Образование
#статьи

Виды обучения в вузе

Разбираемся, какие варианты обучения доступны в высшем образовании.

Фото: skynesher / Getty Images

В дипломе о среднем или высшем профессиональном образовании форма обучения не указывается — только в приложении и по желанию выпускника. Однако на практике у каждой из них есть свои особенности, о которых стоит знать.

Очное обучение

Очное обучение в колледже или вузе также называют дневным. Это классический вариант — в течение семестра студенты каждый будний день посещают занятия, по окончании курсов сдают зачёты, а в конце каждого семестра проходят экзаменационные сессии. По данным НИУ ВШЭ, опубликованным в сборнике «Индикаторы образования: 2023», в 2021–2022 учебном году на программах бакалавриата, специалитета и магистратуры 61,2% студентов учились очно.

Студенты очной формы обучения могут претендовать на стипендии и место в общежитии. Юноши, которые обучаются по образовательным программам с государственной аккредитацией, имеют право на отсрочку от призыва на военную службу.

В государственных вузах, как правило, гораздо больше программ с очным обучением, чем с очно-заочным и заочным. На некоторых направлениях, согласно ФГОС высшего образования, вообще можно обучаться только очно — например, в эту категорию входят большинство медицинских специальностей, кроме ветеринарных и фармацевтических. На дневную форму обучения выделяется больше всего бюджетных мест, а проходной балл выше, чем на других формах. Кроме того, очное обучение по договору обычно дороже, чем очно-заочное и заочное.

Очно-заочное обучение

Очно-заочное обучение, или вечернее, как его ещё условно называют, предполагает, что студенты совмещают учёбу с работой. Поэтому занятия проходят не каждый день, а 2–4 раза в неделю, по вечерам или выходным. Это не очень распространённая форма обучения — по данным НИУ ВШЭ, в 2021–2022 учебном году очно-заочно учились лишь 6,5% будущих бакалавров, специалистов и магистров.

Студенты на очно-заочной форме обучения не получают стипендию и не имеют права на отсрочку от срочной службы в армии. Заселиться в общежитие они могут только на период сессии, если в корпусах есть свободные места. Само обучение, как правило, длится дольше, чем на очной форме. Но проходной балл на бюджетные места обычно ниже, как и стоимость обучения по договору, чем на очном отделении. Для примера в таблице ниже приведены различия между очной и очно-заочной формами обучения по гражданско-правовому профилю направления «Юриспруденция» в РАНХиГС.

ОчнаяОчно-заочная
Длительность программы4 года4 года и 6 месяцев
Проходной балл в 2023 году281226
Стоимость обучения по договору в 2023/2024 учебном году432 тысячи рублей336 тысяч рублей

Заочное обучение

Студенты-заочники большую часть времени учатся самостоятельно, а учебное заведение посещают только на время сессий. На заочной форме обучения есть два вида сессий. Установочная проводится в начале учебного года — студенты посещают лекции, получают план самостоятельной работы на семестр, вопросы к экзаменам, методические указания для подготовки курсовых работ и так далее. В течение семестра студент изучает учебные материалы, выполняет задания и отправляет на проверку преподавателям, а затем проходит экзаменационную сессию.

Фото: Mariia Korneeva / Shutterstock

В 2021–2022 учебном году, по данным НИУ ВШЭ, 32,3% студентов заочно учились на программах бакалавриата, специалитета и магистратуры. Однако за последние годы востребованность этой формы обучения снижается, университеты уменьшают число заочных программ или вовсе отказываются от них, как, например, СПбГУ.

Ситуация со студенческими льготами на заочном обучении точно такая же, как и на очно-заочном. Нет стипендий и отсрочки от призыва на срочную службу, есть возможность получить место в общежитии на время сессии. Бюджетные места для студентов-заочников выделяются очень редко, так что в основном это обучение по договору. Заочное обучение, как правило, длится дольше очного, но стоит дешевле.

Есть и ещё один нюанс — некоторые образовательные программы вовсе не предполагают заочного обучения, при этом допуская очно-заочную форму, — например, направление бакалавриата «Психология». На других же программах заочно можно обучаться, только если это второе или последующее высшее. Среди таких примеров — «Строительство» и направления группы «Экономика и управление». То же самое — с бакалавриатом «Юриспруденция», однако заочная форма доступна также абитуриентам, у которых уже есть среднее профессиональное образование по этому же направлению.

Виды обучения по способу взаимодействия преподавателей и учащихся

Здесь речь пойдёт уже не о формах обучения, а о том, как организован его процесс и как учащиеся взаимодействуют с преподавателями.


Очное обучение

В этом варианте всё понятно: студенты приходят в аудиторию, там встречаются с преподавателем, изучают учебный материал и выполняют задания. Очные занятия могут быть при любой форме обучения, разве что их количество и цели будут различаться. Например, на дневной форме обучения много лекционных занятий, а на заочной их нет за пределами установочных сессий. При этом студенты-заочники тоже могут встречаться с преподавателями для консультаций перед экзаменами.

Дистанционное обучение

В законе «Об образовании» этот вид обучения (как и следующий в нашем списке) называется «реализацией образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Сама форма обучения при этом может считаться очной.

Под дистанционным принято понимать обучение, которое полностью проходит онлайн — у вузов для этого есть специальные платформы (они называются системами дистанционного обучения, сокращённо — СДО), где каждому студенту заводят личный кабинет, и он может получать через него домашние задания и отправлять выполненные задания на проверку, видеть загруженные туда учебные материалы, включая записанные лекции, видеть свои оценки и прочую учебную информацию. С преподавателем и одногруппниками можно общаться по переписке и видеосвязи.

Дистанционное обучение может быть синхронным и асинхронным. В первом случае взаимодействие происходит в режиме реального времени — например, преподаватель читает лекцию в Zoom, Google Meet или ином подобном сервисе и отвечает на вопросы студентов; учащиеся одновременно работают над заданием или проектом в специальном цифровом сервисе. Если же студенты смотрят записанные видеолекции не по расписанию, а в удобное время, у них нет групповых занятий, и они только переписываются с преподавателем, то это асинхронное обучение.

Дистанционным является обучение на массовых онлайн-курсах и на курсах ДПО, не предполагающих личного посещения занятий. А школы, колледжи и вузы массово познакомились с этим форматом на пике пандемии COVID-19.

Также сейчас набирают популярность программы онлайн-бакалавриата и магистратуры. По форме обучения это очные программы на четыре и два года соответственно, со всеми полагающимися студенческими льготами, отсрочкой от армии и дипломом государственного образца. Только контакт студентов с преподавателями происходит в онлайне, а не в аудитории. Такие программы есть сейчас у многих ведущих вузов, зачастую они организованы совместно с крупнейшими онлайн-платформами (например, со Skillbox, Skillfactory, «Яндекс Практикум»), а Высшая школа экономики, например, создала для своих онлайн-программ специальный цифровой кампус «Вышка онлайн».

Смешанное и гибридное обучение

Смешанное обучение сочетает в себе разнообразные форматы очного и дистанционного взаимодействия между учащимися, преподавателями и учебными ресурсами.

Чаще всего это подразумевает, что часть времени студенты учатся онлайн из дома, а другую часть — занимаются в аудитории. В таком виде может реализовываться и очное, и очно-заочное обучение.

Если смешанное обучение может быть как синхронным, так и асинхронным, то гибридное обучение — всегда синхронное. Его суть в том, что часть группы учащихся присутствует на занятии непосредственно в аудитории, а другая часть подключается онлайн, но занимаются они все вместе одновременно, по одному расписанию.

Во многих передовых вузах сейчас, как правило, занятия смешанные, то есть часть лекций и семинаров проходит в аудиториях, часть — онлайн, при этом используется и гибридная форма (то есть даже когда занятие по расписанию проходит в аудитории, но кто-то из студентов не может приехать, они подключаются дистанционно по интернету). Для гибридных занятий обычно в университетах особым образом оборудуют специальные аудитории: устанавливают хорошие камеры и микрофоны, чтобы тем, кто будет подключаться онлайн, было хорошо всё видно и слышно, вешают на стены большие экраны, на которые можно вывести изображения студентов, которые подключаются онлайн, чтобы присутствующие очно их видели.

Аудитория в кампусе СПбГУ «Михайловская дача»
Источник: СПбГУ

Виды обучения по длительности

Здесь речь пойдёт о нормативных сроках получения высшего образования и том, в каких случаях их можно уменьшить.


Стандартная длительность обучения

Нормативные сроки обучения на разных программах высшего профессионального образования зафиксированы в соответствующих ФГОС. Так, очные программы бакалавриата рассчитаны на четыре года, специалитета — на пять-шесть, магистратуры — на два. Как уже упоминалось выше, очно-заочное и заочное обучение длится дольше — на полгода-год для будущих бакалавров и специалистов, и на три-шесть месяцев для магистрантов.

Но сейчас стандартные сроки начинают меняться. Пока экспериментально. В 2023 году в России запустили пилотный проект, который вместо уровней Болонской системы вводит уровни базового (это аналог бакалавриата и специалитета) и специализированного (это аналог магистратуры) высшего образования. Суть в том, что на разных профессиональных направлениях длительность обучения на одном и том же уровне и при одной и той же форме (очной, очно-заочной или заочной) может быть разной, потому что на какие-то профессии можно обучить быстрее, а на каких-то нужна более объёмная фундаментальная база, и, соответственно, на её освоение требуется больше времени. На базовом уровне длительность может быть от четырёх до шести лет, на специализированном — от одного года до трёх лет.

Новую модель сейчас тестируют несколько университетов, которые уже в 2023–2024 учебном году приняли студентов на новые программы, параллельно с набором на обычные программы бакалавриата, специалитета и магистратуры.

Ускоренное обучение

Согласно статье 34 закона «Об образовании», учащиеся имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное. Порядок приёма или перевода на ускоренное обучение устанавливает администрация вуза. На практике оно, как правило, доступно студентам, уже имеющим среднее или высшее образование по смежной специальности, а также тем, кто переводится с аналогичной или смежной программы обучения в другом университете. Идея в том, что студент, уже изучивший те или иные дисциплины, освобождается от их повторения. Обычно это позволяет сократить срок обучения на программах бакалавриата или специалитета на один-два года.

Вуз может просто зачесть повторяющиеся дисциплины, если студент уже изучил их в необходимом количестве часов и прошёл аттестацию в соответствующей форме (сдал зачёт, экзамен или курсовую работу). Это подтверждается приложением к диплому или академической справкой при переводе из другого вуза. Если в колледже или прошлом вузе дисциплина изучалась меньшее количество часов, чем предполагает текущая образовательная программа, университет может предложить студенту переаттестацию. В этом случае студент самостоятельно изучает недостающие темы, а потом сдаёт тест или устный экзамен.

Фото: ESB Professional / Shutterstock

Как правило, студента принимают на первый курс, и он учится по индивидуальному учебному плану или типовой ускоренной программе обучения после колледжа. Такие программы обычно встречаются у вузов, которые реализуют и программы СПО. При переводе из другого вуза ситуация обычно иная — студента зачисляют на тот же курс, с которого он переводится, если академическая разница между программами незначительна. Если же студент радикально меняет направление обучения, то его переводят с понижением курса.

Кстати, Минобрнауки планирует усилить госрегулирование ускоренного обучения в вузе после профильного колледжа — закрепить эту практику в обновлённых ФГОС высшего образования. Если эти изменения утвердят, то принимать студентов на ускоренное обучение все вузы с аккредитованными образовательными программами будут по единым правилам.

Виды обучения в зависимости от того, кто за него платит

И наконец, бывают разные варианты обучения в зависимости от того, кто его оплачивает. При этом на содержании обучения и объёме прав этот фактор никак не сказывается — студенты-бюджетники и студенты-платники учатся вместе, в одних и тех же группах. У них те же льготы, отсрочка от срочной военной службы на них тоже распространяется, они получают такие же дипломы (и в дипломе ничего не говорится о том, учился студент платно или на бюджетном месте).


Бюджетное обучение (в том числе целевое)

Бесплатные места в вузах предоставляются в основном за счёт федерального бюджета. По данным Минобрнауки, в 2023 году на этих местах учились 1 990 687 студентов (для сравнения — 2 273 548 человек учились на коммерческой основе, то есть платников несколько больше, чем бюджетников). Каждый год решается, сколько всего бюджетных мест будет выделено, и они распределяются по направлениям подготовки и по конкретным университетам. Большинство мест отдаётся приоритетным для экономики направлениям, таким как инженерно-технические, медицинские, педагогические. Поэтому есть направления, где бюджетных мест много, а есть такие, где их совсем мало. У вузов также могут быть программы, на которых нет вообще ни одного бюджетного места, все платные.

Бюджеты субъектов РФ тоже финансируют некоторое количество мест в вузах, но гораздо меньше, чем оплачивает федеральный бюджет. И совсем немного мест оплачивают муниципальные бюджеты. Например, по статистике Минобрнауки, в 2023 году субъекты федерации финансировали 60 699 мест, а муниципальные — 346.

Нужно учитывать, что есть разные условия поступления на бюджетные места:

  • По квотам. Квоты устанавливаются для разных льготных категорий (это особая и отдельная квоты), а также для тех, кто поступает на целевое обучение (целевая квота). Причём некоторые категории льготников имеют право на приём без вступительных испытаний (в документах приёмных комиссий эта категория сокращённо называется БВИ), то есть независимо от результатов экзаменов, а для остальных льготников проводится отдельный конкурс. Для тех, кто поступает на целевое обучение, тоже проводится отдельный конкурс.
  • Без вступительных испытаний (то есть тоже — БВИ) для победителей некоторых видов школьных олимпиад. Их принимают на бюджетные места до начала общего конкурса.
  • По общему конкурсу. Так поступает большинство абитуриентов — те, у кого нет прав на льготы, кто не является победителем олимпиад и не претендует на целевое обучение.

Если направление обучения очень популярное, и на нём мало бюджетных мест, а вуз престижный, то бывает так, что все эти места занимают победители олимпиад и представители льготных категорий, а для общего конкурса мест не остаётся.

Бывают направления подготовки, на которых большинство мест или даже все места отдаются под целевое обучение (то есть под целевую квоту). Соответственно, на эти места поступить можно только на условиях целевого обучения.

Поэтому, когда вы смотрите на сайте вуза, какое количество мест есть на интересующем вас направлении обучения, обращайте также внимание на то, как они распределяются: сколько из них предусмотрено для лиц, имеющих особое право на поступление (особая квота), на отдельную квоту и на целевую квоту.

Пример распределения бюджетных мест по разным основаниям приёма
Скриншот: НИУ ВШЭ / Skillbox Media

Проходные баллы у поступающих по льготным квотам и по целевой квоте обычно ниже, чем у тех, кто поступает по основному конкурсу.

Платное обучение за свой счёт

Платное, или коммерческое, обучение на сайтах вузов обычно называется «обучением по договору» или «обучением по контракту». Места для платного обучения, как правило, есть на всех программах вуза. Чтобы попасть на него, абитуриенты сдают те же экзамены, что и при поступлении на бюджет, и приём тоже конкурсный, но конкурс отдельный от того, который проводится за бюджетные места. Однако минимальные баллы, которые необходимы, чтобы абитуриента просто допустили до участия в конкурсе, на платных местах в некоторых вузах могут быть ниже, чем на бюджетных. Ниже — пример минимальных баллов по программе бакалавриата «Большие и открытые данные (Прикладная информатика)» Московского политеха.

Скриншот: Московский политех / Skillbox Media

Проходные баллы у поступающих на платное обучение, как правило, ниже, чем у поступающих на бюджетные места, и где-то разница очень заметная, а где-то не такая уж большая. Ниже — пример проходных баллов в МФТИ в 2023 году по общему конкурсу (то есть на бюджетные места) и по контракту (то есть платно).

Скриншот: МФТИ / Skillbox Media

Чтобы попасть на платное обучение, кроме подачи заявлений и документов, необходимых для участия в конкурсе, нужно по итогам конкурса заключить договор с вузом. Его заключает либо сам абитуриент, либо его родители или другие законные представители, когда абитуриент — несовершеннолетний. И, конечно, необходимо внести оплату. Для платного поступления сроки подачи заявлений о приёме и документов, а также сроки публикации приказов о зачислении наступают позднее, чем для поступления на бюджет. Это делается для того, чтобы люди, которые не смогли пройти по конкурсу на бюджетные места, могли сориентироваться и податься на платное обучение.

Каждый вуз самостоятельно определяет, сколько студентов он готов принять на коммерческой основе. Зачастую таких мест в наборе достаточно для всех желающих (к тому же университет может их увеличить, если желающих будет больше, ведь платные студенты приносят доход), и для поступления абитуриенту нужно всего лишь набрать установленные минимальные баллы и заключить договор. Но в топовых вузах может быть высокий конкурс даже на платные места, и там стараются держать планку по баллам, отсекая платников с низкими баллами. Кроме того, естественным ограничителем числа желающих поступить в топовые вузы обычно служит высокая цена за обучение, при этом за достаточно высокие баллы некоторые университеты предоставляют существенные скидки.

По расходам на оплату обучения можно получить налоговый вычет.

Обучение за счёт будущего работодателя

Поступить на целевое обучение на бюджетные места (то есть в рамках целевой квоты) можно, только если заказчиком обучения выступают определённые организации, имеющие отношение к бюджету. Это государственные органы, госкорпорации и государственные учреждения, а с 1 мая 2024 года к этому списку добавятся и некоторые организации с особым статусом (например, со статусом участника проекта на территориях инновационного центра «Сколково», международного медицинского кластера, инновационных научно-технологических центров).

Но абитуриент может договориться о целевом обучении и с обычной коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем, только оплачивать это обучение в таком случае заказчик будет за свой счёт, а не за счёт бюджета. И студент будет участвовать в конкурсе не за бюджетные места, а за платные. По итогу заключается трёхсторонний договор между заказчиком, студентом и вузом.

Такое целевое обучение предполагает, что заказчик оплачивает стоимость обучения и оказывает студенту прочие меры поддержки, организует ему у себя прохождение практики и затем трудоустраивает по полученной квалификации, а студент осваивает программу и обязуется отработать в течение не менее трёх лет и не более пяти лет в соответствии с полученной квалификацией.

Фото: Stock 4you / Shutterstock

А ещё заказчик имеет право установить требования к успеваемости студента во время обучения. Если студент нарушает условия договора (например, отчисляется), ему придётся возместить заказчику расходы.

Обучение за счёт самого университета

Университеты, обладающие достаточными для этого средствами, могут принимать некоторых студентов хотя и не на бюджетные места, но на бесплатной основе — то есть нести расходы на их обучение за свой счёт. Такая возможность, например, регулярно осуществляется в НИУ ВШЭ.

Конечно, подразумевается, что эта возможность предназначается для перспективных студентов с высокими баллами или индивидуальными достижениями, потому что университеты заинтересованы в привлечении сильных учащихся и в дальнейшем могут гордиться их успехами.

Так, в 2021 году сложилась ситуация, что в некоторых топовых вузах на наиболее популярных направлениях, где бюджетных мест в принципе мало, победителей школьных олимпиад среди абитуриентов оказалось так много, что мест не хватило даже стобалльникам (напомним, некоторые олимпиадники имеют право поступать без вступительных испытаний, то есть вне общего конкурса, поэтому и получилось так, что они заняли все места до начала общего конкурса). И некоторые вузы тогда приняли стобалльников на бесплатное обучение за свой счёт.

Бывают и другие причины обучения за счёт вузов. Например, в РАНХиГС приняли решение, что все студенты, которые находятся в зоне российско-украинского вооружённого конфликта, продолжат обучение на бесплатной основе. Такое же решение было принято для той же категории студентов, а также для их детей или близких родственников в НИУ ВШЭ. Поясним: по общему правилу, перевод студентов, являющихся участниками СВО, с бесплатного обучения на бюджетное возможен, если в вузе есть вакантные бюджетные места (они для этого перераспределяются особым образом). Но некоторые вузы предоставляют возможность перевода на бесплатное обучение и при отсутствии вакантных бюджетных мест — за свой счёт.

Высшее образование со Skillbox

Вместе с ведущими университетами страны — РАНХиГС, СПбГУ и МПГУ — мы запустили дистанционные программы обучения. Вы получите не только теоретические знания, но и практический опыт, которого всегда не хватает выпускникам.

Узнать подробнее
Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована