Образование
#статьи

Новые компетенции преподавателей: зачем и как российские вузы внедряют педдизайн

В ход идут онлайн-консультации, школы педагогического мастерства и конкурсы лучших практик. Этот опыт обсудили участники конференции ИВО.

Фото: Willie B. Thomas / Getty Images

Из этой статьи вы узнаете:

  • почему даже опытным преподавателям полезно изучать педдизайн;
  • как ИТМО собирается разнообразить способы повышения квалификации;
  • чему могут научить университет молодые мамы;
  • откуда вузам брать педдизайнеров;
  • почему в пандемию интерес к педдизайну возрос;
  • могут ли вузы перенять метрики EdTech для оценки качества образования.

Путь к работе преподавателя в российской высшей школе обычно проходит через аспирантуру. Как правило, она включает один-два курса по методике преподавания и соответствующую практику. Но это, конечно, не главная составляющая подготовки будущего кандидата наук, гораздо больше внимания требует диссертационное исследование. А если учесть, что около 90% российских аспирантов трудоустроены и должны как-то совмещать научную работу с обычной, развитие преподавательских навыков и вовсе уходит на дальний план.

Тонкости преподавания приходится осваивать в первые годы работы в вузе методом проб, ошибок и наблюдения за более опытными коллегами. Такая картина характерна не только для России: многие преподаватели в США тоже отмечают, что осваивали основы профессии самостоятельно. Этот привычный формат подготовки преподавателей всё же имеет серьёзные издержки, считают участники дискуссии «Перспективы педагогического дизайна в российских вузах», состоявшейся на XII Международной российской конференции исследователей высшего образования (конференция ИВО).

Зачем опытных преподавателей учить педдизайну

Иногда преподаватель может годами «изобретать велосипед» на своих курсах, переживая вместе со студентами трудности в тех случаях, для которых давно изобретены решения. Так ситуацию описала начальник управления качества образовательного процесса Университета ИТМО Ольга Елисеева:

«Каждый выходил в аудиторию не раз и не два и понимает, что там происходит, но не всегда знает причину, почему с одной группой студентов занятие прошло блестяще, а с другой [это] не может быть повторено».

Фото: iaginzburg / Shutterstock

При этом вписать обучение новым преподавательским методикам и приёмам в работу сотрудников вуза непросто. И не только из-за их высокой нагрузки. Преподавателю, который несколько лет читал свой курс без особых проблем, сама мысль о том, что ему надо учиться это делать, может показаться оскорбительной. Это отметили многие участники конференции: преподаватели склонны считать методические вопросы слишком теоретизированными и формальными. Но изучать их и улучшать на этой основе курсы всё равно надо, особенно в гибридном обучении.

Отдельные российские университеты начали знакомить преподавателей с приёмами педагогического дизайна задолго до экстренного перехода на дистанционное обучение. На дискуссии свой опыт представили сотрудники четырёх российских университетов.

ИТМО: индивидуальные траектории для преподавателей

Ольга Елисеева рассказала о проекте ITMO.Expert. Он появился в 2018 году как ответ на запрос преподавателей на обмен опытом. Университет трансформировался, его структура изменилась — в частности, не осталось традиционных кафедр — и преподавателям были нужны другие формы сотрудничества с коллегами по предметным областям.

«Люди, которые далеки от педагогики, часто скептически относятся ко всему, что связано с дидактической, методической работой», — отметила Елисеева. Поэтому организаторы ITMO.Expert не стали рассказывать преподавателям о теории, а представили проект как возможность осмыслить собственный опыт и поделиться им.

Если в первый год в проекте участвовали 17% преподавателей, то сейчас каждый хотя бы раз в год подключается к нему. Возможностей принять участие много:

  • самый основательный элемент проекта — модульные курсы на один-два месяца по цифровым технологиям, по созданию онлайн-курсов и другим темам;
  • отдельно существуют сквозные модули, к которым можно обращаться в любое время, например, по психологическому здоровью, гибким навыкам, трендам образования;
  • также в течение года проходит масса разовых мероприятий.

