25-летняя история Resident Evil — на примере восьми номерных игр. Часть 2
Во второй части цикла — история серии от Resident Evil 4 до Resident Evil: Village
В марте 2021 года Resident Evil исполнилось 25 лет. Эта игра не только сделала жанр игрового хоррора массовым, но и породила большую франшизу, в которую вошли несколько фильмов и анимационных картин, а также масса брендированных товаров.
Серия Biohazard (так она называется в Японии) не стоит на месте — она постоянно меняется и старается предложить поклонникам что-нибудь новое. Впрочем, ключевые элементы в ней почти всегда оставались неизменными. В этом материале, состоящем из двух частей, речь пойдёт о трансформации основных выпусков Resident Evil за прошедшие 25 лет, о том, чем вдохновлялись создатели серии и что она привнесла в игровую индустрию.
Это вторая часть цикла. В ней мы расскажем о революционной Resident Evil 4, кооперативных пятой и шестой, а также о сравнительно недавних седьмой и восьмой играх серии.
Resident Evil 4 — 2005 год
У Resident Evil 4 непростая история разработки. Перед тем как приступить к ней, команда съездила в Великобританию и Испанию, чтобы сфотографировать старые готические здания. Руководитель проекта Хидэки Камия, прежде работавший над второй частью серии в той же должности, решил отойти от привычных механик и в новой игре сместить акцент с хоррор-элементов в сторону экшена, создав игру в готическом сеттинге с призраками и мистическими силами.
Правда, идеи Камии слишком уж выбивались из концепции Resident Evil, и потому Capcom предложила дизайнеру реализовать их все в другой игре, которой в итоге стала небезызвестная Devil May Cry. А разработку Resident Evil 4 передали геймдизайнеру Хироси Сибате. Тот начал создавать игру, по сюжету которой главный герой Леон Кеннеди, уже знакомый фанатам по второй части, проникал в европейскую штаб-квартиру корпорации Umbrella, где вновь сталкивался с зомби и мутантами. Впрочем, и эта идея не впечатлила руководство Capcom, и тогда Синдзи Миками решил сам возглавить разработку, оставив почти все наработки коллег в стороне. Тем не менее ранние прототипы игры всё ещё можно отыскать на YouTube.
Смелости Миками можно только позавидовать. Он частично поддержал идею Камии и действительно увёл Resident Evil в сторону экшена, но при этом сохранил все ключевые элементы survival horror. Миками пересмотрел саму идею жанра: он сделал максимально разнообразное приключение, которое при этом было технически выверенным, увлекательным и пугающим.
Resident Evil 4 — полностью трёхмерная игра от третьего лица, где Леону Кеннеди необходимо вызволить дочь президента из лап членов секты Los Illuminados, которая находится в захолустной испанской деревушке. Все мутанты, боссы и рядовые враги в новой игре стали гораздо быстрее и проворнее. А у героя появилось множество различных пушек, каждая — с уникальной баллистикой.
В Resident Evil 4 приятно стрелять не только благодаря разнообразию оружия и его проработке, но и из-за того, как ведут себя враги. Каждая часть тела порабощённых паразитами деревенщин по-разному реагирует на выстрелы. Например, если выстрелить врагу в ногу, он упадёт, что позволит подбежать к противнику и нанести несколько ударов ножом. Это позволяет экономить боеприпасы, которых у героя по традиции очень мало.
Леон умеет выбивать из рук врагов оружие — например, динамит с горящим фитилём. Ещё он способен выстрелами отбивать летящие в него топоры и серпы, а также пробивать снарядами деревянные щиты, что существенно разнообразит сражения. Resident Evil 4 переполнена подобными мелочами.
Игра увлекает и выверенной динамикой. Есть эпизоды, где нужно просто отбиться от толпы озлобленных селян. Есть несколько моментов, где необходимо воевать с озверевшим дровосеком, который гоняется за игроком с бензопилой. Боссов тоже хватает — не все они сложны, но с каждым тем не менее интересно сражаться. Например, с огромным подводным мутантом Дель Лаго нужно биться, плавая на лодке по озеру. Битва с жутким деревенским старостой Биторезом Мендесом происходит в горящем хлеву. А мерзкий коротышка Рамон Салазар перед битвой превращается в огромное отвратительное чудовище, внешний вид которого отсылает к твари из культового фильма «Нечто» Джона Карпентера.
Resident Evil 4 многие полюбили и за проработанную прокачку оружия, и за грамотно выстроенный менеджмент ресурсов. Улучшать стволы можно у местного торговца с выраженным британским акцентом, которого считают одним из самых харизматичных продавцов в истории игровой индустрии. У него же можно продавать собранные драгоценности и закупаться аптечками и другими предметами. Он в игре олицетворяет безопасность, потому что рядом с ним всегда есть пишущая машинка для сохранения — а значит, враги в этой части локации совершенно точно не появятся.
Несмотря на то, что в Resident Evil 4 сильны элементы экшена, игра тем не менее остаётся хоррором и умело пугает. Жители деревни, внутри которых живут паразиты, выглядят злее и агрессивнее зомби. Они раздражающе кричат и выкрикивают ругательства на испанском. Не по себе становится и при встрече с монахами секты Los Illuminados, которые разгуливают в мантиях и хриплыми молитвами нагоняют жути.
Чувство страха поддерживается и за счёт ракурса камеры — она расположена гораздо ближе к спине героя, чем в других экшенах от третьего лица. Из-за этого в игре малый угол обзора, вынуждающий игрока постоянно осматриваться по сторонам и всякий раз пугаться врагов, которые незаметно подкрались сбоку. Дополнительный дискомфорт, который здесь очень к месту, создаёт и тот факт, что Леон не может стрелять на бегу — только стоя на месте. С шестой части серии, впрочем, от этой условности отказались.
Нельзя не вспомнить и привычные для серии головоломки, наличие которых в этой части оправдали изобретательностью средневековых инженеров и архитекторов. Старинные замки и темницы также подразумевают наличие опасных ловушек.
Resident Evil 4 — одна из лучших частей серии, которая так или иначе повлияла на множество других экшенов от третьего лица. Её черты прослеживаются и в серии Gears of War, и в культовой Dead Space, да сама Resident Evil ещё долго опиралась на механики, впервые появившиеся именно в четвёртой части.
Забавный факт: Resident Evil 4 изначально вышла как эксклюзив GameCube, но через полгода игру портировали на PlayStation 2 и впоследствии перенесли на другие консоли. Эксклюзивность для платформы Nintendo — заслуга Синдзи Миками. По его словам, он считал, что первая PlayStation для Sony стала случайным успехом и что второе поколение PS не увидит свет. О вышедшей в 2004 году Xbox от Microsoft геймдизайнер тоже был невысокого мнения.
«Nintendo в будущем останется единственной компанией, у которой будут игры для всех — не только для детей, но и для взрослых», — заявил тогда Синдзи Миками.
Resident Evil 5 — 2009 год
В 2007 году Синдзи Миками покинул Capcom, поработал в студиях Clover и Platinum Games, а затем, в 2010 году, основал собственную компанию — Tango Gameworks, известную хоррор-серией The Evil Within. К играм франшизы Resident Evil после четвёртой части он не имеет никакого отношения.
Несмотря на то что на момент создания и релиза Resident Evil 5 серия лишилась Синдзи Миками, именно пятая часть оказалась одной из самых успешных — её продажи с учётом специальных изданий перевалили отметку в 10 миллионов копий.
Успех был связан и с тем, что Resident Evil 5 основывалась на идеях четвёртой части, и с тем, что в этой игре появился полноценный кооператив: игру можно пройти вместе с другом. А ещё пятая часть — одна из важнейших с точки зрения общего сюжета серии: именно в ней Capcom, перенеся место действия в Африку, раскрыла многие детали лора и позволила игрокам выступить против главного на тот момент злодея Альберта Вескера.
Базовые геймплейные механики в Resident Evil 5 никак не изменились со времён четвёртой части. Персонажи всё ещё не могут одновременно ходить и стрелять, камера всё так же «висит» позади героя, а большинство динамичных эпизодов проходятся с QTE. При этом без Миками Capcom отошла от хоррора ещё дальше: стрельбы стало гораздо больше, а пугающих моментов — меньше. Тем не менее в игре сохранились элементы традиционного жанра — патронов в ней порой не хватает, враги время от времени могут доставить массу проблем, да и менеджмент инвентаря оставили.
Последний, правда, немного изменился. Если в Resident Evil 4 разные вещи могли занимать больше или меньше места в рюкзаке, то в пятой части, как и в первой, любой предмет помещается в одну из девяти клеток в инвентаре. Увеличить вместимость сумки при этом нельзя, но не следует забывать и о том, что Resident Evil 5 — игра кооперативная, рассчитанная на двух игроков и, соответственно, двух персонажей. У каждого — свой инвентарь из девяти ячеек.
Что же до главных героев, то в этой игре разработчики предложили играть или за Криса Редфилда, знакомого по первой части серии, или за его напарницу Шеву Аломар, новенькую в Resident Evil. При этом практически все трудности персонажи преодолевают вместе, решение головоломок тоже построено на взаимодействии с товарищем. Играть в Resident Evil 5 можно и в одиночку — в этом случае вторым персонажей будет управлять ИИ.
Особенно к месту кооператив в тех эпизодах, где напарникам необходимо действовать слаженно. Так, в одном из них Шеве нужно освещать путь в тёмных шахтах, а Крису в этот момент — отстреливаться от монстров. Также в некоторых эпизодах Крису предстоит принять решение — прикрыть Шеву или сосредоточиться на сражении с окружающими его противниками. Кроме того, есть этапы, где одному из компаньонов надо быстро крутить рычаг, чтобы открыть дверь, через которую сможет пробежать второй персонаж. Интересно, что в начале разработки игра задумывалась как одиночное приключение, но затем разработчикам пришлось изменить подход к дизайну игры.
«Изначально Resident Evil 5 разрабатывалась как однопользовательская игра, поэтому нам пришлось сильно изменить дизайн, когда мы решили сделать её кооперативной. Но мы были уверены, что это сделает приключение только лучше. Я думаю, тогда мы приняли правильное решение» — заявил Ясухиро Анпо, один из руководителей разработки.
Некоторых фанатов, впрочем, оттолкнуло отсутствие проработанных мелочей, которых было в достатке в Resident Evil 4. Да и более существенное смещение акцента в сторону экшена не всем пришлось по душе. Кроме того, в Resident Evil 5 гораздо больше чек-пойнтов и сохранений, чем в предыдущих частях. Всё это делает игрока увереннее и спокойнее, что идёт вразрез с философией серии.
Resident Evil 6 — 2012 год
Resident Evil 6 — ещё более масштабный и яркий экшен, далеко ушедший от изначальных идей серии. Вышедшая в 2012 году игра метила в аудиторию серий Uncharted и Call of Duty, а также фильмов Майкла Бэя. Желание Capcom превратить в блокбастер франшизу, которая прежде славилась элементами жанра survival horror, оценили не все.
В этот раз разработчики предложили несколько небольших сюжетных кампаний, которые в итоге складываются в единую большую историю. В центре повествования — шесть центральных персонажей:
- Леон Кеннеди и Хелена Харпер — у них самая мрачная кампания, порой даже напоминающая классические части серии;
- Крис Редфилд и Пирс Нивенс — их сюжетная кампания полна экшена и масштабных перестрелок;
- Джейк Мюллер и Шерри Биркин — эта пара героев вынуждена периодически действовать скрытно и время от времени убегать от огромного и опасного мутанта;
- Ада Вонг — дополнительная кампания, где раскрываются детали общего сюжета.
Ближе к финалу все герои сходятся в одной точке — примерно так же, как и во второй части, где в определённый момент пересекаются пути Леона Кеннеди и Клэр Редфилд. В Resident Evil 6 герои тоже наблюдают за одними и теми же событиями с разных точек зрения.
По мнению большинства поклонников серии, в Resident Evil 6 разработчикам так и не удалось грамотно объединить привычные механики с безостановочным экшеном. Авторы, кажется, и вовсе не думали делать акцент на хорроре.
Resident Evil 7: Biohazard — 2017 год
После релиза шестой части серии Capcom несколько лет активно использовала идеи Синдзи Миками, заложенные ещё в Resident Evil 4. Между 2012-м и 2016-м компания выпустила ответвление Resident Evil: Revelations 2, а также мультиплеерную Umbrella Corps. Но в 2017 году компания создала Resident Evil 7 — игру, которая вновь переизобрела серию и при этом вернула в неё все ключевые элементы классических игр.
«Я не отвечаю за направление всех остальных игр во франшизе, но верю, что ужас — это абсолютная необходимость в основной серии Resident Evil», — подчеркнул руководитель разработки Resident Evil 7 Коси Наканиси.
Самое заметное изменение по сравнению с прошлыми частями серии — вид от первого лица. Такая перспектива позволила разработчикам гораздо глубже погрузить игроков в процесс. А уж если вы играли в Resident Evil 7 в очках виртуальной реальности, то и сами знаете, насколько эта игра страшная — во многом из-за возможности наблюдать за происходящим глазами главного героя.
«Я считаю, что ракурс от первого лица — лучший, он предлагает высочайший уровень погружения в игру жанра survival horror», — заявил продюсер серии Resident Evil Масачика Кавата.
События новой игры разворачиваются в захолустье Луизианы — в огромном доме странной семейки Бейкеров. Сюжет крутится вокруг одного персонажа — Итана Уинтерса, который ищет свою пропавшую без вести жену.
Немало времени занимает исследование уровней и решение головоломок, да и в целом темы седьмой части куда ближе к оригинальной трилогии из 1990-х, чем к трём предыдущим играм. На месте и меню инвентаря, и механика создания аптечек из целебной травы.
Capcom поместила несложный сюжет и традиционные составляющие лучших частей Resident Evil в хоррор от первого лица — и оказалось, что это именно то, что было нужно. Идеи седьмой части компания логично развила в Resident Evil: Village, вышедшей в мае 2021 года.
Resident Evil: Village — 2021 год
Resident Evil Village сконцентрировала в себе всё лучшее, что было в серии предыдущие 25 лет. Игра также считается идейной наследницей четвёртой части — в первую очередь из-за сеттинга. Кроме того, в Village, как и в Resident Evil 4, главному герою (это снова Итан Уинтерс) нужно спасти близкого человека от психов из европейской деревушки, к тому же здесь есть торговец, а также инвентарь в виде чемодана. И без загадочного культа, которому поклоняются жители деревни, не обошлось. Словом, сходств достаточно, но и различий, конечно, хватает. Первое и самое заметное в том, что восьмая игра, как и седьмая, — от первого лица.
Кроме того, в этой игре впервые в серии игроку нужно воевать не с зомби или одержимыми селянами и мутантами, а с полуоборотнями и существами, внешний вид которых отсылает к восточноевропейскому фольклору. Здесь есть вампиры и даже монстр, вызывающий в памяти дракона.
Если сравнить с седьмой частью, Village гораздо динамичнее благодаря большему количеству врагов и открытых пространств. Игра побуждает активно использовать весь арсенал, который традиционно состоит из пистолетов, дробовиков, гранат, различных мин и снайперской винтовки.
Главная звезда Resident Evil: Village — Леди Димитреску, которая в рекламной кампании проекта играла роль своеобразного маскота. К сожалению, Димитреску в игре не так много, как хотелось бы фанатам, но все эпизоды с ней прекрасно запоминаются. Она в Village в какой-то степени продолжает дело Немезиса и Тирана — высокая женщина преследует Итана в огромном средневековом замке, пытаясь нанести ему физический и моральный ущерб. Эпизоды с ней не очень устрашают, но вызывают чувство дискомфорта.
«Катарсис в играх серии Resident Evil происходит тогда, когда игрок преодолевает свои страхи, — это уникальная составляющая серии. И мы всегда пытаемся сделать игры франшизы такими, чтобы они по-настоящему пугали», — заявил Цуёси Канда, продюсер Resident Evil: Village.
За 25 лет серия Resident Evil заметно изменилась и не раз повлияла на другие популярные игры. Первые части если и не создали жанр survival horror, то уж точно сделали его популярным, а четвёртая игра вдохновила разработчиком многих экшенов от третьего лица. При этом серию Resident Evil невозможно спутать ни с какой другой — в первую очередь благодаря устойчивым жанровым элементам, которые в том или ином виде появлялись в каждой игре серии.