Важное — в цитатах месяца: про качество образования и профессионализм тех, кто учит
Вот что в октябре говорили эксперты о ключевых трендах и проблемах образования.
tesla / youtube
В этом месяце обсуждали:
- качество высшего образования в пандемию;
- растущую потребность в цифровой дидактике;
- что представляет собой «человек университетский»;
- как рейтинги вузов влияют на качество образования;
- что происходит с практикоориентированностью образования;
- как менять подготовку педагогов;
- перспективы EdTech в школах и вообще в дальнейшем;
- «боли» корпоративного обучения и «лекарство» для их «лечения».
Качество высшего образования в пандемию
Евгений Терентьев
и. о. руководителя центра социологии высшего образования Института образования, академический руководитель аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ
Где: на презентации доклада «Качество образования в пандемию» во время открытия конференции ИВО-2021
— Несмотря на то, что мы видим нормализацию, которую мы зафиксировали в отношении к дистанционному формату, мы не видим существенных качественных изменений в сфере методики преподавания, технологии педагогического дизайна курсов. Одно из больших ожиданий, которые мы фиксировали (это звучало в экспертных дискуссиях, в исследованиях), что вот эта онлайнизация открывает широкие возможности для большей индивидуализации образовательного процесса, для активного использования контента, произведённого в разных точках мира наиболее качественно. Но мы видим, что этот потенциал недоиспользуется.
Аналитический доклад «Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию» был составлен по результатам работы исследовательских групп из 13 университетов. Подробнее о нём можно прочитать здесь.
Потребность в цифровой дидактике
Елена Суханова
директор Института образования Томского государственного университета
Где: на презентации доклада «Качество образования в пандемию» во время открытия конференции ИВО-2021
— Практика преподавания остаётся очень больным местом. Мы зафиксировали, что доминируют доковидные подходы. Это касается и стереотипов, с которыми живёт массовое преподавательское сообщество, и форм работы, и того, что переход в онлайн не изменил дидактику — как люди читали лекции, так они и пытаются просто делать это с экрана ноутбука. <…> С одной стороны, надо по-прежнему вкладываться в обучение и переобучение преподавательского состава, но сами по себе курсы повышения квалификации тоже здесь не сработают — вспомните, сколько программ обучения было уже на этапах цифровизации системы образования. Здесь нужны серьёзные исследовательские экспериментальные проработки новых дидактических моделей. И вот заход на цифровую дидактику сейчас оправдан.
В связи с растущей цифровизацией образования в педагогическом сообществе всё громче звучит запрос на разработку особой цифровой дидактики. Первые шаги для этого уже делаются.
Навыки современного университетского человека
Александр Сорокин
директор Школы исследований окружающей среды и общества (Антропошкола) ТюмГУ
Где: в интервью Skillbox Media
— Такое ощущение, что «человек университетский» обвешивается навыками и компетенциями как ёлка новыми гирляндами, а старые с него никто не снимает, как не спешит снимать и он сам.
Александр Сорокин исследует, как трансформационные процессы в российских университетах сказываются на людях, работающих в этой среде. Проще говоря, он с группой коллег изучает современного «человека университетского». Исследование стартовало в 2019 году при поддержке Российского научного фонда. Александр рассказал Skillbox Media о некоторых тенденциях, которые удалось заметить.
Влияние рейтингов на образование
Педро Нуно Тейшейра
директор Центра исследований политики высшего образования (CiPES) и профессор экономики Университета Порту, Португалия
Где: выступление с докладом о качестве образования на конференции ИВО-2021
— Я не думаю, что социальная и экономическая ценность вуза повышается в связи с рейтингами. Они многих отвлекли от более важных целей. И даже с методологической точки зрения [рейтинги] не очень надёжны. Если вы измените существующие критерии, вы получите другие рейтинги. Это показывает, что механизм не очень хорош для организации и систематизации информации.
Между тем всю осень рейтинги вузов остаются одной из горящих тем в мире образования. Так, в октябре стали известны результаты рейтинга университетов развивающихся стран и университетов с лучшей репутацией (составитель — THE) рейтингов лучших вузов в предметных областях от RUR и рейтинга бизнес-школ от Financial Times.
Практичность образования
Сергей Вищипанов
основатель онлайн-платформы «Факультетус»
Где: интервью Skillbox Media
— Со стороны университетов сотрудничество с работодателями обычно выстраивается максимально сложно, а мест для учебной практики и партнёров из года в год становится всё меньше. Получается, что образование перестаёт быть практико-ориентированным. Чтобы это исправить, вузам нужно закрывать какую-то конкретную потребность работодателя, адаптировать под эти задачи учебные программы.
Елена Хутиева
доцент кафедры международного бизнеса СПбГЭУ
Где: Российская энергетическая неделя
Источник: ТАСС
— Ситуация складывается таким образом, что мы не имеем сформированного запроса о том, чего вы [предприятия] вообще хотите. Мы, университеты, думаем, как нам учить, чему нам учить, но когда мы приходим в организацию и разговариваем с отделом персонала, то мы не можем этот профиль увидеть.
По мнению Елены Хутиевой, будущие работодатели должны сформировать перечень компетенций и навыков, необходимых выпускникам вузов. Тему сближения высшего образования и рынка труда особенно активно стали обсуждать с августа текущего года, когда стало известно о переформатировании работы центров карьеры при вузах.
Профессионализм педагогов
Аркадий Марголис
ректор Московского государственного психолого-педагогического университета
Где: на симпозиуме «Как построить качественное педагогическое образование» на конференции ИВО-2021
— Профессии врача и учителя не только являются благородными, важными и во многом определяющими современное состояние и будущее страны. Безусловно, общество и государство должны быть точно уверены в том, что в этих двух случаях количество профессиональных ошибок будет сведено к нулю.
Участники симпозиума, говоря о том, каким должно быть образование современного педагога, обсудили идею введения профессиональных экзаменов, которые подтверждали бы квалификацию учителей.
Валентина Матвиенко
председатель Совета Федерации
Где: поздравление с Днём учителя в «Российской газете»
— Сейчас особенно важно внести изменения в систему подготовки учителей. Из стен вуза должен выходить педагог не вчерашнего дня, а сегодняшнего и даже завтрашнего.
Перспективы EdTech в школах и вообще в принципе
Макар Гончаров
GR-директор Skyeng
Где: сессия «Где границы EdTech?» на Московском международном салоне образования
— Пандемия 2020 года и всплеск пользователей, которые приходят к нам на платформу, был обусловлен неготовностью государства к этой работе. Весь онлайн, который они делали, и цифровые платформы, которые они делали, не справились с тем наплывом. Но и мы в какой-то степени тоже там не справлялись, но мы быстро латали эти дыры. Поэтому государство было вынуждено прийти к EdTech и попросить. А потом границу опять очертили, и всё встало на свои места. Я в корне не согласен с тем, что как-то EdTech проникает [в школы]. Да не жили мы никогда хорошо, и никто нас там в школах не жаловал.
Александр Хинштейн
глава комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи
Где: РИА Новости
— Речь идет именно об онлайн-образовательных курсах или программах, которые совпадают с существующими реализуемыми сегодня государственными программами в средних образовательных учреждениях, средних специальных или высших. Мне кажется, они должны быть верифицированы. Более детально эти процессы мы будем уже обсуждать в новом созыве Госдумы с участием профессионального, экспертного сообщества и заинтересованных ведомств, в первую очередь Министерством просвещения. Безусловно, если эту ситуацию менять, то потребуются поправки в закон.
В конце сентября стало известно о планах перевода школ и колледжей с 2023 года исключительно на государственные информационные ресурсы для электронного обучения, а также об экспертизе содержания электронных образовательных ресурсов для школ и колледжей. Это событие стало одной из тем обсуждения на Московском международном салоне образования. Кроме того, в начале октября Александр Хинштейн заявил о необходимости верификации также и онлайн-курсов для взрослых.
Боли корпоративного обучения
Екатерина Соловьёва
руководитель направления по развитию системы внутреннего тренерства и наставничества корпоративного университета «Газпром нефти»
Где: форум «Образовательная среда — 2021»
— На текущий момент корпоративное обучение и подходы к корпоративному обучению в нашей стране — это некое лоскутное одеяло. В отличие от системы подготовки, к примеру, специалистов средней школы, специалистов, проводящих обучение в высших учебных заведениях, какой-то единой стройной красивой методологии по подготовке специалистов корпоративного обучения на данный момент не существует.
Корпуниверситеты «Газпром нефти», «Росатома» и СИБУРа объявили о создании «Академии L& D», где будут разрабатывать единые методологические подходы к обучению сотрудников, а также готовить специалистов по корпоративному обучению.