Общий в разных форматах элемент — опора не на лекции, а на интерактивные мастер-классы. Кроме того, ведущими часто выступают сами преподаватели. Каждый год сотрудник Университета ИТМО может получить удостоверение о повышении квалификации, но заработать его можно по-разному. Фактически в ITMO.Expert действуют индивидуальные образовательные траектории для преподавателей: можно получить удостоверение за два завершённых модульных курса в течение года, а можно прослушать один курс и выступить спикером на другом образовательном мероприятии.

Ключевая задача проекта в том, чтобы преподаватели освоили инструменты педдизайна и могли адаптировать свои курсы под разные аудитории и условия. Оценить результативность работы ITMO.Expert помогает конкурс ITMO.EduLeaders, на который преподаватели представляют свои образовательные проекты — инструменты, форматы, онлайн-курсы.

ТГУ: снова в школу

Об опыте Томского государственного университета рассказала директор Центра повышения квалификации и переподготовки Светлана Велединская. С 2018 года в программы повышения квалификации преподавателей ТГУ вошли курсы по педагогическому проектированию и стали проводить модули по цифровым инструментам. Многие программы ТГУ разработал совместно с Корпоративным университетом «Сбербанка».

Новые подходы набирают популярность медленно, признаётся Велединская: преподаватели по-прежнему склонны проектировать курсы по тематическому принципу, а не по образовательным результатам. Впрочем, есть и первые успехи. Например, историки ТГУ перепроектировали свои образовательные программы.

В 2020 году во время пандемии ТГУ перешёл на более системный подход и наряду с отдельными курсами запустил собственную Школу педагогического дизайна. Её программу вуз разработал вместе с Университетом Монаша (Австралия). Она позволяет преподавателям освоить инструменты, необходимые для перевода программ в смешанный формат, и продумать этот переход методологически. Следующий шаг — погружение в педдизайн целых коллективов для перепроектирования образовательных программ. Через такой акселератор прошли 13 факультетов ТГУ с 17 программами от дополнительного профессионального образования до магистратуры.

Фото: fizkes / Shutterstock

Кстати, в программах ТГУ участвуют сотрудники других вузов. Сотрудничество с другими коллективами — вообще особенность этого университета. Например, вместе с другими вузами Томска, а также МИСиС и ВШЭ ТГУ осваивает «непаханое поле» для педдизайна — федеральный проект «Развитие занятости» нацпроекта «Демография». ТГУ выступает его оператором. Вузы и компании, которые предлагают программы ДПО для этого проекта, как правило, совсем не понимают, как преподавать онлайн, заявила Светлана Велединская:

«Цифровая дидактика погружает нас в такие реалии, как совместное, горизонтальное обучение. Это по-новому начинает звучать на тех же онлайн-программах: если заходит категория „молодые мамочки“, они тут же создают чат и начинают друг друга обучать, помогать друг другу. Это реалии сегодняшнего цифрового мира, и в образовании мы их не умеем адаптировать, вузу это непонятно. Вуз больше понимает [обучение] от преподавателя к студентам, а эти учебные сообщества, на каких они должны идти основаниях? <…> Таких полей выделяется сейчас много, и об этом мы как раз в сообществе и говорим».

Сейчас сотрудники ТГУ с коллегами из других вузов работают над перепроектированием программ по нацпроекту. Такой опыт, считает Велединская, может стать «мостиком» к формированию сообщества педдизайнеров в российских университетах.

МИСиС: вырастить педдизайнеров

В 2019 году в МИСиС появился Центр «Школа педагогического мастерства». Его директор Маргарита Дорофеева рассказала, что за два года в этой школе опробовали несколько форматов работы.

Цель школы в том, чтобы выработать в вузе осознанный подход к преподаванию. С инструментами педдизайна преподавателей знакомят в индивидуальных форматах, а также в работе с авторскими коллективами целых кафедр. Сотрудники центра помогают адаптировать курсы для разных групп и форматов, внедрить проектное обучение в программы, организуют повышение квалификации по широким темам смешанного и онлайн-обучения. Популярны семинары для коллективов кафедр, на которых можно начать разработку новых курсов, провести аудит или перепроектирование старых.

Как и ТГУ, МИСиС работает с зарубежными экспертами — одна из программ повышения квалификации разработана вместе с Университетским колледжем Лондона, а в проектировании учебных курсов применяется их программное обеспечение. Но пока вуз больше сосредоточен на точечной работе со своими преподавателями, а не на проектах вне университета. На каждом курсе сотрудники «Школы педагогического мастерства» дают преподавателям возможность опробовать новые методы и технологии в работе с собственными студентами, чтобы они могли увидеть их реальный эффект. Сама школа тоже анализирует эффективность трансформации через мониторинг удовлетворённости, работу с фокус-группами, учебную аналитику.

Всего в мероприятиях школы приняли участие около тысячи преподавателей. При этом в центре работает всего шесть человек. Как рассказала Маргарита Дорофеева, коллектив стремится к тому, чтобы новые педдизайнеры вырастали из заинтересованных преподавателей:

«Каждый преподаватель в той или иной степени является педагогическим дизайнером. Он проектирует свои рабочие программы, проектирует образовательные программы, проектирует занятия. Никого лучше, чем родной преподаватель, в этой роли не найдёшь. У нас уже образовался пул последователей, которые являются двигателями всех идей на кафедрах, приводят за собой коллективы, рассказывают, делятся опытом. Это одно из ключевых направлений работы — формировать сообщества внутри, развивать своих преподавателей в этой области».

Опыт ТГУ и МИСиС — это фактически создание «корпоративных университетов» внутри самих университетов, так же, как это делают у себя крупные компании.

Фото: KeyStock / Shutterstock

ВШЭ: цифра на службе у методиста

Высшая школа экономики, пожалуй, зашла во внедрении принципов педдизайна в практику преподавания дальше других вузов, представленных на дискуссии.

Как рассказала научный сотрудник Института образования ВШЭ Мария Лытаева, в вузе пару лет назад появилась новая модель бакалавриата. В основе проектирования программ по этой модели — ключевые образовательные результаты. О том, чтобы проектирование велось именно так, позаботились заранее. С 2019 года функционирует онлайн-конструктор программ учебных дисциплин в едином формате, который просто не позволяет преподавателю спроектировать программу неправильно. Суть в том, что преподавателю нужно заполнить определённые поля, а для этого необходимо сформулировать образовательные результаты дисциплины и соотнести с ними её содержание.

Используют в ВШЭ и такие же обучающие инструменты, что и в других вузах, — курсы повышения квалификации, конкурс образовательных инноваций. Всё это, сказала Мария Лытаева, стало более востребованным в пандемию:

«Наши преподаватели, столкнувшись с необходимостью преподавания в смешанном формате, вдруг обнаружили огромный интерес к педагогическим практикам, к различным вопросам дидактики, обучения, моделям преподавания в цифровой среде».

В ответ на этот интерес в 2021 году организовали консультации по преподаванию в цифровой среде. Причём консультантами выступают коллеги, и не разово, а в течение одного-двух месяцев. В числе других изменений — запуск центра измерения образовательных достижений для контроля того, как студенты осваивают содержание разных программ. В ближайших планах ВШЭ, по словам Лытаевой, запуск тематической магистерской программы для педдизайнеров в Институте образования.

Взгляд со стороны EdTech: другие метрики качества

На конференции представили также практику австралийского Университета Монаша, и она базируется на тех же подходах, которые выработали российские вузы. Но австралийцы начали внедрять педдизайн раньше, и сегодня в их команде педдизайнеров около 60 человек, причём работают они на всех факультетах. Несколько другой подход представил на сессии директор по развитию Skypro Михаил Свердлов.

Он предложил взглянуть на педдизайн не со стороны преподавателя, у которого удаётся или не удаётся курс, а со стороны студента. Как в онлайн-школе, так и в традиционном вузе студенты покупают не сам по себе курс, не образовательную программу, а образ будущего, который стоит за этой программой. Педдизайн — это один из способов достижения целей студента, а ими могут быть, например, определённый уровень зарплаты или получение предложения о работе сразу после выпуска.

Как с этим продуктовым подходом связать повседневную работу преподавателя? Михаил предлагает регулярный сбор обратной связи студентов — метод, без которого сейчас немыслимо никакое онлайн-обучение. Вузы тоже опираются на студенческую оценку преподавания, но обычно собирают отзывы лишь по окончании курса или по итогу семестра. Мгновенная обратная связь позволит, считает Свердлов, корректировать курсы и в вузах.

Иногда проблема не в качестве курса, а в том, что впечатления от него не совпадают с ожиданиями студентов. В этом случае своевременный сбор обратной связи нужен, чтобы скорректировать маркетинговые материалы и не обещать абитуриентам того, чего на образовательной программе нет.

Другой метод улучшения учебных программ в реальном времени — это, конечно, учебная аналитика. Спикер подробно рассказал, как она применяется в Skyeng. Но для российских вузов, отметила модератор дискуссии научный сотрудник ВШЭ Елена Другова, этот подход пока что — «манящий горизонт», а не реальность. Какие практики EdTech университеты могут внедрить быстрее всего? Михаил Свердлов ответил, что это должны быть метрики, которые отражают главную задачу вуза — то, зачем вообще существует весь образовательный процесс:

«В моём понимании, университет выпускает специалистов на рынок труда. И если мы с этой задачей изначально справляемся плохо, или мы не можем понять, как мы с ней справляемся, кажется, мы что-то делаем не так. <…> Я достаточно глобальную проблему поднимаю, но каждый преподаватель на своём уровне может её решить точно, её не надо решать [на уровне] системы высшего образования в целом. Вот я преподаю определённый предмет, я понимаю, что этот предмет будет основой, фундаментом, базисом в чьей-то дальнейшей карьере. Соответственно, я точно понимаю: а то, что я даю, релевантно рынку в каждый момент времени?»

Измерять соответствие программы рынку, считает Свердлов, нужно по показателям трудоустройства и доходов студентов.

В практике работы методистов Skypro, рассказала руководитель методической команды Юлия Селезнёва, соответствие образовательной программы этим ключевым задачам контролируется через подбор для каждого занятия или домашнего задания таких целей, которых студент должен достичь в этот момент. Были ли они достигнуты на самом деле, определяют с помощью специальных критериев оценивания — преподаватели ставят оценки с опорой на эти единые метрики. Кроме того, есть и студенческая самооценка.

Юлия Селезнёва отметила, что этот подход может оказаться вполне адаптируемым для вузов. Но представители университетов восприняли презентацию коллег из EdTech скорее сдержанно. Их позицию выразила модератор Елена Другова.

Она отметила, что, во-первых, подготовка кадров для рынка труда — не единственная миссия университета, хотя и очень важная. Во-вторых, вузы до сих пор почти не используют понятие «учебные цели студента», и тому есть причины:

«В компании на учебный курс к вам приходят люди уже с понятными учебными целями, а в университете у студентов учебные цели могут быть гораздо более размытыми, менее чёткими, а порой, наверное, совсем отсутствовать».

Словом, не стоит ждать, что университеты в ходе конкуренции с цифровыми платформами перестроят свои модели по их образцу. Заимствование отдельных практик и взаимное проникновение уже идут, но свою роль в обществе вузы определяют совсем не так, как профессиональные курсы.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована