Закономерности педагогического процесса: какими они бывают
Рассказываем о самых общих связях, описывающих педагогический процесс.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Педагогический процесс — большая, динамичная и сложная система, объединяющая в себе процессы воспитания, обучения и развития. Описывая и анализируя эту систему, учёные выявляют множество разнообразных связей — как внутри неё самой, так и между её элементами и внешними процессами (общественными, экономическими, культурными и так далее). Самые устойчивые и существенные связи формулируются в виде закономерностей.
Закономерности в педагогике бывают общими (относятся к любому образовательному процессу) или частными (свойственны определённым сторонам системы — например, обучению конкретной дисциплине).
Частных закономерностей может быть бесчисленное количество. Володар Краевский в «Методологии педагогики» приводит такой пример: при обучении иностранному языку нельзя обойтись без перевода на родной язык. Как пишет педагог, учителя, которые всё же пытаются это сделать, используют для объяснения иностранной лексики различные предметы и рисунки, но это малоэффективно:
«В течение всего времени урока преподаватели старались, как правило, безуспешно, раскрыть значение абстрактных понятий (доброта, честность, помощь, ненависть), в то время как с помощью перевода это можно было бы сделать за доли минуты. При всём этом ученики всё равно про себя переводили сказанное на свой язык, поскольку думали они на этом языке».
Общие закономерности педагогического процесса
Единого и исчерпывающего списка педагогических закономерностей не существует. Во-первых, педагоги по-разному подходят к формулировке закономерностей, а во‑вторых, в педагогическом процессе может быть много глубинных связей, которые пока никто не выявил.
Для примера назовём самые общие закономерности педагогического процесса, перечисленные Иваном Подласым в пособии «Педагогика. Новый курс» 1999 года.
- Закономерность динамики. Величина любых изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. То есть чем выше промежуточные результаты ученика, тем значительнее будут его итоговые достижения.
- Закономерность развития личности. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, применяемых средств и способов педагогического воздействия.
- Закономерность управления педагогическим процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами, а также величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.
- Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних мотивов, а также интенсивности, характера и своевременности внешних стимулов.
- Закономерность единства чувственного, логического и практики. Эффективность педагогического процесса зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия, логического осмысления воспринятого и практического применения осмысленного.
- Закономерность единства внешней и внутренней деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит от качества педагогической деятельности и качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.
- Закономерность обусловленности. Течение и результаты педагогического процесса зависят от потребностей общества и личности, материально-технических, экономических и других возможностей общества, морально-психологических, санитарно-гигиенических, эстетических и других условий протекания процесса.