Геймдев
#статьи

15 глупых вопросов геймдизайнеру

Развенчиваем мифы о профессии.

Иллюстрация: Roblox / 15.studio / Pngwing / Annie для Skillbox Media

Что нужно уметь, чтобы стать геймдизайнером? Какие существуют направления геймдизайна? В чём секрет интересной игровой механики?

Редакция «Геймдев» Skillbox Media продолжает новую рубрику, в рамках которой задаёт глупые, неудобные и стыдные вопросы специалистам из игровой индустрии. Мы развеиваем главные мифы, сомнения и заблуждения о профессиях.

В новом материале мы задали 15 глупых вопросов геймдизайнеру и основателю «Мастерской 15» Ярославу Кравцову.

Что такое геймдизайн?

Допустим, мы хотим сделать игру. Условно говоря, это движущиеся по определённым правилам картинки. Художник рисует картинки, за их движения и интерактивность отвечает программист. Должен быть ещё человек, который объяснит, почему это будет весело, почему это вообще игра, сколько картинок персонажей должно быть и по каким правилам они будут взаимодействовать.

Сначала надо придумать и объяснить эти правила. Этим занимается геймдизайнер. Он выступает как своеобразное связующее звено.

Серию The Legend of Zelda создал один из самых известных геймдизайнеров в мире — Сигэру Миямото (впрочем, над Breath of the Wild он работал как продюсер). Он же ответственен за такие серии, как Super Mario Bros. и Pikmin
Скриншот: игра The Legend of Zelda: Breath of the Wild / Nintendo

Чем геймдизайнер отличается от дизайнеров модной одежды?

Единственное общее — слово «дизайн». Просто это очень широкое слово, связанное с тем, как что-то придумать и разложить в производственный цикл. Всё остальное разное. Я не разбираюсь в дизайне одежды, но можно подумать про интерактивность: карманы, молнии, как всё двигается, как устроена эргономика. Пожалуй, небольшое пересечение двух профессий есть.

Я слышал, что геймдизайнер также участвует в создании настольных игр, это правда?

У настольных игр есть свои дизайнеры. Как правило, там есть своя специфика: производство фигурок, устройство доски, дизайн карточек. Но общие принципы схожи: разработка правил, превращение нарратива в игровые механики. Большой плюс по сравнению с геймдевом — не надо ругаться с программистами. С другой стороны — сложное тестирование: надо собирать людей и долго играть.

Хорошо, когда в геймдев приходят дизайнеры настольных игр или те, кто ведёт настолки, — они знают, как развлекать игроков. В случае настолок мастер видит напрямую все реакции, и это тренирует мозг делать хорошие игры. Есть понимание, что раздражает и печалит игроков. Этого необходимо избегать.

Настольная игра Dungeons & Dragons
Фото: Wikimedia Commons

Где, помимо видеоигр и настольных игр, геймдизайнер может применить свои навыки?

В любой развлекательной индустрии, где есть необходимость приносить людям радость и счастье. Например, есть книга «Искусство геймдизайна» Джесси Шелла, где он в том числе разбирает, как конструировал аттракционы в парках развлечений. Как сделать физический аттракцион, чтобы он был весёлым и интересным? Описанные подходы проектирования пространства — один в один как в «Диснейленде».

Важно помнить, что геймдизайнер не завязан только на видеоиграх. Можно пойти в event-индустрию или делать интерактивные инсталляции. Есть направление serious games — учебные тренажёры, где нет развлекательного аспекта, но есть всё из технической части работы геймдизайнера.

Serious games — это когда в игре воспроизводится ситуация, которая прямым образом пригодится в жизни. Это могут быть тренажёры для пилотов, подготовка нефтяников перед вахтой или игры более широкого спектра, например симулятор выживания в случае землетрясения.

Скриншот: игра Serious game Healthcare Simulation / Healthy Simulations

На какую другую профессию больше всего похожа стезя геймдизайнера?

Геймдизайнера очень часто сравнивают с режиссёром. Мне кажется, что сравнение не очень подходит, может быть, креативный директор или другой руководитель будет ближе к режиссёру. Обычно геймдизайнеров много на проекте, и зоны ответственности у них небольшие. Можно сравнить с ассистентом режиссёра, но мне нравится другое описание.

Геймдизайнер больше всего похож на технического писателя. То есть на человека, воплощающего художественный или коммерческий замысел в техническую документацию, по которой работает остальная команда. Геймдизайнер создаёт дизайн-документ, на который бегают смотреть программисты, художники и другие разработчики.

Подобное сравнение придумал не я, мне подсказала одна очень опытная HR-менеджер, через собеседования с которой прошла не одна сотня геймдизайнеров.

Что нужно уметь, чтобы стать геймдизайнером?

Самый простой подход — делать игры. Освоить простой движок или редактор либо азы сложного движка и начать на нём делать игры. В Twitter был такой совет от Джона Ромеро: для него Doom была примерно девяностой игрой по счёту. Это могут быть крошечные некоммерческие проекты, но когда ты смотришь, как твой замысел реализован, — это гораздо круче обучает тебя геймдизайну, чем общие теории.

Я сам тоже занимаюсь наймом геймдизайнеров. Первое, обо что спотыкаются начинающие: их просят показать, над чем они работали до этого, а они отвечают в духе «Я думал, что приду к вам и начну, до этого ничего не делал». Так не пойдёт, с самого начала важно показать, что тебе интересно этим заниматься, независимо, работаешь ты по найму или сам по себе. Это точно не та работа, на которую приходят только ради денег.

Скриншот: игра Doom / id Software

Получается, что делать свои небольшие некоммерческие проекты — удачная стратегия для начинающего геймдизайнера?

Да, такой подход развивает самого геймдизайнера. Даёт другим возможность посмотреть на портфолио, оценить, как ГД справляется со своими задачами. Если в портфолио есть какая-то игрушка, которая запускается прямо в браузере и увлекает на полчаса, — сразу видно, что человек умеет работать с вниманием игрока, и это очень здорово.

Сразу подобного результата не добиться. Для этого надо учиться, тренироваться. Основная боль геймдизайнера — тут нельзя просто прийти и делать по шаблону, всегда нужно что-то придумывать. За исключением работы с клонами, когда нужно просто разобрать игру и собрать фактически такую же.

Сколько может зарабатывать геймдизайнер?

Обычно геймдизайнеры получают меньше программистов. Здесь особая кривая роста зарплат, потому что есть очень много людей, которые хотят стать геймдизайнерами и воюют за позицию джуна. Из-за этого стартовые зарплаты низкие, легко найти и заменить человека.

Ещё момент — нет института, который готовил бы великолепных геймдизайнеров. В основном, успешные дизайнеры — самородки, которые сами дошли до всего. Очень много где готовят технических специалистов, и это формирует представление, как стать, например, техническим директором. Нет похожего паттерна при подготовке людей на позицию креативного директора, поэтому зарплата таких специалистов может улетать в космос — всё потому, что их мало.

Геймдизайнер отвечает за весь игровой процесс? Или кто-то ему помогает?

Может быть несколько геймдизайнеров, каждый может отвечать за свою область игрового процесса. Например, один — за персонажей, их способности. Другой отвечает за общую прогрессию, за то, сколько валюты получает игрок за бой, сколько нужно опыта для достижения следующего уровня, что персонаж получит на новом уровне. Третий — это, скажем, геймдизайнер, отвечающий за нарратив, напоминающий всем, что также мы в игре рассказываем историю.

В разработке геймплея также участвуют тестировщики, дающие обратную связь дизайнеру. В хороших студиях есть практика плейтестов, когда вся команда играет и выдаёт фидбэк. С игроками тестирования тоже проводят — их фидбэк не менее ценен. Ещё существует UX-тестирование, при котором в специальной лаборатории изучают поведение игроков: они заполняют анкеты и отвечают, насколько им нравится и понятен геймплей.

В результате получается, что все эти тесты влияют на игровой процесс. Не бывает такого, чтобы геймдизайнер что-то сделал, это решение зарелизили и только один человек за всё в ответе. Это коллективная ответственность.

Онлайн-мероприятие в Roblox от «Мастерской 15»
Изображение: «Мастерская 15»

С кем из коллег взаимодействует геймдизайнер? Кто из остальных разработчиков важнее всего для работы дизайнера?

Самое важное, чтобы геймдизайнер взаимодействовал со стейкхолдерами. Когда проект запускается в разработку, за этим стоят люди, которые принимают решение о запуске. Это могут быть главы студий, креативные продюсеры, продуктовые менеджеры — люди так или иначе ответственные за появление идеи делать игру. Они знают, зачем студии нужна эта игра. Они определяют жанр и сеттинг, бюджет и платформы. Важно, чтобы геймдизайнер общался с ними и знал их видение.

Геймдизайнер принимает участие в создании экономической модели игры?

Обычно — да. Иногда дизайнер разрабатывает экономику, связанную с геймплеем. Условно, у игрока есть меч первого уровня, из определённого монстра выпадает два золотых, а меч второго уровня стоит три золотых и так далее. Всё это нужно создать и рассчитать. Также необходимо находить баланс в монетизации. У игрока должен быть интерес пользоваться монетизацией, при этом не должно создаваться ощущения, что игра постоянно что-то от него требует.

Геймдизайнеру нужно хорошо знать математику? Насколько математика важна в его работе?

По моему опыту, геймдизайнеры выбирают из художественного направления или технарского. Первым интереснее история, подача, эстетика, мурашки по коже у игрока. Вторые хотят всё систематизировать и привести в порядок. У геймдизайнера есть выбор, в какое направление пойти.

Если дизайнер отвечает за цифры, должно быть понимание математики, причём в достаточно широком смысле. Очень важна теория вероятности. С одной стороны, мы не хотим, чтобы у игрока всё было детерминировано, всегда нужны случайные события. С другой — всё должно быть срежиссировано.

Существуют направления или специализации геймдизайна?

Я для себя разделяю так:

  • геймдизайн про баланс, таблички и цифры;
  • геймдизайн про истории — нарративный дизайн;
  • геймдизайн, который создаёт пространства, — левел-дизайн.

Не провожу чёткого водораздела, что есть геймдизайнер, нарративщик и дизайнер уровней. Бывает так, что один человек сочетает в себе сразу несколько направлений. Можно посмотреть на инди-разработчиков, которые делают всё.

И чем больше компания и проект — тем больше потребность в разделении обязанностей. В любом случае геймдизайнеру лучше уметь работать во всех трёх направлениях, обозначенных выше. Хотя бы понимать, как всё работает.

Изображение: «Мастерская 15»

В чём секрет интересной игровой механики?

Сид Мейер говорил, что геймплей — последовательность интересных выборов. Здесь кроется ключевой момент — наличие выбора, и что игрок прогнозирует последствия, но при этом не может точно сказать, какое именно последствие будет. Когда перед игроком ставят нетривиальные задачи и заставляют поднапрячься — это интересно.

А когда выбор очевиден или последствия совсем неясны, то выбор теряет свой смысл. Это скучно, к таким механикам быстро теряют интерес. Ключевая задача ГД — думать, что делает интересной его игру. Механики в голом виде работают как просто последовательность действий.

Геймдизайн — самое важное в видеоигре? Геймдизайнер больше всех ответственен за успех игры?

В играх встречают по картинке, провожают по геймплею. Если нет красивой графики, то и встречать не будут. А если технически игра будет кривой-косой, какая разница, какой там геймдизайн. Но, конечно, все игры, которые мы любим вспоминать и у которых образуются фан-сообщества, — у них всех в первую очередь отличный геймдизайн.

Может быть странный, примитивный арт — вспоминаем Undertale. Но за счёт хорошего геймдизайна, смешанного с качественным нарративом, такие игры становятся шедеврами.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована