь им справиться с их собственными проблемами.
В Rakuen можно исследовать попеременно реальный и воображаемый миры. Здесь много головоломок и секретов, а иногда даже приходится биться с воображаемыми монстрами. Но в первую очередь это нарративное приключение. Смешное, очень доброе и невыносимо грустное в конце.
OneShot
Разработчики часто ломают четвёртую стену, чтобы удивить игроков. Но OneShot зашла особенно далеко. Это короткая история о котёнке по имени Нико. Он таскает с собой лампу, способную зажечь новое солнце и спасти умирающий мир. Чтобы это сделать, ему нужна ваша помощь. Для этого придётся периодически сворачивать окно игры, взаимодействовать с разными файлами и возвращаться обратно.
Главное — ни в коем случае не закрывать OneShot до финала. Иначе Нико умрёт, и даже переустановка игры не сможет его воскресить. Разработчики надёжно позаботились о том, чтобы у вас была всего одна попытка.
По крайней мере, таковы правила оригинальной, бесплатной версии OneShot. В Steam продаётся коммерческий ремейк с расширенным сюжетом и более щадящими правилами. Но даже в таком виде он дарит ни на что не похожий опыт, который раскрывает потенциал видеоигр во всей красе.
Mad Father
Mad Father вышла в 2012 году и быстро стала одним из самых популярных японских ретрохорроров. Благодаря ей многие инди-разработчики узнали про Wolf RPG Editor — бесплатный конструктор, созданный человеком под ником SmokingWOLF. В своём движке он опирался на RPG Maker, но добавил ряд продвинутых функций. Получился более сложный в освоении, но вместе с тем и более гибкий аналог.
Игра цепляет необычной завязкой. Мы управляем девочкой Аей — дочерью безумного учёного, который умудряется быть одновременно добрым папой и беспощадным убийцей. Всю игру мы пытаемся спасти отца от мстительных призраков его жертв и попутно узнаём, чем и почему он занимался. У Mad Father несколько концовок, которые зависят от того, готова ли Ая принять истинную природу родителя.
В Mad Father удачно сочетаются готический ужас, атмосфера мрачной сказки и специфичный анимешный юмор. К тому же автор разнообразил геймплей не только стандартными головоломками, но и мини-играми, и даже QTE. Поэтому её проходишь на одном дыхании, а в процессе успеваешь и посмеяться, и растрогаться.
Год спустя разработчик выпустил другой популярный хоррор, Misao. Он сильно напоминает Corpse Party и отличается от неё разве что ставкой на чёрный юмор и огромным количеством способов умереть в процессе прохождения.
The Witch’s House
На первый взгляд, The Witch’s House мало чем отличается от других подражателей Corpse Party. Это игра про девочку Виолу, которая заблудилась в заколдованном лесу и набрела на мрачный особняк. Внутри живёт ведьма, которая не даёт Виоле выбраться из леса. Чтобы спастись, девушке нужно исследовать весь ведьмин дом, начинённый смертельными ловушками, монстрами и секретами.
The Witch’s House очень минималистична. Большую часть времени Виола бродит в одиночестве, решает головоломки и читает записки. А игрок — как можно чаще сохраняется, ведь здесь повсюду нарочито несправедливые ловушки и масса способов умереть за любой неосторожный шаг.
Но когда история начинает складываться в единую картину, The Witch’s House нагоняет такой жути, какую редко встречаешь в ретрохоррорах. А несправедливый и подчас раздражающий дизайн головоломок ближе к финалу отходит на второй план. Игра прославилась благодаря концовке — жестокой, трагичной, переворачивающей всё вверх дном. У The Witch’s House больше общего со сказками братьев Гримм, чем с типичным анимешным ужастиком.
Ib
Ib выделяется среди прочих хорроров интересной концепцией. Всё действие игры происходит в художественной галерее, куда девятилетняя Иб приходит с родителями. Заблудившись в коридорах, девочка попадает в альтернативную реальность, где картины, скульптуры и инсталляции оживают. Теперь ей нужно объединиться с другими потерянными душами и найти путь обратно в реальный мир.
В Ib нет скримеров, гротескной жестокости и других расхожих элементов жанра. Зато автор хорошо поработал над визуальным оформлением и головоломками: они здесь разнообразные, порой нестандартные и требующие внимательности. Игру можно пробежать всего за час, но у неё интересная и драматичная история со множеством концовок.
Tales of the Black Forest
Хорроры на RPG Maker часто пытаются впечатлить жестокостью и большим количеством способов умереть, и Tales of the Black Forest на их фоне выгодно выделяется. Ведь это куда более традиционная, даже поэтичная игра в жанре кайдан.
Действие происходит в 1998 году. Японская школьница Кихара Касин засыпает в поезде — и прибывает в заброшенный городок Куромори, откуда её семья в прошлом переехала. Чтобы вернуться домой, девушке нужно найти способ снять проклятие с этого места. В процессе Кихаре предстоит познакомиться с местными ёкаями и узнать правду о гибели мамы.
Tales of the Black Forest не спешит напугать или шокировать игрока. Это мрачная, неспешная, очень атмосферная адвенчура, в которой юмор соседствует с жестокостью, а волшебные ужасы переплетаются с реальными. Так, история во многом основана на реальном теракте, который произошёл в токийском метро в 1995 году.
The Coffin of Andy and Leyley
Эта эпизодическая адвенчура до сих пор находится в раннем доступе, но игнорировать её невозможно. The Coffin of Andy and Leyley — абсурдная чёрная комедия про брата и сестру, которые застряли в квартире на карантине. Их отношения очень быстро становятся нездоровыми во всех возможных смыслах. А начинается всё с того, что они решают съесть соседа.
Игра воспринимается как чёрный анекдот и немалой долей хайпа обязана табуированным темам вроде каннибализма и инцеста. Но при этом она отлично нарисована и остроумно написана. Герои постоянно обмениваются колкостями и шуточками, а каждая попытка выбраться из очередной передряги приводит их ко всё более безумным и отвратительным поступкам. Следить за их злоключениями попросту весело, будто читаешь эпичный тред на анонимном форуме.
The Coffin of Andy and Leyley отлично попала в свою целевую аудиторию. Её герои нарисованы как персонажи для стикерпаков, а провокационный сюжет пропитан подростковым бунтарством и напускным нигилизмом. К тому же это одна из самых броских и стильных игр на RPG Maker, так что её слава вполне заслужена.
Серия Beautiful Escape
Инди-игры нередко исследуют табуированные темы, и Beautiful Escape: Dungeoneer обошла в этом многих. Это адвенчура про молодого садиста по имени Вердж, который снимает снафф. Главный герой — участник подпольного общества, в котором пытки возведены в ранг искусства. Парень хочет впечатлить свою возлюбленную Дейли, но его «фильмы» получаются в лучшем случае посредственными. Игроку предлагается вывести героя из творческого кризиса и добиться благосклонности Дейли.
Dungeoneer делится на две фазы. В первой мы ходим по городу, заводим знакомства и пытаемся добиться расположения людей, чтобы пригласить их к себе в гости. Получается эдакий симулятор свиданий, где к каждому человеку нужно найти индивидуальный подход. Вторая фаза обставлена как мини-игра: мы помещаем усыплённого гостя в подземелье, расставляем ловушки и включаем камеру.
Одни ловушки наносят урон телу, другие — психике. Вы можете как убить свою жертву, так и свести её с ума. Но в идеальном «фильме» человек должен дойти до предела по обоим параметрам. Тогда и происходит «прекрасный побег» — когда жертва выживает, но в своих мыслях уже никогда не покинет подземелье. Зрители будут в восторге. Глядишь, и Дейли оценит.
Dungeoneer — крайне провокационная игра о любви и одержимости, но харизмы ей не занимать. Эту историю легко представить в каком-нибудь артхаусном кино, а её рассказал студент-психолог из Бразилии, собрав игру всего за пару месяцев.
Успех Dungeoneer стал для Calunio сюрпризом, и разработчик быстро загорелся идеей сиквела. Но реализовать задумку получилось лишь в 2024 году, спустя 14 лет после выхода оригинала. Сиквел называется Beautiful Escape Dolls, и он основан на городской легенде Lolita Slave Toy про врача, который превращает девушек в беспомощных секс-кукол.
В Beautiful Escape Dolls игрок управляет тем самым врачом, который отошёл от дел, забросил практику из-за тремора и устроился медработником в школу. Но из-за травмы головы его сыну срочно нужна дорогостоящая операция, и доктор возвращается к своему нелегальному ремеслу.
В сиквеле нужно за неделю накопить достаточную сумму, и каждый день поделён на три фазы. Сначала мы общаемся с учениками, чтобы втереться к ним в доверие и выбрать подходящую жертву. Затем проводим операцию, пытаясь справиться с тремором рук и как можно меньше навредить здоровью жертвы. А в третьей фазе обучаем куклу с помощью команд и электричества. Сложность в том, чтобы нанести как можно меньше урона психике. Чем лучше состояние «товара», тем больше денег за него дадут.
В перерывах между этим Beautiful Escape Dolls раскрывает историю отношений между антигероем и его семьёй. Если Dungeoneer была историей о любви и муках, в сиквеле куда большую роль играет подавление чужой воли и деконструкция образа «идеальной семьи». Куклы превращаются в жуткий символ бескомпромиссного счастья и взаимопонимания, которое в реальной жизни недостижимо.
End Roll
Сложно объяснить главную прелесть End Roll, совсем не прибегая к спойлерам. Она рассказывает про подростка Рассела, который участвует в эксперименте. Его помещают в пустую комнату, где есть только кровать и стол со шприцем, который наполнен необычным веществом. Принимая его, Рассел попадает в необычный сон. Там он встречает милых и дружелюбных людей, помогает им и весело проводит время.
Суть эксперимента нам раскрывают довольно быстро. Рассел должен научиться эмпатии и ощутить вину за свои поступки. А во снах он встречает образы только тех людей, которых в реальности хладнокровно убил. Если эксперимент провалится, парня ждёт смертная казнь. На всё про всё даётся семь дней.
Создатель End Roll явно вдохновлялся серией Mother, культовой Yume Nikki и их подражательницами, но ему удалось рассказать историю, которая не теряется даже на фоне лучших представительниц жанра. Во многом потому, что Рассел с самого начала прекрасно осознаёт себя во снах и помнит все свои преступления. Он спокойно относится к своим преступлениям и с интересом наблюдает за виртуальными людьми. Лишь когда их характеры раскрываются в полной мере, хладнокровие убийцы даёт слабину. Ведь во снах он успевает привязаться к новым друзьям — не реальным людям, а их идеализированным образам. Впрочем, и это не гарантировано. У игры три концовки, и все они в равной степени трагичны.
Re: Kinder
Темы психических расстройств и особенно депрессии в играх на RPG Maker мелькают часто, но оригинальная Kinder от японского разработчика Parun вышла в 2003 году, когда это ещё не стало своеобразным трендом. В 2010 году вышел ремейк Re: Kinder, который был переведён на английский и обеспечил автору внимание за пределами Японии. К сожалению, вскоре после выпуска ремейка Parun свёл счёты с жизнью.
Re: Kinder рассказывает и показывает вещи, которые в коммерческих играх невозможно даже представить. Это нарочито уродливое, жестокое и гнетущее приключение в мире, порождённом фантазией травмированного ребёнка. В ней автор открыто высказывается о том, к чему приводит отрицание психических расстройств, попытки их игнорировать и демонизировать.
Главный герой — мальчик Сюнсукэ Такано, который возвращается от бабушки с дедушкой домой, но попадает в искажённую версию родного города. На секретной детской «базе» он встречает своих друзей и вместе с ними пытается найти взрослых. Вскоре герои узнают, что во всём виноват второклассник Юити Мидзуока. Он приглашает остальных детей сыграть с ним в игру. Если они смогут выиграть и не умереть в процессе, Юити отпустит их обратно в реальный мир. В Re: Kinder нет четвёртой стены, потому что это и есть игра, в которую попали герои.
Parun не берёг чувства игроков, но на редкость хорошо и креативно подал свою историю. К тому же автор максимально разнообразил стандартную геймплейную формулу JRPG. Здесь нет очков опыта и гринда (Юити пощадил героев и убрал случайные встречи с монстрами), а каждая стычка обставлена как эдакая головоломка с новым набором правил. Благодаря разнообразию геймплейных ситуаций Re: Kinder не успевает наскучить, а её мрачный посыл предвосхитил многие известные игры на схожие темы, сделанные на RPG Maker.
Actual Sunlight
Это короткая, всего на полтора часа, история из жизни Эвана Уинтера — обычного офисного работника, который страдает от одиночества и не хочет жить. Игры о депрессии часто используют сюрреалистичные образы или показывают воображаемые миры, но Actual Sunlight предельно конкретна и бесхитростна. Потому что за основу разработчик взял собственную жизнь.
Благодаря такой откровенности Actual Sunlight изображает пугающе реалистичный портрет человека в депрессии, без анимешной эстетизации и пошлой меланхоличной романтики. Через внутренние монологи и переписки Эвана, его дневник и взаимодействия с коллегами игрок видит, как болезнь поглощает и переваривает всё мировосприятие героя, не оставляя никаких путей для побега. Это гнетущая игра, от которой сложно получить удовольствие в привычном смысле. Но она настолько честна с игроком, что остаться равнодушным почти невозможно.
LiEat
Игры Miwashiba внешне напоминают музыкальные клипы вокалоидов, и неспроста: этот художник работал над многими проектами во франшизе и даже отвечал за дизайн вокалоида V4 Flower. Собственные игры он разрабатывает на Wolf Editor, и все они похожи. Это невыносимо милые детективные истории с причудливым дизайном и безупречной ретроэстетикой. Знакомство с творчеством Miwashiba лучше всего начать с LiEat.
LiEat — это антология из трёх историй, каждая примерно по 40 минут. Все они рассказывают о приключениях афериста Тео и его напарницы Эфи в необычном сказочном мире. Так, Эфи — драконица, рождённая из сокровенного желания Тео. Она умеет распознавать чужую ложь и буквально поедать её. Отсюда и название игры.
Каждая история происходит в новом городе, куда Тео приходит торговать информацией. Вместе с драконицей они помогают местным жителям, распутывают загадочные происшествия и сражаются с монстрами — воплощениями чужого вранья.
LiEat — отличная ролевая адвенчура на один вечер, простая и трогательная. Если она вас зацепит, обязательно попробуйте другие игры разработчика — Alicemare и 1bitHeart. Все они заигрывают с мрачными темами, но никогда не ударяются в чернуху. Это просто милые и трогательные истории с очаровательной рисовкой и необычным лором.
Jimmy and the Pulsating Mass
Одна из лучших и самых аутентичных игр в духе серии Mother. Главный герой — мальчик Джимми, который обладает невероятной эмпатией. Благодаря своей суперсиле он может превратиться в кого угодно — от другого персонажа до какого-нибудь монстра. Конечно, в мире своих грёз.
Но однажды в его внутренний мир приходит мерзкая пульсирующая масса. Она терпеть не может Джимми и его фантазии, поэтому хочет всё уничтожить. Масса похищает родителей мальчика, и тот отправляется спасать семью — а вместе с ней и весь мир.
Jimmy and the Pulsating Mass — полноценная JRPG на все 30, а то и все 50 часов, с эпической историей взросления, сайд-квестами и проработанной боевой системой. В основе геймплея лежит суперспособность героя: превращаясь в других персонажей и существ, Джимми обретает новые навыки и атаки. Вокруг этого выстроен весь баланс и разнообразие тактик, поэтому боёвка не успевает надоесть.
В отличие от многих других игр в духе Mother, эта не пытается шокировать, сгущать краски и нарушать табу. Она предельно верна своему прообразу. Здесь вы будете смеяться, умиляться, переживать и плакать. И это будет весело.
Hello Charlotte
Чтобы объяснить, о чём Hello Charlotte, понадобится отдельный лонгрид. Здесь происходит столько всего, что от количества тем и метафор кружится голова. Это единая история, поделённая на три эпизода, и с каждым новым выпуском она становится всё сложнее, запутаннее и насыщеннее событиями.
Первый эпизод напоминает типичный милый хоррор на RPG Maker: ничего не понятно, но всё очень красиво. Второй превращается в жестокую сюрреалистичную драму о проблемах взросления и социализации. А третий прикидывается антиутопией, чтобы затем вывернуть все события наизнанку и объяснить всё, что происходило в игре.
А действие происходит в воображаемом мире, который работает по запутанным и странным законам. Игроку в нём достаётся роль кукловода, который должен направлять маленькую милую куклу Шарлотту и вместе с ней постигать правила и природу вещей. Чем больше кукла узнаёт об окружающем мире и его жителях, тем сильнее меняется её восприятие и отношение к происходящему вокруг. От любопытства — к разочарованию, нигилизму, а затем и чему-то совсем необычному.
В Hello Charlotte картинка не просто красивая: она постоянно дополняет и обогащает историю визуальными приёмами, метафорами и отсылками. Создательница игры ни в чём себе не отказывала и всячески тасовала разные стили. Одни уровни сделаны в минималистичном духе древнейших JRPG, другие нарисованы карандашами, где-то используются коллажи или необычные цветовые схемы. У персонажа вместо лица может быть спираль или буква, а многие и вовсе наделены животными чертами.
Единственное, чего в игре нет, это подлинное уродство. В Hello Charlotte даже потроха, хтонические монстры и шапочки из скальпа предельно эстетичны, поэтому каждой сценой или портретом персонажа хочется любоваться даже в отрыве от сюжета. Это жестокая и мрачная, но очаровательная игра.
The Endless Empty
Визуальная часть в The Endless Empty состоит из коллажей. Её локации и герои абстрактны, их характерные черты гипертрофированы. А каждая из пяти глав ещё и отличается уникальным стилем. Идеальное решение для такой игры, ведь она описывает предсмертную агонию рок-музыканта, который покончил с собой. Восприятие искажается, образы смешиваются в тревожный суп. А мы берём на себя роль последних осколков того, что когда-то было целостной личностью. И пытаемся осмыслить жизнь, пока она проносится перед глазами в последний раз.
The Endless Empty — концептуальный шедевр, где история, геймплей, музыка и визуальный ряд дополняют друг друга. Здесь мы общаемся напрямую с мыслями и эмоциями, путешествуем по закоулкам мозга и сопротивляемся неизбежному. У нас в партии буквально эмоции и чувства вроде тревожности — а заодно и один конкретный нейрон, который чувствует себя виноватым. Вокруг бушуют конфликты внутреннего мира, которые переплетаются с воспоминаниями о проблемах из мира внешнего.
У игры шесть концовок, и ни одну нельзя назвать счастливой. Зато этот опыт вы вряд ли забудете. Несмотря на сюрреалистичный стиль, The Endless Empty рассказывает вполне конкретную и стройную историю об экзистенциальном ужасе.
Lisa: The Painful
Крупные ролевые игры редко поднимают по-настоящему мрачные и неуютные темы, а ещё реже они наказывают игрока за принятые решения и заставляют испытывать настоящие муки выбора. Зато это мастерски делает Lisa: The Painful. Её разработчик Остин Йоргенсен вдохновлялся Yume Nikki, эстетикой рестлинга и романом «Дитя человеческое». Получилась ролевая игра о боли во всех её проявлениях.
Главный герой Брэд Армстронг — суровый бородатый мужик. Живёт он в мире, где вымерли все женщины. Сам он страдает от того, что не смог в детстве защитить свою сестру Лизу от жестокого отца. Однажды Брэд получает шанс искупить вину: он находит девочку-младенца и растит её как родную дочь в тайне ото всех. Когда девочка исчезает, герой отправляется на поиски. А вместе с ним — и все мужчины в округе, ведь слухи о живой женщине быстро расползаются по миру.
Lisa: The Painful — JRPG на стыке чёрной комедии и психологического хоррора. В своём путешествии Армстронг встречает преступников, безумцев, монстров и извращенцев всех мастей. И ему постоянно приходится вставать перед жестоким выбором. Например, пожертвовать сопартийцем или собственной рукой. А нарочито высокая сложность сражений постоянно искушает закинуться выдуманным наркотиком Joy, который блокирует у героя все негативные ощущения. Каждая потеря и каждый непростой выбор находят отражение в геймплее. Вы вполне можете добраться до финала без рук и отбиваться от противников головой. Вопрос в том, получится ли так пройти игру.
Но настоящий ужас подстерегает Брэда в финале. Ведь ему предстоит многое узнать о себе и своей приёмной дочери. Советуем перед запуском пройти оригинальную Lisa: the First — короткий бесплатный хоррор про сестру Брэда. Так вы лучше поймёте Брэда и узнаете, почему в The Painful Лиза изображена в главном меню.
У игры есть официальное продолжение Lisa: The Joyful, а также два хороших фанатских проекта Lisa: The Pointless и Lisa: The Hopeful — для тех, кто захочет задержаться в этом странном и жутком мире.
Felvidek
JRPG про Словакию XV века в эстетике PS1. Главный герой — рыцарь Павол, который страдает от алкоголизма. Причин выпивать у него немало: под боком стоят османы, по стране шастают гуситы, весь мир катится в тартарары, а ещё и жена ушла. Но рыцарю некогда унывать, ведь он должен объединиться с монахом Матеем и прочими честными людьми, чтобы раскрыть страшный заговор демонических сил. Вообще Матей должен следить, чтобы Павол не закладывал за воротник, но спасти родную землю сейчас важнее.
Felvidek — психоделическая чёрная комедия со славянским колоритом. Её легче всего сравнить с Disco Elysium, но лишь условно. Здесь тоже алкоголь ведёт к познанию себя через саморазрушение, а изрядная доля юмора строится на том, как нелепы бывают люди в отчаянном положении. Мир внутри Павола рушится вместе с окружающим укладом, и осмыслить происходящее можно только в спиртном угаре. Через шутки и нелепые ситуации Felvidek подводит нас к трогательному финалу и неутешительным выводам. И всё это — за пять часов, которые пролетают незаметно.
Серия Fear & Hunger
Обычно инди-разработчик не может себе позволить дорогую графику и анимацию, зато его руки развязаны в выборе правил и тем. Этой свободой на всю катушку воспользовался Миро Хаверинен, создавая Fear & Hunger. Это бескомпромиссные, нарочито несправедливые хоррор-RPG, где каждая схватка может стать последней, а умереть можно бесчисленным количеством способов.
Первая часть выполнена в стилистике нарочито тёмного фэнтези с уклоном в сюрреализм. Мы выбираем одного из доступных героев и отправляемся исследовать подземелья Страха и Голода, чтобы найти одного важного человека. У каждого играбельного персонажа своя предыстория и мотивация для путешествия. Но кем бы мы ни играли, внутри нас ждёт только плохое: подземелья кишат монстрами и ловушками, а если кто-то из местных не нападает на вас сразу, бояться его стоит вдвойне: мало ли что у него на уме. Даже сохраняться здесь опасно: главный герой каждый раз подбрасывает монетку. Если не повезёт, вместо желанного сохранения вас ждёт битва с опасным противником.
Брутальная сложность привлекла к Fear & Hunger внимание, и в 2022 году разработчик выпустил сиквел. В нём события перенесены в условные сороковые годы прошлого века, а на место средневековым ужасам пришли ужасы Второй мировой войны и откровенная лавкрафтовская хтонь. А чтобы жизнь совсем мёдом не казалась, среди играбельных персонажей есть девушка в инвалидном кресле.
Omori
Omori больше шести лет делала художница Omocat, и игра обрела огромное фанатское сообщество ещё задолго до релиза. На выходе получилась оригинальная, трогательная и дьявольски красивая JRPG на 20, а то и все 40 часов — в зависимости от темпа прохождения. Разработчица вдохновлялась серией Mother и Yume Nikki, но рассказала самобытную историю о депрессии и преодолении травмы. В отличие от большинства игр на RPG Maker, боевая система здесь хорошо проработана и играет важную роль в раскрытии сюжета. А популярная в инди-сообществе тема депрессии раскрыта с невероятным вниманием к мелочам.
Главный герой — замкнутый мальчик Омори, который почти не выходит из дома. Он живёт в белом пространстве, откуда есть лишь один путь — в мир фантазий. Там Омори ждут верные друзья, игровые площадки, странные зверушки и захватывающие приключения. Можно даже залезть в космос и подружиться с планетой. А в бою с монстрами ключевую роль играют эмоции персонажей: они влияют на показатели защиты и урона. И на них построена вся игра. Даже критические атаки здесь бьют «в самое сердце».
В реальном мире всё не так радужно. Те же самые друзья не такие приветливые и общительные, а картинка куда реалистичнее и мрачнее. Сражаться герою приходится с людьми и уже не понарошку, что сильно влияет на восприятие боевой системы.
Omori показывает контраст между фантазиями и явью, заставляет героя столкнуться со своими страхами в обоих мирах и сделать первый шаг к принятию себя. Эстетика ретроигр здесь работает на ностальгию и постепенно искажается по мере того, как страхи Омори становятся всё более навязчивыми и реальными.