Геймдев
#статьи

25 ролевых игр, в которые стоит поиграть после Baldur’s Gate 3

От зарекомендовавшей себя классики до менее очевидных произведений.

Скриншот: игра Baldur’s Gate 3 / Larian Studios

Возможно, вы прошли Baldur’s Gate 3, добежали до финала ещё раз на большей сложности другим классом, пнули белку за злодея, попробовали хаос кооператива, выбили все ачивки — и насытились игрой. И теперь задаётесь вопросом: что дальше?

На этот случай мы подготовили подборку из 25 лучших ролевых игр и серий, которые стоит пройти, если вам понравилась Baldur’s Gate 3. Все они чем-то на неё похожи и при этом тоже отличные RPG.

Содержание

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Чекпоинт». Это уютное место, в котором мы рассказываем об играх и о том, как они создаются, а также делимся полезными советами разработчиков и пишем о важных обновлениях популярного софта. Комментарии открыты: вы можете предложить идею для нового текста или просто обсудить всё, что связано с геймдевом.

Дилогия Divinity: Original Sin

Первая и вторая Divinity: Original Sin — самые похожие на Baldur’s Gate 3 игры. Собственно, во многом они и легли в основу хита от Larian Studios.

У них один и тот же движок и одинаковый визуальный стиль. Место действия схожее — классическое фэнтези с магией, орками и приключенцами. Сюжет с тонной шуток и яркими второстепенными квестами. Кооперативный режим, в котором в итоге всё сводится к череде смешных ситуаций (и, вероятно, массовой гибели мирных NPC). И конечно же, сюжет начинается с «высадки» на маленький бережок.

Но, что важнее, у обеих частей Original Sin и третьей Baldur’s Gate одна и та же геймплейная база. И дело не только в том, что и там, и там — партийная RPG с пошаговыми боями. В них игровой мир состоит из огромной кучи взаимосвязанных систем, на которые дают влиять самыми разными способами.

Divinity: Original Sin 2 — любовное письмо богу огня
Скриншот: игра Divinity: Original Sin 2 / Larian Studios

Если хватит сил, получится поднять и перетащить что угодно — а то и прибить этим первого подвернувшегося гоблина. Запертая дверь обычно открывается найденным ключом или вскрывается отмычкой — но ещё её можно обойти или исполосовать в щепки. Огонь тушится водной магией или закидывается бочками с водой. Есть неплохие шансы пнуть почти каждого врага в пропасть — хотя и они могут вытолкать ваш отряд туда. В общем, творится всё то, за что эти игры хочется назвать самыми настоящими immersive sim — если вы не жанровый пурист.

Но если чуть приглядеться, замечаешь массу отличий. Серия Divinity работает не по D&D, отчего в Original Sin совершенно другой мир, в ней нет классовой системы, есть очки действий в бою и не нужно постоянно бегать отдыхать в лагере. У двух прошлых игр Larian нет большого бюджета, поэтому локации в них скромнее, кат-сцены — пореже, диалоги — в маленьком окошке. Плюс больший упор на элементальную магию: чтобы выиграть, часто приходится бродить по колено в лужах яда и смотреть, как всё вокруг пылает.

Первые две части Baldur’s Gate

Baldur’s Gate — сборник всех самых хайповых трендов 1990-х. BioWare в ней больше напирала на сюжет, почти как в JRPG. Сделала боёвку в режиме реального времени с оглядкой на RTS. Нарисовала изометрическую графику в духе Diablo и стратегий. Потому игра с большим отрывом обогнала по продажам все остальные партийные RPG.

В 2000-м в Baldur’s Gate 2 формулу довели до ума — так появилась икона жанра, на которую до сих пор чуть ли не молятся. По степени культовости среди западных ролёвок с ней могут сравниться только Diablo 2 и Fallout 2 — правда, первая не так сильно влияла на партийные RPG, а наработки второй со скрипом приживались в фэнтези.

Baldur’s Gate 2 — один из главных популяризаторов нелинейных сюжетов среди ролевых игр, регулярных проверок навыков и длинных ветвистых диалогов, на которые влияют раса и класс персонажа. Она сделала чуть ли не обязательной возможность переспать с кем-нибудь из сопартийцев, среди которых должны быть сплошь яркие харизматичные персонажи с пачкой скелетов в шкафах, которые надо потихоньку расковыривать по ходу прохождения. Всё это встречается и в триквеле.

Первые две части Baldur’s Gate сюжетно связаны с третьей — но частично. Действие разворачивается в том же мире, Фаэруне. Как в первой части, есть город Врата Балдура. Двое возможных сопартийцев, Джахейра и Минск, сопровождали игрока и в прошлых играх. Даже есть связь с рассказом о детях Баала, вокруг которого крутилась изначальная дилогия, — но в основном это видно по не слишком очевидным отсылкам.

Сейчас один из самых комфортных способов приобщиться к Baldur’s Gate — версия Enhanced Edition с поддержкой широкоэкранных разрешений
Скриншот: игра Baldur’s Gate: Enhanced Edition / Beamdog

Во всём остальном, что не касается сеттинга и общих элементов жанра, Baldur’s Gate 3 — совсем другая игра.

Она тоже сделана по мотивам D&D — но не по второй редакции правил, а по пятой. Бои в ней не в реальном времени, а пошаговые. Из-за этого в сражениях гораздо больше тактической глубины: богаче арсенал умений, нужно раздумывать над каждым шагом. У BioWare в Baldur’s Gate же схватки часто сводятся к хаотичной толкучке юнитов в духе RTS.

Мод «Трилогия Врат Балдура» переносит некоторые улучшения из второй части в первую. Его можно установить и для оригинала, и для Enhanced Edition
Скриншот: игра Baldur’s Gate / BioWare

И самое главное: окружение первых частей Baldur’s Gate сделано по совершенно другим принципам. Оно куда более статично. Поставил разработчик сундук — всё: его нельзя ни сдвинуть, ни уничтожить. Никаких заигрываний с физикой. Вне диалогов практически вся вариативность сводится только к способам прокачки персонажа и тому, как именно вы уничтожите очередную толпу врагов. Само по себе это не плохо — просто другая школа геймдизайна.

Серия Neverwinter Nights

Это следующий проект BioWare после Baldur’s Gate 2, но сделанный в 3D. Город Невервинтер, место действия игры, стоит возле побережья того же моря, что и Врата Балдура. Схожий геймплей с кучей диалогов и боями в режиме реального времени. Почти тот же набор сюжетных штампов. Кажется, игру не назвали Baldur’s Gate 3 только из-за того, что в ней нет вообще никакой сюжетной связи с серией. А новшества вроде трёхмерной графики и новые правила D&D — редакции 3,5 — ничего кардинально не меняли.

Парадоксально, что при этом Neverwinter Nights сложно назвать партийной RPG всего лишь из-за одной вещи: ваш герой может ходить только с одним-двумя компаньонами — и то временными. Сиквел от Obsidian это исправил, расширил размер партии и в целом ещё сильнее уподобился Baldur’s Gate 2: оттуда взяли даже механику управления собственным замком.

Скриншот: игра Neverwinter Nights: Enhanced Edition / BioWare

В дополнении к сиквелу Mask of the Betrayer отошли немного в сторону и вместо совсем уж стандартного сюжета о борьбе со злом показали историю, где нужно путешествовать по снам, разбираться в тонкостях договоров с дьяволом и общаться с древними духами. А во втором аддоне, Storm of Zehir, главные герои — партия персонажей, решивших заняться фэнтезийным капитализмом.

И есть ещё одна важная деталь, связанная с серией Neverwinter Nights. Она взяла себе название от одноимённой MMORPG 1991 года, одного из первых проектов в жанре. Частично из-за этого в играх от BioWare тоже появился мультиплеер — но он больше напоминал партии в настольную ролёвку. Данжен-мастер составлял приключение для небольшого числа игроков, на которое он мог напрямую влиять во время прохождения. Нечто подобное Larian потом попыталась сделать в Divinity: Original Sin 2, но в Baldur’s Gate 3 от этого остался лишь кооператив на четырёх человек.

Из-за такого онлайн-режима пользователи могли создавать собственные карты и кампании — причём не только мультиплеерные. Так появилась целая череда трёхмерных ремейков Baldur’s Gate, Pool of Radiance, Icewind Dale. Делали и почти полноценные новые игры вроде скандально известной A Dance with Rogues.

Weird West

Сперва может показаться, что Weird West вообще ничем не похожа на Baldur’s Gate 3. Это вестерн без пошаговой боёвки, в котором можно стрелять с двух револьверов в прыжке с замедлением времени, прямо как в Max Payne. Там даже нет классических очков опыта: персонажи прокачиваются с помощью вещей, которые надо искать на локациях.

Но на самом деле у Weird West много общего с недавними проектами от Larian. Просто её разработал Рафаэль Колантонио, а он сделал себе имя на иммерсивных симуляторах, философию которых протащил и сюда. Потому по части взаимодействия с окружением Weird West очень схожа с Baldur’s Gate 3 — тем более, что кроме них и дилогии Original Sin подобных проектов с видом сверху больше нет.

Сделать импровизированную лестницу из нескольких ящиков, чтобы залезть на этаж повыше и ограбить торговца? Без проблем. Тихонько разложить вокруг врагов взрывающиеся бочки, чтобы закончить бой одним выстрелом? Почему бы и нет. Пинать закрытую дверь до её полного разрушения? Рабочая тактика.

Есть мод, который включает режим от первого лица — но игра под него не затачивалась
Скриншот: игра Weird West / WolfEye Studios

Несмотря на то, что сеттинг схож с Диким Западом, в нём навалом мистики и магии. Ведьмы, зомби, призраки, вервольфы — там много старых знакомых из классического фэнтези. Разве что нет рыцарей с орками и никто не кастует фаерболы.

При этом глобально геймплей похож на Fallout. Есть путешествия на глобальной карте — только вместо машины заводишь себе лошадь. Лута действительно много, так что всегда есть чем поторговать. Есть и спутники, которых можно использовать в том числе вместо вьючных мулов. Ну и конечно, огромное количество диалогов и квестов с развилками.

Серия Dragon Age

Во времена PlayStation 3 и Xbox 360 наступила эпоха ААА-игр. BioWare последовала этому тренду: так появилась Dragon Age: Origins. Она работала не по правилам D&D, но в остальном ощущалась как Baldur’s Gate 2, сделанная по стандартам высокобюджетных проектов конца 2000-х. И это означало не только эпическую историю с разнообразными локациями, современную 3D-графику и зрелищность.

Вероятно, ориентируясь на более массовую аудиторию, свободу игрока урезали, сражения сделали менее хардкорными и упростили ролевую систему. В те времена многие разработчики делали ставку на антигероев, брутальность, мрачность и «взрослые темы» — причём даже с некоторым перебором, как в God of War и Gears of War. Потому в Origins встречаются расчленённые трупы, толпы подонков, обнажённые демонессы, социальные проблемы чуть ли в каждом из подсюжетов, а герои даже после убийства крысы оказываются с ног до головы облиты кровью. В таком же духе делали и развилки, которые обставлены в виде сложных моральных дилемм, — потом они окончательно превратятся в одну из самых разрекламированных фишек жанра RPG.

Скриншот: игра Dragon Age: Origins / BioWare

Dragon Age: Origins познакомила с западными классическими партийными RPG много новых игроков. И долгое время она оставалась единственной игрой в таком стиле, которую делали со столь большим бюджетом и размахом. Dragon Age 2 оказалась очень камерной и менее глубокой. Третья часть, Dragon Age: Inquisition, хоть и вернулась к масштабному повествованию, но ещё дальше пошла по пути упрощений.

Сейчас Dragon Age: Origins и Baldur’s Gate 3 можно воспринимать как два противоположных способа сделать партийную ААА-RPG: в первом — следование главным трендам индустрии, во втором — возвращение к олдскулу. Впрочем, это иллюстрации, скорее, аккуратных форм этих подходов, при которых стараются не сильно разрушать ожидания большинства игроков.

Дилогия Ultima 7

Вернёмся к истокам — в 1992 год, когда Ричард Гэрриот выпустил Ultima 7. Сейчас она выглядит уже не настолько величественно, как в своё время. Диалоги далеко не всегда хорошо прописаны, а характеры персонажей не отличаются особой глубиной. Прокачка во всём проигрывает Fallout и Baldur’s Gate. Боёвка напоминает Diablo — только сильно примитивней и со скудной вариативностью.

Почему же Свен Винке, глава разработки Baldur’s Gate 3, до сих пор ей вдохновляется и даже называл её в 2013 году чуть ли не идеалом во всём, кроме графики и сражений? Просто фэнтезийный мир Ultima 7 невероятно детализирован.

В первые же минуты прохождения игрок сталкивается с трупом, расчленённым культистами. Для 1992-го это немыслимо брутально
Скриншот: игра Ultima 7: The Black Gate / Origin Systems

Вселенную Ultima 7 хорошо проработали за несколько прошлых частей серии Ultima. У игрока полная свобода отправиться куда угодно — если он найдёт способ, как преодолеть очередное препятствие. Например, открыть магические ворота или заставить работать мёртвого паромщика. Можно заговорить с каждым прохожим и услышать не «википедийную» справку, как в Morrowind, или «слухи», как в Oblivion, а пару уникальных слов о себе. Практически в каждом здании есть какой-нибудь неочевидный секрет. Чуть ли не каждый предмет можно потрогать и переместить.

Игроки до сих пор вспоминают тот факт, что в Ultima 7 можно было приготовить хлеб: просто высыпать муку на стол, пролить на неё воду, полученную смесь отправить в печку и подождать до полной готовности. В 1992-м такое поражало настолько, что запоминалось на всю жизнь. Правда, это всё влияло в основном на погружение, а не на геймплей.

Серия Pillars of Eternity

В начале 2010-х благодаря Kickstarter, цифровым площадкам и доступным движкам наступил ренессанс компьютерных RPG, когда разработчики начали массово делать недорогие игры жанра. И они сильно вдохновлялись классикой — а потому обязательно появлялась мысль «А давайте сделаем свою Baldur’s Gate 2». Первый такой «духовный наследник» — Pillars of Eternity от Obsidian Entertainment.

Она старалась во всём походить на свою предшественницу, но при этом всё-таки быть современнее. Графика изометрическая — но изначально заточенная под высокие разрешения. Мир походит на стандартное D&D-шное фэнтези — но там уже используют мушкеты. Сюжет пытается быть сложнее и больше напирает на философские вопросы. Ну и в целом игра, конечно, удобнее, чем проект из конца 1990-х.

Но Pillars of Eternity подводит то, что она слишком пытается быть «новой Baldur’s Gate 2». Из-за этого заметней, что она скромнее в масштабах и с большим числом спорных механик, чем у игры BioWare. Многое кажется недостаточно переосмысленным и слишком уж вторичным. И экспозиция ужасает. В попытке выстроить фэнтезийный мир с нуля авторы вываливают на игрока скучную специфическую терминологию и просто неподъёмные объёмы информации, не связанной напрямую с сюжетом.

В прямом сиквеле, Pillars of Eternity 2: Deadfire, разработчики уже не так сильно закидывают игрока лором. Да и тут менее заезженное место действия — фэнтезийный аналог Карибских островов. Появились корабельные сражения — правда, по большей части они проходят в режиме текстового квеста. Можно даже переключиться с реалтаймовой боёвки на пошаговую, которая неплохо работает.

Странно, но это уже второй раз, когда ветераны индустрии в сиквеле духовного наследника классической фэнтезийной RPG обращаются к пиратской тематике. Есть ведь ещё Risen 2: Dark Waters
Скриншот: игра Pillars of Eternity 2: Deadfire / Obsidian Entertainment

Tyranny

Tyranny — другая попытка Obsidian Entertainment сделать шаг в сторону от Baldur’s Gate 2. Партийная RPG, море диалогов, харизматичные спутники, магия, сотни перебитых врагов по ходу сюжета — всё по классике. Но есть нюанс: нужно не бороться с тёмным властелином, а отыгрывать роль его слуги.

Мир Tyranny — фэнтезийная вариация бронзового века, в которой владыка Кайрос с помощью мощного волшебства и войск, вооружённых железным оружием, захватил практически весь мир. А игра начинается с того, что он (или она — никто не знает) почти завоевал последнюю свободную его часть. И Кайрос туда отправил главного героя — судью, следователя и палача в одном лице, чтобы решить проблемы двух его армий, застрявших у стен главной крепости региона.

А ещё у игры интересный «рубленый» художественный стиль
Скриншот: игра Tyranny / Obsidian Entertainment

Благодаря такому повороту сюжета игрок — вовсе не мальчик на побегушках. Так, по одному из первых заданий надо вломиться в палатку к генералам и отругать их за проблемы на войне. И дальше приходится постоянно решать политические вопросы целого региона. А из-за того, что ты изначально на стороне кровожадной орды, разоряющей всё вокруг, не побудешь добрым паладином: в любом случае придётся вести себя цинично. Даже отношения со спутниками можно выстроить так, чтобы они все жутко боялись вас, — за это игра даже наградит.

Но играйте только с DLC. Без них Tyranny в середине сильно провисает, а истории ваших спутников толком не получают развития.

Серия Pathfinder

Из потока партийных RPG к званию «новой Baldur’s Gate 2» в прошлом десятилетии ближе всего приблизилась Pathfinder: Kingmaker от Owlcat Games. Настольная RPG Pathfinder, по мотивам которой она сделана, — это просто модифицированная версия D&D версии 3,5. Да и место действия, мир Голарион, неподготовленный человек легко спутает с Фаэруном.

Owlcat Games в целом повторяет классическую формулу BioWare. Но из-за того, что в ролевой системе игры просто колоссальное число опций по развитию героя и его партии, Pathfinder: Kingmaker можно смело назвать Neverwinter Nights 2 на стероидах. Разве что баги на релизе впечатления подпортили.

В сиквеле, Pathfinder: Wrath of the Righteous, разработчики сотворили почти невозможное — сделали игру на порядок комплексней. Потратить четыре часа на генерацию персонажа? Обычное дело. Хотите создать лисицу верхом на трицератопсе? Доступна тьма сочетаний, даже самые извращённые. Да и по ходу прохождения можно превратиться хоть в безжалостный рой насекомых. Причём всё остальное схожих размахов — от вариаций врагов до числа развилок. Туда даже вшиты руководство поселением и сражения целых армий, оформленные в стиле битв из Heroes of Might and Magic 5. И, что неприятно, снова баги.

Если что, в центре стоит не монстр — это главный герой
Скриншот: игра Pathfinder: Wrath of the Righteous / Owlcat Games

Серия Dark Sun

Dark Sun — мир D&D, который просто обожали в американских тюрьмах в 1990-х. Вероятно, заключённым нравились приключения циничных гладиаторов с каменными топорами в пустыне на фоне магического постапокалипсиса. Эти истории ощущались как смесь «Безумного Макса», «Конана-варвара» и «Дюны», заваренная на основе D&D.

В 1994-м по мотивам этого сеттинга выпустили видеоигру Dark Sun: Shattered Lands. И она похожа на этакое переходное звено между старыми проектами по D&D и новыми. В ней огромные яркие пиксели и пошаговая боёвка, почти как в старой линейке Gold Box. Но в то же время доступный интерфейс, хорошая нелинейность, интересные квесты и много полноценных диалогов — то, чем в 1998-м так прославилась Baldur’s Gate.

Shattered Lands разве что не хватало полировки и мрачности, чтоб кишки друг другу выпускали варвары, выглядящие в духе обложки игры от Джеральда Брома, а не какие-то «мультяшки». Если бы не это, светил бы ей культовый статус в Восточной Европе, где просто обожают суровость в духе Fallout и «Ведьмака».

Скриншот: игра Dark Sun: Shattered Lands / Strategic Simulations Inc.

Сиквел, Wake of the Ravager, частично восполнил эти недостатки. А ещё добавил багов. Первая часть и без того считалась глючной, а продолжение так и вовсе получило славу игры, в которую нужно играть на свой страх и риск.

А третья игра по вселенной, Dark Sun Online: Crimson Sands, — MMORPG, вышедшая за 11 месяцев до Ultima Online. В итоге она оказалась никому не нужна, спустя три года закрылась, и в неё сейчас невозможно сыграть. Не рекомендуем изобретать машину времени, чтобы попробовать её.

Arx Fatalis

Arx Fatalis — RPG от первого лица, где нужно в одиночку бродить по подземельям (потому что магический постапокалипсис и больше некуда податься), махать мечом, как в экшен-играх, и рисовать заклинания, как закорючки в Paint. Но исследование мира вполне в духе Baldur’s Gate 3 — всё-таки перед нами первый иммерсивный симулятор от Рафаэля Колантонио.

Чтобы Arx Fatalis более или менее адекватно работала на современных системах, фанаты выпустили порт игры под названием Arx Libertatis
Скриншот: игра Arx Fatalis / Arkane Studios

Мир состоит из множества препятствий, которые можно преодолеть несколькими способами. У игрока неплохой набор инструментов для этого: отмычки, фаерболы, телекинез, левитация, умение двигать камни и возможность общаться с местными жителями. Локации проработаны в мельчайших деталях, так что приходится внимательно смотреть по сторонам и подмечать тайники, читать записки, находить чужие вещи, которые плохо лежат. При этом разработчики не особо принуждают к какому-то определённому типу прохождения: вырежи хоть пачку сюжетно важных NPC — игра от этого не поломается.

А ещё в Arx Fatalis вы можете сделать хлеб — прямо как в Ultima 7. И готовка еды — полноценная игровая механика, которая помогает насыщаться и восстанавливать здоровье, а также проходить некоторые квесты. Просто изначально проект задумывали как третью часть Ultima Underworld, спин-оффа серии Ultima.

Exanima

Если вы хотели от Baldur’s Gate 3 больше честной физики, то для вас есть Exanima. Каждый шаг людей и монстров целиком подчиняется её законам. Будешь неаккуратен — упадёшь, и тебе в спину воткнут топор. Чтобы просто взмахнуть мечом, нужно двигать руки героя мышкой. Окружение реально влияет на сражение: закинуть врагу под ноги корзину, держаться освещённых мест, не давать зажать себя возле какого-нибудь стола.

Игра относительно реалистично симулирует темноту. Это играет на атмосферу, но часто не помогает пониманию того, что вообще происходит в бою
Скриншот: игра Exanima / Bare Mettle Entertainment

Но из-за главной фишки игры все персонажи ходят будто вусмерть пьяные. Герой и враги еле-еле поворачиваются, постоянно спотыкаются об ящики и часто подолгу не могут встать, запутавшись в стульях. И в игре не так много всего, помимо сражений: немного ловушек, чуток головоломок, простенькая прокачка с возможностью научиться магии и никакого сюжета. А ещё это вечный ранний доступ почти без обновлений.

Серия Drakensang

Изначально ролевая система Das Schwarze Auge (The Dark Eye) — немецкий клон D&D. Всё как положено: с магией, псевдо-Средневековьем, эльфами и цвергами (те же дварфы, только в Германии). Но потом авторы избавились от жёсткой классовой системы, придумали свои фишки и углубили вселенную.

По этой ролёвке в 2008-м выпустили Drakensang: The Dark Eye — видеоигру в духе Baldur’s Gate и Neverwinter Nights 2. Она выглядит симпатично, в ней приятная лёгкая атмосфера и смешные персонажи — но только в начале прохождения. Потом авторы неловко нагнетают мрака и громоздят очередную скучную штампованную историю борьбы со злом. Ваши сопартийцы быстро затыкаются, а в подземельях всё чаще приходится драться с однотипными монстрами.

А вот её приквел, Drakensang: The River of Time, — одна из самых уютных игр жанра. Она не пытается казаться натужно серьёзной: это просто небольшое путешествие группы приключенцев, вынужденных разбираться с очень локальной проблемой — бандой пиратов. Нет недостатка диалогов с милыми и нелепыми персонажами. И сражения уже не так сильно душат игрока.

Даже если вы не играли в детстве в The River of Time, кадры из неё всё равно могут навевать чувство ностальгии
Скриншот: игра Drakensang: The River of Time / DTP

Planescape: Torment

Planescape: Torment — одна большая насмешка от Black Isle Studios.

Проект разрабатывали на движке Baldur’s Gate, со схожим геймплеем, по тем же правилам D&D. Но вся игра состоит из издевательств над классикой фэнтези, из штампов которой сшито большинство партийных RPG.

Герои обычных фэнтезийных историй пытаются не умереть сами и кого-нибудь спасти? Главный герой Planescape: Torment — бессмертен и в итоге может сам захотеть умереть. Образ рыцаря в сияющих доспехах и с магическим мечом? Тут играть предстоит за человека, больше похожего на ходячий труп, у которого татуировки вместо брони, а вместо меча почти всегда — ножи, дубинки или… чьи-то руки. И его путешествие по большей части сводится к философским рассуждениям.

Старая пререндеренная графика добавляла игре нужную долю угрюмости
Скриншот: игра Planescape: Torment: Enhanced Edition / Beamdog

Драконов, эльфов, орков нет. Вместо них — создания из самых странных уголков D&D. В других играх убийство крыс — задание для ничего не умеющих новичков. В Planescape же крысы невероятно опасны и образуют коллективный разум. Зомби довольно мирные. Если в классических RPG речь персонажей стилизуют под староанглийский, то Black Isle писала диалоги на кокни — диалекте лондонской бедноты.

Возможно, что и обилие диалогов на фоне очень небольшого числа обязательных сражений — тоже часть авторской издёвки. Просто традиционно в западных компьютерных RPG сюжет задвигался на второй план, основное внимание уделялось сражениям: даже если главный герой проповедовал добро и сострадание, то всё равно большую часть времени махал мечом.

Серия Icewind Dale

В некотором роде Icewind Dale — противоположность Planescape: Torment. Она сделана на том же движке, в той же вселенной и с геймплейной основной из Baldur’s Gate. Но сюжет в ней — далеко не главное. Даже с напарниками не поговорить по душам, потому что ты сам сгенерировал их всех в самом начале прохождения. И это нужно для того, чтоб ничто не отвлекало от самого важного, что есть в игре, — от геноцида злых тварей и создания самых совершенных магических машин для убийств, которые видели Забытые Королевства. Так что разработчики расширили арсенал боевых умений и увеличили масштаб всего, что связано с врагами: их разнообразие, число, размеры.

Главное препятствие в прохождении Icewind Dale: вы можете быть не готовы к статичным потокам лавы
Скриншот: игра Icewind Dale: Enhanced Edition / Beamdog

Icewind Dale 2 просто привнесла пачку небольших улучшений. Как в Neverwinter Nights, в ней работают правила D&D редакции 3,5. Там своя вариация перков из Fallout: наборы способностей, которые выбираешь раз в несколько уровней. На историю чуть больше влияют особенности вашего персонажа. А ещё это проект из времён пика развития изометрической графики, так что местные пейзажи — концентрированная ностальгия для детей 1990-х, даже если они никогда раньше не видели эту игру.

The Temple of Elemental Evil

Эта игра проклята: её создала Troika Games. По стечению самых неприятных обстоятельств всё, к чему прикасалась эта студия, отмечено огромным количеством багов и провалом в продажах. Но за злым роком скрывались отличные игры, которые в итоге обрели культовый статус.

Скриншот: игра The Temple of Elemental Evil / Troika Games

The Temple of Elemental Evil можно описать как «нечто вроде Icewind Dale 2 — но глубже». Мировоззрение персонажей настолько сильно влияет на прохождение, что в самом начале происходит резня, в которой нужно убить всех потенциальных сопартийцев, не вписавшихся в коллектив. Сражения не в реальном времени, а пошаговые, что помогло разработчикам внести зашкаливающее количество разных мелочей, влияющих буквально на каждое движение бойцов. Только не идите в эту игру за сюжетом: она про планирование хитрых манёвров и самой убойной прокачки.

Серия Ishar

С одной стороны, Ishar: Legend of the Fortress выглядит как влажная мечта жителя авторитарной страны. С другой — слабо прикрытая обычным фэнтези-миром аллегория на капитализм.

У Ishar 3 на Commodore Amiga палитра цветов беднее, чем на DOS, — но в этом есть некоторый особый шарм
Скриншот: игра Ishar 3: The Seven Gates of Infinity / Silmarils

Несмотря на то, что это игра в духе Wizardry и Might & Magic с видом от лица партии персонажей и дискретным перемещением, все герои в вашем отряде — уникальные личности со своей волей. У каждого есть мнение по поводу того, с кем он готов сражаться плечом к плечу, — почти как в современных RPG. Но ещё они постоянно голосуют. Готовы ли они принять в отряд какого-нибудь новичка, стоит ли выгнать кого-нибудь. А если решить демократией ничего не получится, все могут друг друга перерезать. Потому если игроку захочется пройти Ishar, ему придётся прислушиваться к результатам выборов и гласу народа.

В то же время приходится платить вообще за что угодно. За ночлег. За еду. За воду. За обучение. За возможность пригласить в партию пятого героя. За сохранения. Конечно, плату за последнее убрали в двух продолжениях, но атмосфера магического капитализма сохранилась.

Solasta: Crown of the Magister

Solasta: Crown of the Magister — видеоигра по D&D, которую легко не заметить. В ней устаревшая графика и очень типовой фэнтезийный визуальный дизайн. Сюжет настолько непритязателен, что даже разработчики смогли о нём рассказать только три строчки в Steam.

Хорошо, что PETA не слишком часто обращает внимание на видеоигры
Скриншот: игра Solasta: Crown of the Magister / Tactical Adventures

Сильная сторона Solasta в том, что это ультимативный симулятор уничтожения всего живого и не очень группой приключенцев из пятой редакции D&D. Потому пошаговые бои на поле с сеткой, как в X-COM, работают практически по всем правилам настолки, со всеми спасбросками кубиков и учётом возвышенностей. В общем, развлечение для тех, кому решительно не хватило тактического превозмогания в Baldur’s Gate 3.

Первые три части серии Divinity

Divine Divinity, первая ролевая игра от Larian Studios, — переходное звено от Ultima 7 к Divinity: Original Sin. От первой, помимо любви к образам из классического фэнтези, ей досталась высокая интерактивность мира. С чуть ли не каждым встречным мирным NPC дают хоть чуть-чуть, но пообщаться. Можно подвигать практически любую встречную тарелку и засунуть её в инвентарь — хотя практической пользы от этого почти никакой. Даже боёвка в целом в том же духе, но благодаря большому влиянию Diablo она куда приятней. А ещё добавили большую вариативность прокачки и сюжета, гораздо более заметное влияние характеристик персонажа на квесты и огромное количество юмора.

Следующий проект студии, Beyond Divinity, очень многое взял из Divine Divinity — но не боёвку: она ближе к партийным RPG. Просто по сюжету два главных героя, паладин и рыцарь смерти, вынуждены постоянно ходить рядом друг с другом из-за проклятья. И ещё — хоть первая игра в серии регулярно выдавала ошибки, но далеко не часто, как Beyond Divinity на старте.

Divinity 2: Ego Draconis будто бы выбивается из эволюционной цепочки от Divine Divinity до Divinity: Original Sin. Персонаж вновь ходит один, снова упор на экшен, камера из-за спины, главный герой превращается в дракона, чтобы поливать огнём стреляющие башни и летающих монстров. Но в остальном — классическая Larian с кучей забавных разговоров и необходимостью внимательно исследовать мир. А ещё в ней в каждом диалоге можно потратить немного очков опыта и услышать мысли любого собеседника — конвертация перебитых гоблинов в нерассказанные сплетни, так сказать.

Divinity 2 — одна из немногих игр, где вы можете поговорить с морковкой. И она даже будет вам отвечать
Скриншот: игра Divinity 2: Ego Draconis / Larian Studios

Серия Knights of the Chalice

Knights of the Chalice вышла в 2009-м, но выглядит она как аддон к Ultima 7. Впрочем, это не помешало ей возглавить топы лучших RPG года у рьяных фанатов жанра, несмотря на то, что тогда вышли проекты вроде Dragon Age: Origins и Divinity 2.

Выглядит просто, но мило
Скриншот: игра Knights of the Chalice / Heroic Fantasy Games Dot Com

Дело в том, что эта игра считается лучшим виртуальным воплощением правил D&D редакции 3,5 — её опенсорсной версии, если точнее. Чтобы добиться такого эффекта, автор Knights of the Chalice снизил встречи с мирными NPC до самого минимума, убрал все навыки, оставил только три класса и столько же рас. Зато всё, что связано с пошаговыми сражениями и подготовкой к ним, — чуть ли не лучшее в жанре, как до сих пор многие считают. Интерфейс интуитивен. Внутриигровая энциклопедия даёт исчерпывающие сведения по каждой мелочи. Ролевая система глубока. Бои не скатываются к простому повторению одной и той же смертоносной схемы — если не приложить очень много сил, чтобы её найти.

А вот Knights of the Chalice 2 уже не так сильно хвалят. В ней в разы больше разных механик и умений — но даже заядлым хардкорщикам она кажется утомительно сложной. К тому же простенький пиксель-арт смотрится куда лучше, чем бюджетные заигрывания с изометрией.

Серия Star Wars: Knights of the Old Republic

Да, с первого взгляда игра по «Звёздным войнам» кажется ещё более далёкой от Baldur’s Gate 3, чем Weird West. Световые мечи, роботы, бластеры, звездолёты и полёты на другие планеты слабо вяжутся с эстетикой закалывания мечом совомедведей в подземелье. В остальном же — никаких противоречий.

Это игра от BioWare — студии, которая почти в каждой своём проекте использует схожие наборы механик, сюжетные штампы и даже характеры сопартийцев. А из-за того, что «Звёздные войны» изначально задумывались космическим фэнтези, то глобально происходящее в ней не сильно отличается по духу от той же Baldur’s Gate 2. Тем более, что эта игра работает на ролевой системе d20 — выжимке из правил третьей редакции D&D, которую можно приспособить к любому сеттингу.

В отличие от большинства игр жанра, сражающиеся бойцы не просто машут мечами в сторону друг друга, а реально фехтуют
Скриншот: игра Star Wars: Knights of the Old Republic / BioWare

Knights of the Old Republic считается одной из лучших партийных ролевых игр в истории жанра. Но сюжетно её превосходит прямой сиквел от Obsidian, где сценаристы основательно прошлись по философским вопросам тёмной и светлой стороны силы, в которых всё далеко не так просто. Правда, чтобы в него комфортно сыграть, придётся установить фанатский патч. Этот патч восстанавливает так много вырезанного контента, что ему посвящена отдельная страница в «Википедии», важность которой никто не оспаривает.

Серия Realms of Arkania

Одной из главных особенностей ролевой системы Das Schwarze Auge называют реализм — насколько он может существовать в мире, где маги-авантюристы регулярно спускаются в подземелья, чтобы навешать тумаков гоблинам и забрать спрятанные сокровища. Поэтому возможности героев там сильно ограничены, и даже самый опытный искатель приключений не будет всемогущей машиной для убийства драконов.

В трилогии Realms of Arkania это прекрасно отражено. Потому её можно назвать именно симулятором партии приключенцев — даже в большей степени, чем ту же Baldur’s Gate 3.

Вы, скорее всего, умрёте в первых же боях, ведь любое сражение — испытание для вашего отряда, которое он не пройдёт, если бойцы не будут изначально взаимодополнять друг друга. Каждый поход нужно тщательно планировать, а то ваши авантюристы могут подохнуть от жажды или обморожения, так и не добравшись до своей цели. На привале обязательно нужно ставить палатки и добывать еду. У каждого персонажа, по правилам местной ролевой системы, обязаны быть не только сильные стороны, но и слабости, которые будут постоянно мешать. Так, герой с развитой акрофобией без пива даже по мосту пройтись побоится.

В Realms of Arkania по игровому миру нужно путешествовать от первого лица. А когда встречает противник, сражение проходит в пошаговом режиме в изометрической перспективе
Скриншот: игра Realms of Arkania: Star Trail / Attic Entertainment Software

Приключенцев возненавидят в тавернах, если слишком въедливо допрашивать окружающих и не тратиться им на выпивку. Торговцы — личности с характером, к каждому нужен свой подход. Будете ходить по улицам без штанов — вас изобьют местные жители. Зато можно плохо выступить для публики с музыкальным номером, но всё равно остаться в плюсе из-за того, что, пока крестьяне кидали в вас гнилые помидоры, ваш плут обчистил их карманы.

И даже не пытайтесь пробовать ремейки. В них сломали практически всё, что только можно. И они часто умудряются выглядеть хуже, чем пиксельные игры первой половины 1990-х.

Betrayal at Krondor

До Disco Elysium и Planescape: Torment самой «литературной» западной RPG считалась Betrayal at Krondor. Её сделали по мотивам произведений Раймонда Фэйста про фэнтезийный мир под названием Мидкемия. И Betrayal at Krondor во всём подражает первоисточнику. Нет проходных диалогов — любой разговор тщательно прописан. Вообще каждое действие игрока описано с литературными изысками, даже обшаривание трупа рядового противника.

Ещё одна игра с путешествиями от первого лица и пошаговыми сражениями с видом сверху. Такая мода была тогда
Скриншот: игра Betrayal at Krondor / Dynamix

В своё время Betrayal at Krondor даже называли скорее интерактивной книгой, чем видеоигрой. Хотя странно так говорить, когда в игре так много механик. Головоломки, с которыми сталкиваются герои, действительно сложны. В походе всегда нужны разные виды припасов, и приходится следить, чтобы они не были, например, испорчены или отравлены. Врагов обычно много, полезные вещи всегда в дефиците, а оружие может сломаться в любой неподходящий момент.

К сожалению, с продолжениями как-то не задалось. Return to Krondor объединяет с оригиналом только движок, а в остальном она ничем не примечательна. Betrayal in Antara — настоящий сиквел, в котором улучшили боёвку, но в остальном она сильно скромнее первой части.

Серия Geneforge

Пять частей Geneforge — ультрабюджетный вариант ролевых игр вроде Baldur’s Gate.

Графика первой части смотрится бедно даже по меркам проектов середины 1990-х. Ассеты повторяются на каждом шагу. Интерфейс — будто фанатское подражание намеренно отвратительному стилю Cruelty Squad. Кат-сцены — пара чёрно-белых картинок. Единственное хорошее, что можно сказать про звуковое оформление, — оно есть. В следующих играх серии аудиовизуальная сторона понемногу улучшалась, но не сильно.

Для первой части выпустили ремастер. И не надейтесь, что он выглядит намного лучше
Скриншот: игра Geneforge / Spiderweb Software

Но при этом серия умудрилась прославиться среди фанатов жанра. Прежде всего своим миром. Хотя в Geneforge царит привычное нам псевдо-Средневековье, маги там сосредоточились на сотворении жизни. Даже неопытный главный герой буднично создаёт себе в помощь диковинных тварей, на управлении которыми завязана значительная часть геймплея. А уж кто-нибудь покруче регулярно выступает в роли доктора Франкенштейна и создаёт противоестественных существ — к несчастью для себя и окружающих.

При этом сюжетно игры серии Geneforge удивительно хороши. Диалогов чертовски много, и они часто нелинейны. В каждой части действует по 2–3 фракции со своими глубокими убеждениями — и среди них нет кого-то однозначно плохого или хорошего. А игрок постоянно сталкивается с разными моральными дилеммами, и после сделанного выбора просто невозможно прослыть рыцарем без страха и упрёка.

The Age of Decadence

В 2015-м мало кто заметил выход The Age of Decadence. А ведь она резко расколола сообщество хардкорных фанатов западных ролевых игр. Одни говорили, что это лучшая RPG десятилетия. Другие ненавидели буквально каждую её часть.

В мире игры случился двойной апокалипсис. Сперва во время вторжения существ из другого измерения пала высокотехнологичная цивилизация, а человечество откатилось к Античности. Затем рухнула империя, напоминающая Римскую, которая возникла на осколках старого мира. Потому герою приходится пользоваться дубинками, мечами и луками, а вокруг царят нравы раннего Средневековья. Так что это самый близкий к Baldur’s Gate 3 «духовный наследник» Fallout, которым, кстати, постоянно вдохновлялась и Larian Studios.

Многим с ходу не нравится, как такой необычный сеттинг презентуют. Графически игра выглядит так, будто вышла из конца 1990-х. Не вытягивает и дизайн: всё очень песочно и коричнево, каких-то запоминающихся неожиданных образов даже не ждите. Мир очень небольшой: всего три города. Постановки никакой. И при этом The Age of Decadence умудряется постоянно тормозить и глючить.

Скриншот: игра The Age of Decadence / Iron Tower Studio

Зато пошаговые бои предельно хардкорны. Персонажа первых уровней, скорее всего, забьют до смерти даже три бомжа с палками — и для некоторых классов ситуация так и не изменится. Часть игроков не устраивает ни настолько бескомпромиссная сложность, ни то, как такие сражения закрывают целые квестовые ветки слабым героям. А ещё в бою нельзя управлять другими членами отряда, что сильно мешает.

Многие называют нелинейность The Age of Decadence эталонной для жанра. Почти в каждом диалоге куча проверок навыков. Даже в случае провала квеста игра подкидывает что-нибудь интересное. Классы отличаются друг от друга настолько сильно, что при прохождении вором почти не видишь контента, который встречался бы воину-претору. Можно пройти игру, ни разу не вступая в сражение, — и безо всяких кривых способов избегать врагов. Реиграбельность бешеная.

Да, эта игра действительно вышла в 2015 году. Просто её делали 11 лет — и большую часть из них без какого-либо бюджета
Скриншот: игра The Age of Decadence / Iron Tower Studio

Правда, других фанатов жанра сильно раздражает то, как устроена эта нелинейность. Им не нравится, что выбор класса настолько сильно их ограничивает. Часть вариантов выбора настолько сильно зависит от характеристик персонажа, что, чтобы их увидеть, приходится регулярно загружать старые сохранения и всегда хранить про запас очки опыта. Одно прохождение занимает около 15 часов, что мало для игры такого жанра. Исследование локаций скудное. Многие квесты решаются, даже не выходя из диалогового окна. Во время разговоров всегда навалом текста, причём далёкого от стандартов какой-нибудь Planescape: Torment, за что игру называют графоманской.

Споры вокруг The Age of Decadence поутихли только к 2019 году. Просто все начали ругаться насчёт того, можно ли назвать Disco Elysium ролевой игрой.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована