12 игр, разочаровавших на релизе в 2023 году
Плохая оптимизация, технические ошибки, баги, вылеты и другие «прелести».
Скриншот: игра Wo Long: Fallen Dynasty / Koei tecmo
В 2023 году вышло много отличных игр, но долгожданные и многообещающие проекты нередко выходили технически недоделанными, что вызывало бурную реакцию среди игроков. Как итог — ревью-бомбинг, низкие оценки критиков и тонна негативных отзывов.
Редакция Skillbox Media «Геймдев» вспоминает игры, выход которых был омрачён их техническим состоянием.
Список игр:
- Forspoken
- Redfall
- Star Wars Jedi: Survivor
- Lord of the Rings: Gollum
- The Last Of Us Part 1
- Starfield
- Cities: Skylines 2
- Crime Boss: Rockay City
- Counter Strike 2
- Lords of the Fallen
- Wo Long: Fallen Dynasty
- Hogwarts Legacy
Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Чекпоинт». Это уютное место, в котором мы рассказываем об играх и о том, как они создаются, а также делимся полезными советами разработчиков и пишем о важных обновлениях популярного софта. Комментарии открыты: вы можете предложить идею для нового текста или просто обсудить всё, что связано с геймдевом.
Forspoken
Платформы: ПК, PS5
Игровой движок: Luminous Engine
На релизе Forspoken изобиловала проблемами с оптимизацией и техническими багами. Среди них оказался нестабильный фреймрейт на ПК, в результате чего FPS мог падать до 10–20 без какой-либо причины, что делало игровой процесс некомфортным. Причём на PlayStation 5 с показателем кадровой частоты всё было в порядке.
Читайте также:
Графика также оставляла желать лучшего. В игре присутствовали артефакты, включая мерцающие текстуры, объекты могли неожиданно пропасть, а освещение отображалось некорректно. Звук тоже пострадал — игроки жаловались на его исчезновение или искажение в кат-сценах. Кроме того, на релизе игра часто вылетала с ошибками или вовсе зависала без надежды на последующее возобновление работы.
Forspoken запомнилась не только отвратительным техническим состоянием на релизе, но и геймплейными проблемами. Критики отмечали предсказуемый сюжет, неубедительных персонажей и недостаток глубины в их проработке. Особенно недовольство вызвали деревянные кат-сцены диалогов героини с другими жителями мира.
И хоть Luminous Productions выпустила несколько патчей, которые улучшили производительность, графику и освещение, — рейтинг игры на Metacritic продолжает держаться на уровне 64 баллов от критиков и 3,8 балла от игроков.
Redfall
Платформы: ПК, Xbox Series X/S
Игровой движок: Unreal Engine 4
Мало того, что Arkane Studios выбрала не самое удачное время для релиза Redfall — между выходами таких значимых игр, как Star Wars Jedi: Survivor и The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom, — так ещё и выпустила её недоделанной.
На выходе оптимизация оставляла желать лучшего: FPS в игре проседал даже на мощном процессоре Core i9 12900K. Игроков нервировали дёрганые кадры и провисания, которые особенно критичны для шутеров. Вторым камнем преткновения стал искусственный интеллект врагов: NPC вели себя откровенно глупо, что делало их лёгкой мишенью. Как итог — азарт пропадал, а игра становилась скучной.
Не обошлось и без багов с зависанием моделей персонажей, провалами под текстуры и врагами, которые не замечали игрока, стоящего перед ним. Много вопросов вызвала заявленная «графика нового поколения». Redfall высмеивали за мыльные текстуры и сравнивали с более старыми играми, которые выглядят не хуже, а то и лучше.
В октябре Arkane Studios выпустила большой патч, решающий проблемы с производительностью и стабильностью работы игры на ПК, а также устраняющий критические ошибки и баги. Правда за прошедшее с релиза время Redfall успела растерять всю пользовательскую базу — сейчас в неё играют в среднем 40–70 человек. Рейтинг на Metacritic тоже оставляет желать лучшего: 56 баллов от критиков и 3,5 балла от игроков.
Star Wars Jedi: Survivor
Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox Series X/S, Xbox One
Игровой движок: Unreal Engine 4
Изначально Star Wars Jedi: Survivor должна была выйти 17 марта, но её перенесли на 28 апреля, так как разработчики не успевали должным образом отполировать и оптимизировать игру. Впрочем, отсроченный релиз не помог им в этом вопросе.
Много проблем настигло ПК-игроков. Предварительная компиляция шейдеров, начинающаяся при каждом запуске игры, не спасала от зависаний и просадок FPS, особенно при входе в новую локацию. Спонсорство AMD не сыграло Star Wars Jedi: Survivor на руку: игра поддерживает технологию масштабирования FSR от AMD, но не DLSS (NVIDIA) и XeSS (Intel). Хотя игрок и мог использовать FSR с NVIDIA и Intel, реализация такого подхода оставляет желать лучшего. Даже при настройках, рассчитанных на увеличение производительности, игра работала с артефактами, что портило впечатление.
5 сентября Respawn выпустила обновление, направленное на улучшение производительности Star Wars Jedi: Survivor на ПК и консолях. Обновление добавило официальную поддержку DLSS, а консоли наконец-то получили стабильные 60 FPS благодаря полной переработке режима производительности.
Сейчас рейтинг игры на Metacritic составляет 85 баллов от критиков и 6,4 балла от игроков.
Lord of the Rings: Gollum
Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox Series X/S, Xbox One, Nintendo Switch
Игровой движок: Unreal Engine 4
Lord of the Rings: Gollum вышла в довольно плачевном состоянии и подверглась жёсткой критике за отсутствие предрелизной полировки и технические проблемы. В заявлении от Daedalic Entertainment, опубликованном в социальных сетях через день после релиза, студия приносила извинения за качество игры и обещала исправить ситуацию патчами.
Помимо плохой оптимизации, которая уже стала традиционным изъяном крупных релизов, Gollum ругали за дёрганую анимацию, плохую озвучку, устаревшую графику, неудобное управление, постоянные вылеты и посредственный сценарий. Обозреватели указывали, что в ходе теста на PS5 игра вылетала порядка 11 раз за два часа. Да, выпущенные впоследствии патчи помогли улучшить оптимизацию и исправить баги, которые ломали игру, но скучный сюжет и устаревшая графика остались.
Вероятно, на провальный релиз Lord of the Rings: Gollum повлияло то, что студии Daedalic Entertainment, ранее занимавшейся в основном point-and-click-приключениями, не хватило опыта, а бюджет в 15 млн евро не позволил найти подходящих специалистов — для проекта уровня ААА это маленькая сумма. Кроме того, сотрудники сообщали, что обстановка в коллективе была напряжённой из-за постоянных переработок и неуважительного отношения начальства.
В любом случае сейчас рейтинг Lord of the Rings: Gollum на Metacritic совсем низкий: 34 балла от критиков и 1,2 балла от игроков.
The Last Of Us Part 1 (ПК релиз)
Платформы: ПК
Игровой движок: внутренняя разработка студии Naughty Dog
Порт бывшего эксклюзива для PlayStation 5 от Sony на ПК крайне разочаровал фанатов техническим состоянием. Пользователи Steam и Reddit жаловались, что им приходилось ждать вплоть до нескольких часов, пока игра загрузит шейдеры. Также были вылеты при запуске программы, так что игроки не могли добраться даже до главного меню.
Тех, кто всё же дожидался компиляции шейдеров и наконец-то заходил в игру, встречал ужасно оптимизированный игровой процесс, полный постоянных подёргиваний, зависаний, вылетов и визуальных сбоев.
Последующие патчи улучшили ситуацию: недостающие текстуры были добавлены, баги исправлены, а процесс компиляции шейдеров ускорили.
Сейчас рейтинг The Last Of Us Part 1 на ПК составляет 59 баллов от критиков, в то время как у PS5 версии — 88 баллов.
Starfield
Платформы: ПК, Xbox Series X/S
Игровой движок: Creation Engine 2
Долгожданный релиз Starfield был подорван техническими проблемами. Одной из самых главных стала оптимизация.
С момента релиза многие пользователи сообщали о низком FPS, пропадании звука, заиканиях и других проблемах с производительностью. Причиной оказалось то, что Starfield в ходе своей работы излишне загружает процессор. Это означает, что большая часть обработки данных и вычислений выполняется в ядрах центрального процессора, поэтому независимо от того, насколько мощную видеокарту игрок использует, прироста производительности не будет. Владельцы видеокарт от Intel и вовсе не могли поиграть в Starfield в день выхода, так как драйверы под игру были только на AMD и NVIDIA. Позже Intel всё же выпустила необходимое обновление.
Помимо этого Starfield не радовала и своими внутриигровыми шероховатостями. Вызванные багами странные выражения лиц NPC стали мемом в сети, а ошибка с исчезновением установленного на космических кораблях оборудования некоторое время не давала хранить ценные вещи на своих складах. Игроки также жаловались на плохой ИИ противников, застревания в текстурах, неправильно работающие квесты и багованные трупы, которые дёргались либо продолжали двигаться.
Вышедшие патчи добавили в Starfield поддержку NVIDIA DLSS, оптимизировали нагрузку на процессор, исправили внутриигровые ошибки, починили сломанные квесты и решили большую часть критических проблем.
Несмотря на не совсем гладкий релиз, Starfield всё ещё остаётся одной из высоко оценённых игр, вышедших в 2023 году, — её рейтинг на Metacritic составляет 83 балла.
Cities: Skylines 2
Платформы: ПК
Игровой движок: Unity
Менее чем за месяц до релиза Cities: Skylines 2 появилось официальное сообщение, в котором сообщалось, что рекомендуемые системные требования игры были повышены, а релиз на консолях перенесён на 2024 год.
На выходе игроки жаловались на плохую оптимизацию. Проблемы начинались уже в главном меню, где, кроме изображения и пары кнопок, ничего не было, но FPS при этом уже проседал до 30 кадров. Разработчик программного обеспечения Пааво Хухтала провёл технический анализ, в ходе которого выяснилось, что столь низкая производительность вызвана слишком дотошным графическим рендерингом: игра отрисовывала окружение, используя огромное количество полигонов. Причём отрисовке подвергались в том числе такие мелочи, как зубы NPC, что совсем необязательная деталь в градостроительном симуляторе. Многие из используемых высокополигональных моделей не располагали LOD-версией — упрощённой моделью, которая не так нагружает графический процессор. В свете негодования игроков Colossal Order опубликовала руководство о том, как добиться приемлемой производительности в Cities: Skylines 2.
Стоит отметить, что ещё за неделю до релиза Colossal Order выпустила заявление, в котором особый акцент ставился на последующие улучшения игры в плане производительности — разработчики честно признались, что не достигли той планки качества, на которую целились. Но после серии еженедельных патчей студия предупредила, что сместит фокус на более крупные обновления, которые будут выходить реже. Так что полноценная оптимизация может прийти не так скоро, как хотелось бы. Выход платных DLC для Cities: Skylines 2 также был отложен до тех пор, пока состояние игры не отладят.
Сейчас рейтинг Cities: Skylines 2 на Metactic составляет 75 баллов от критиков и 3,6 балла от игроков.
Crime Boss: Rockay City
Платформы: ПК, PS5, Xbox Series X/S
Игровой движок: Unreal Engine 5
С самого своего выхода Crime Boss: Rockay City подверглась критике из-за проблем с искусственным интеллектом: враги то слишком быстро обнаруживали игрока, что делало прохождение игры в стелсе практически невозможным, то в упор не видели его, пока тот откровенно не наставит пушку на противника, а действия союзных персонажей зачастую выглядели абсурдными и нелогичными.
Хотя в игре были предусмотрены различные режимы, они не смогли надолго удержать игроков. Суть многих миссий в мультиплеере не меняется — убей врага или скрытно забери добычу; в одиночной кампании более разнообразный геймплей, но и он наскучивает. В результате многие игроки предпочли проводить своё время в старой доброй Payday, которая, несмотря на свой возраст, всё ещё актуальна.
Амбициозный проект со звёздным актёрским составом, в который вошли Чак Норрис, Майкл Рукер, Дэнни Трехо и Ким Бейсингер, не вытянул геймплейную составляющую, похожую на скопище неплохих идей, которые наскоро вклинили в игровой процесс, но не подумали, как правильнее их реализовать.
Crime Boss: Rockay City — яркий пример неоправданных ожиданий. Рекламная кампания обещала захватывающий геймплей в духе боевиков 1980–1990-х, а результат в итоге получился средним. Рейтинг Crime Boss: Rockay City на Metacritic составляет 52 балла от критиков и 5,4 балла от пользователей.
Counter Strike 2
Платформы: ПК
Игровой движок: Source 2
На момент релиза Counter Strike 2 была скоплением багов. Помимо плохой оптимизации, многопользовательский шутер ругали за систему подтиков (sub tick), которая должна была лучше синхронизировать команды игрока и сервера. С помощью неё разработчики хотели убрать проблему с задержкой из CS: GO, где использовался тикрейт. На практике система не была проработана должным образом, что привело к ещё худшей синхронизации стрельбы по сравнению с CS: GO. Как итог: прострелы сквозь непробиваемые препятствия и отсроченный урон стали нормой для CS2. Пострадали и хитбоксы: на релизе модели игроков считывались некорректно, что вело к промахам, когда пуля должна была убить оппонента.
Многочисленные жалобы касались и требовательности тайтла к аппаратному обеспечению. Если CS: GO заработала репутацию игры, которую можно запустить на любых компьютерах, то CS2 уже не может похвастаться такой же гибкостью. Просадки FPS с системой подтика делали игру на относительно слабых ПК невозможной.
Впрочем, есть и моменты, которые пользователей повеселили. Над багами в CS2 смеётся даже сама Valve. Например, баг, получивший в социальных сетях название Michael Jackson peek, позволял персонажу выйти из укрытия под неестественным углом, что напоминало «антигравитационный наклон» Майкла Джексона. В ответ на это Valve самоиронично поменяла шапку профиля CS2 в социальной сети X (ранее Twitter), заменив изображённого на логотипе спецназовца на силуэт Майкла Джексона. 13 октября баг пофиксили.
Ещё один критичный для соревновательных игр момент — отсутствие нормального античита. Используемый в CS2 VAC Live совершенно не справлялся со своей задачей, что привело к выходу недобросовестных игроков в топ рейтинговых таблиц.
В ходе серии патчей многие из багов были исправлены, хитбоксы приведены в норму, а самые наглые читеры забанены. Но у CS2 всё ещё много проблем, требующих внимания, и игре определённо необходима шлифовка. Valve продолжает исправлять ситуацию с помощью патчей.
Оценка CS2 на Metacritic сейчас составляет 82 балла от критиков и скромные 4,1 балла от игроков.
Lords of the Fallen
Платформы: ПК, PS5, Xbox Series X/S
Игровой движок: Unreal Engine 5
Соулслайк Lords of The Fallen не стал провалом года: за 10 дней с момента релиза игра продалась тиражом в 1 млн копий и получила неплохие оценки от критиков. Но и в ней нашлись изъяны, из-за которых её первоначальный рейтинг в Steam обрушился.
Первые дни после релиза игру критиковали за отвратительную оптимизацию и многочисленные баги. Причём на регулярные фризы, баги и вылеты жаловались не только обладатели средних по мощности ПК, но и владельцы конфигурации с GeForce RTX 4000 series. Игра зависала даже в главном меню, не говоря уже о самом геймплее. Кооперативный режим тоже не радовал — среди критичных проблем был, например, баг с прокачкой персонажей: у одних статистики скатывались до начального уровня, другие неожиданно получали десятки уровней бесплатно.
На фоне ревью-бомбинга и нейтральных оценок от критиков акции разработчика CI Games упали в стоимости и до сих пор не могут достичь пиковых значений, наблюдавшихся до 13 октября.
Читайте также:
Создатели Lords of the Fallen услышали сообщество и начали работать над техническим состоянием игры. Патчи выходили практически каждый день, что не осталось незамеченным игроками. В итоге рейтинг Lords of the Fallen в Steam сменился с «негативного» на «смешанный» (картина всё ещё неблагоприятная). Оценка на Metacritic держится на уровне 75 баллов от критиков и 6,8 балла от игроков.
Wo Long: Fallen Dynasty
Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox Series X/S, Xbox One
Игровой движок: Forge Engine
Несмотря на интересную боевую систему, богатый китайским культурным наследием лор и зрелищные сражения, Wo Long: Fallen Dynasty испортила первое впечатление техническими проблемами и странными решениями управления на ПК. Игроки жаловались на фризы, проблемы с шейдерами и отсутствие нормальной оптимизации. Самой проблемной оказалась именно десктопная версия. Камера некорректно реагировала на движения мыши, а разброс кнопок действий отвлекал от игрового процесса.
После патча, вышедшего в день релиза, проблема с управлением на клавиатуре и мыши была исправлена. За ним последовали ещё обновления, но было слишком поздно: игра уже подверглась ревью-бомбингу недовольных игроков, что подкосило её рейтинг в Steam.
Сейчас оценка Wo Long: Fallen Dynasty на Metacritic составляет 81 балл от критиков и 7,6 балла от игроков.
Hogwarts Legacy
Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox Series X/S, Xbox One
Игровой движок: Unreal Engine 4
Долгожданная Hogwarts Legacy не радовала своим техническим состоянием на старте. Игроки жаловались на вылеты при компиляции шейдеров, зависания, падение FPS и плохую оптимизацию. Причём большинство проблем коснулись именно обладателей десктопной версии, на консолях Hogwarts Legacy была стабильна. Игра плохо работала даже на компьютерах с конфигурациями, превышающими рекомендованные системные требования.
Проблемы преследовали игроков и внутри волшебного мира. Графические артефакты и баги могли появиться в любой области. Объекты мерцали и неестественно тряслись, NPC частично исчезали и застревали в текстурах.
Разработчики приняли во внимание жалобы игроков и исправили ситуацию несколькими патчами, выпущенными в течение месяца. В итоге рейтинг в Steam сейчас «очень положительный» (на основе более чем 167 тысяч отзывов). А на Metacritic игра получила 84 балла от критиков и 8,5 балла от пользователей.