Геймдев
#статьи

Ревью-бомбинг: как игроки влияют на издателей

Как заниженные оценки воздействуют на наше восприятие видеоигр?

Скриншот: игра The Last of Us Part II / Naughty Dog

В игровой индустрии ревью-бомбинг — это когда пользователи объединяются и массово оставляют отрицательные отзывы к видеоиграм. Чаще всего «атаки» происходят на сайтах-агрегаторах, собирающих фидбэк, или в онлайн-магазинах.

Skillbox Media разбирается в плюсах и минусах ревью-бомбинга. В этом нам помогли:

Почему происходит ревью-бомбинг?

Если издатель не реагирует на фидбэк или у него нет открытого канала связи, игроки прибегают к более радикальному методу — занижению оценок с целью нанести ущерб продажам и популярности проекта, чтобы привлечь внимание к проблемам с игрой.

«Само появление такого феномена, как ревью-бомбинг, логично. Для многих издателей пользовательские рейтинги на Metacritic или Steam — крайне важные показатели, на них точно обращают внимание. Из-за этого ревью-бомбинг стал крайне эффективным способом привлечь внимание как издателя, так и широкой аудитории (что заметно сложнее сделать в рамках специализированного форума или комьюнити). Плюс регулярное освещение в СМИ только усиливает его действенность».

Никита Путилин,
PR Owlcat Games

Сборник эффектных багов Battlefield 2042 от rampage TV

Одна из игр, недавно подвергшихся ревью-бомбингу, — Battlefield 2042. В своей маркетинговой кампании Electronic Arts делала упор на огромный масштаб проекта, а на релизе игроки столкнулись с огромным количеством багов и проблемами с балансом. На момент написания статьи пользовательский рейтинг шутера на Metacritic составляет 2,1 из 10, а в Steam только 15% отзывов за последний месяц положительные. Мы подробнее рассказывали, как DICE не смогла выполнить свои обещания, в отдельной статье.

«Назвать ревью-бомбинг однозначно хорошим или плохим явлением для игроков, безусловно, нельзя. Есть случаи, когда игра получала тонну негативных отзывов заслуженно, но регулярно случаются и истории, когда ревью-бомбинг связан не с игрой, а с какими-то общими действиями издателя, — в данном случае продукт страдает совершенно незаслуженно».

Никита Путилин,
PR Owlcat Games

Скриншот: игра Assassin’s Creed Unity / Ubisoft

Хотя ревью-бомбинг и ассоциируется в первую очередь с заниженными оценками, иногда он бывает положительным. Игровое сообщество может поддержать издателя, как произошло с Assassin’s Creed: Unity. В апреле 2019 года Ubisoft пожертвовала 500 тысяч евро на восстановление пострадавшего при пожаре собора Парижской Богоматери, а также неделю раздавала AC: Unity бесплатно в магазине Uplay.

Акция была связана с тем, что в игре воссоздали виртуальную копию Нотр-Дама в масштабе 1:1, — тогда предполагали, что модель может помочь реконструировать настоящий собор. Пользователи ответили массовыми положительными оценками в Steam. Если на релизе отзывы у AC: Unity были смешанными, то сейчас оценка держится на уровне 73% положительных.

Ревью-бомбинг объективен?

«Далеко не всегда люди, участвующие в подобных акциях, реально приобрели игру или вообще играли в неё. Поэтому результат нельзя считать объективным ни в каком формате. Могу привести пример с King’s Bounty II: наша команда прошла через ревью-бомбинг в первые дни после релиза.

Полученные данные показали, что участники бомбинга в игру не играли, но были недовольны тем, что мы отошли от концепции, которую они полюбили в предыдущем ответвлении. Это уже в корне странно, ведь мы в течение двух лет показывали проект на разных мероприятиях, выкладывали скриншоты, арты и видео, пытались чётко и понятно объяснить — это не ремейк, наша команда занимается новым видением, вобравшим в себя всё лучшее из франшизы. Но и этого оказалось мало тем, кто занижал оценки. Мы разобрали весь полученный фидбэк и отделили зёрна от плевел, оставив только то, что реально помогло дальше развивать продукт».

Илия Сванидзе,
PR 1C Entertainment

Скриншот: игра King’s Bounty II / 1C Entertainment

«Не могу сказать, что я сторонник такой формы коммуникации сообщества игроков с издателем и разработчиками игр. „Атаки“ происходят стихийно, на фоне вещей, никак не связанных с качеством самого продукта, — например, оценки занижают за отсутствие локализации или каких-то компонентов, которые нравились в предыдущих частях больших серий».

Илия Сванидзе,
PR 1C Entertainment

Сразу после выхода The Last of Us Part II подверглась ревью-бомбингу на Metacritic — средняя пользовательская оценка достигала значения 3,4 из 10. При этом часть отзывов появилась в течение нескольких часов после релиза: игроки физически не могли успеть завершить кампанию, но уже вовсю стали её критиковать. Многие возмутились из-за сюжета и изменившихся персонажей — якобы Naughty Dog работает на «повесточку», а не на преданных фанатов, которых Нил Дракманн вероломно предал.

Скриншот: игра The Last of Us Part II / Naughty Dog

«Ревью-бомбинг — порождение современной культуры ненависти, когда люди волнами накатываются на определённую тему и пытаются изменить мир по своему разумению. Очень часто за этим скрыта не вся правда. Зайдя в магазин или на агрегатор ревью, я бы хотел увидеть информацию о том, насколько хороша игра и стоит ли её купить, а не о том, что сейчас принято ненавидеть или любить».

Леонид Горбачёв,
глава студии Moon Moose

На фоне этого инцидента принцип оценки на Metacritic изменился: теперь необходимо подождать несколько дней после релиза игры, прежде чем пользователи смогут оставить к ней отзыв. Помог ли этот небольшой шаг сделать рейтинги более объективными — неясно.

«Ответ на вопрос о том, как повлиять на издателя, очень простой: если вам что-то не нравится — голосуйте рублём (что всегда работало) и (или) записывайте об этом ролики на YouTube. Это намного честнее, крупные компании ответственны перед акционерами за годовую выручку и гораздо меньше — за среднюю оценку продуктов на агрегаторе».

Леонид Горбачёв,
глава студии Moon Moose


«Иногда ревью-бомбинг происходит из-за отсутствия прозрачности со стороны разработчиков и издателя. Тут я могу только посоветовать больше общаться со своими потенциальными покупателями и строить с ними нормальный диалог».

Илия Сванидзе,
PR 1C Entertainment

Ревью-бомбинг помогает выбирать видеоигры по душе?

«Современная система оценок создавалась без учёта или с игнорированием больших сезонных игр вроде Fortnite или WoW. Многие мои знакомые любили Rainbow Six: Siege двухлетней давности, но им не нравятся текущие мета и баланс. Поэтому как для человека, который собирается эту игру купить, оценка на Metacritic для меня не имеет никакого значения — важно, понравится ли она мне сегодня и завтра».

Леонид Горбачёв,
глава студии Moon Moose


«Моё мнение — бомбинг искажает восприятие. Например, Psychonauts 2 — великолепный сиквел и отличный продукт Double Fine. Почему он должен получать кучу отрицательных оценок только из-за отсутствия русской локализации, мне не очень понятно. Поэтому в наше время мой совет простой: доверяйте, но проверяйте, ведь даже за такими нападениями можно найти дельные мысли от тех, кто реально приобрёл игру и может высказаться по существу без грубых выражений и других нехороших вещей».

Илия Сванидзе,
PR 1C Entertainment

Скриншот: Psychonauts 2 / Double Fine Productions

Стоит отметить, что после нападения русскоязычных пользователей на Psychonauts 2 разработчики всё-таки решили добавить русские субтитры.

«Относиться к бомбингу как к адекватной оценке продукта было бы неправильно. Это может запутать пользователей, которые не знают про ревью-бомбинг проекта. Особенно это касается Metacritic, где для оценки игры даже не обязательно в неё играть. Регулярная подсветка в СМИ хотя бы части аудитории помогает понять, подвергся ли проект ревью-бомбингу и стоит ли внимательнее отнестись к пользовательским оценкам».

Никита Путилин,
PR Owlcat Games

* * *

«Недавно на осеннем ивенте Steam выдавал награды за отзывы, и на нашу игру прилетела куча позитивных ревью. Мой совет: если хочется устроить ревью-бомбинг — атакуйте продукт, который вам недавно понравился, сломайте систему, это же так круто».

Леонид Горбачёв,
глава студии Moon Moose


Онлайн-школа для детей Skillbox Kids
Учим детей программированию, созданию игр, сайтов и дизайну. Первое занятие бесплатно! Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована