Образование
#Мнения

Важное — в цитатах месяца: про качество образования и профессионализм тех, кто учит

Вот что в октябре говорили эксперты о ключевых трендах и проблемах образования.

tesla / youtube

В этом месяце обсуждали:


Качество высшего образования в пандемию

Фото: сайт Высшей школы экономики

Евгений Терентьев

и. о. руководителя центра социологии высшего образования Института образования, академический руководитель аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ

Где: на презентации доклада «Качество образования в пандемию» во время открытия конференции ИВО-2021

— Несмотря на то, что мы видим нормализацию, которую мы зафиксировали в отношении к дистанционному формату, мы не видим существенных качественных изменений в сфере методики преподавания, технологии педагогического дизайна курсов. Одно из больших ожиданий, которые мы фиксировали (это звучало в экспертных дискуссиях, в исследованиях), что вот эта онлайнизация открывает широкие возможности для большей индивидуализации образовательного процесса, для активного использования контента, произведённого в разных точках мира наиболее качественно. Но мы видим, что этот потенциал недоиспользуется.

Аналитический доклад «Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию» был составлен по результатам работы исследовательских групп из 13 университетов. Подробнее о нём можно прочитать здесь.

Потребность в цифровой дидактике

Фото: сайт Томского государственного университета

Елена Суханова

директор Института образования Томского государственного университета

Где: на презентации доклада «Качество образования в пандемию» во время открытия конференции ИВО-2021

— Практика преподавания остаётся очень больным местом. Мы зафиксировали, что доминируют доковидные подходы. Это касается и стереотипов, с которыми живёт массовое преподавательское сообщество, и форм работы, и того, что переход в онлайн не изменил дидактику — как люди читали лекции, так они и пытаются просто делать это с экрана ноутбука. <…> С одной стороны, надо по-прежнему вкладываться в обучение и переобучение преподавательского состава, но сами по себе курсы повышения квалификации тоже здесь не сработают — вспомните, сколько программ обучения было уже на этапах цифровизации системы образования. Здесь нужны серьёзные исследовательские экспериментальные проработки новых дидактических моделей. И вот заход на цифровую дидактику сейчас оправдан.

В связи с растущей цифровизацией образования в педагогическом сообществе всё громче звучит запрос на разработку особой цифровой дидактики. Первые шаги для этого уже делаются.

Навыки современного университетского человека

Фото: сайт Института социально-гуманитарных наук

Александр Сорокин

директор Школы исследований окружающей среды и общества (Антропошкола) ТюмГУ

Где: в интервью Skillbox Media

— Такое ощущение, что «человек университетский» обвешивается навыками и компетенциями как ёлка новыми гирляндами, а старые с него никто не снимает, как не спешит снимать и он сам.

Александр Сорокин исследует, как трансформационные процессы в российских университетах сказываются на людях, работающих в этой среде. Проще говоря, он с группой коллег изучает современного «человека университетского». Исследование стартовало в 2019 году при поддержке Российского научного фонда. Александр рассказал Skillbox Media о некоторых тенденциях, которые удалось заметить.

Влияние рейтингов на образование

Фото: страница Педро Нуно Тейшейра в Facebook*

Педро Нуно Тейшейра

директор Центра исследований политики высшего образования (CiPES) и профессор экономики Университета Порту, Португалия

Где: выступление с докладом о качестве образования на конференции ИВО-2021

— Я не думаю, что социальная и экономическая ценность вуза повышается в связи с рейтингами. Они многих отвлекли от более важных целей. И даже с методологической точки зрения [рейтинги] не очень надёжны. Если вы измените существующие критерии, вы получите другие рейтинги. Это показывает, что механизм не очень хорош для организации и систематизации информации.

Между тем всю осень рейтинги вузов остаются одной из горящих тем в мире образования. Так, в октябре стали известны результаты рейтинга университетов развивающихся стран и университетов с лучшей репутацией (составитель — THE) рейтингов лучших вузов в предметных областях от RUR и рейтинга бизнес-школ от Financial Times.

Практичность образования

Фото: из личного архива Сергея Вищипанова

Сергей Вищипанов

основатель онлайн-платформы «Факультетус»

Где: интервью Skillbox Media

— Со стороны университетов сотрудничество с работодателями обычно выстраивается максимально сложно, а мест для учебной практики и партнёров из года в год становится всё меньше. Получается, что образование перестаёт быть практико-ориентированным. Чтобы это исправить, вузам нужно закрывать какую-то конкретную потребность работодателя, адаптировать под эти задачи учебные программы.

Фото: страница Елены Хутиевой в Facebook*

Елена Хутиева

доцент кафедры международного бизнеса СПбГЭУ

Где: Российская энергетическая неделя

Источник: ТАСС

— Ситуация складывается таким образом, что мы не имеем сформированного запроса о том, чего вы [предприятия] вообще хотите. Мы, университеты, думаем, как нам учить, чему нам учить, но когда мы приходим в организацию и разговариваем с отделом персонала, то мы не можем этот профиль увидеть.

По мнению Елены Хутиевой, будущие работодатели должны сформировать перечень компетенций и навыков, необходимых выпускникам вузов. Тему сближения высшего образования и рынка труда особенно активно стали обсуждать с августа текущего года, когда стало известно о переформатировании работы центров карьеры при вузах.

Профессионализм педагогов

Фото: сайт Московского государственного психолого-педагогического университета

Аркадий Марголис

ректор Московского государственного психолого-педагогического университета

Где: на симпозиуме «Как построить качественное педагогическое образование» на конференции ИВО-2021

— Профессии врача и учителя не только являются благородными, важными и во многом определяющими современное состояние и будущее страны. Безусловно, общество и государство должны быть точно уверены в том, что в этих двух случаях количество профессиональных ошибок будет сведено к нулю.

Участники симпозиума, говоря о том, каким должно быть образование современного педагога, обсудили идею введения профессиональных экзаменов, которые подтверждали бы квалификацию учителей.

Валентина Матвиенко

председатель Совета Федерации

Где: поздравление с Днём учителя в «Российской газете»

— Сейчас особенно важно внести изменения в систему подготовки учителей. Из стен вуза должен выходить педагог не вчерашнего дня, а сегодняшнего и даже завтрашнего.

Перспективы EdTech в школах и вообще в принципе

Фото: страница Макара Гончарова в Facebook*

Макар Гончаров

GR-директор Skyeng

Где: сессия «Где границы EdTech?» на Московском международном салоне образования

— Пандемия 2020 года и всплеск пользователей, которые приходят к нам на платформу, был обусловлен неготовностью государства к этой работе. Весь онлайн, который они делали, и цифровые платформы, которые они делали, не справились с тем наплывом. Но и мы в какой-то степени тоже там не справлялись, но мы быстро латали эти дыры. Поэтому государство было вынуждено прийти к EdTech и попросить. А потом границу опять очертили, и всё встало на свои места. Я в корне не согласен с тем, что как-то EdTech проникает [в школы]. Да не жили мы никогда хорошо, и никто нас там в школах не жаловал.

Александр Хинштейн

глава комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи

Где: РИА Новости

— Речь идет именно об онлайн-образовательных курсах или программах, которые совпадают с существующими реализуемыми сегодня государственными программами в средних образовательных учреждениях, средних специальных или высших. Мне кажется, они должны быть верифицированы. Более детально эти процессы мы будем уже обсуждать в новом созыве Госдумы с участием профессионального, экспертного сообщества и заинтересованных ведомств, в первую очередь Министерством просвещения. Безусловно, если эту ситуацию менять, то потребуются поправки в закон.

В конце сентября стало известно о планах перевода школ и колледжей с 2023 года исключительно на государственные информационные ресурсы для электронного обучения, а также об экспертизе содержания электронных образовательных ресурсов для школ и колледжей. Это событие стало одной из тем обсуждения на Московском международном салоне образования. Кроме того, в начале октября Александр Хинштейн заявил о необходимости верификации также и онлайн-курсов для взрослых.

Боли корпоративного обучения

Фото: страница Екатерины Соловьёвой в Facebook*

Екатерина Соловьёва

руководитель направления по развитию системы внутреннего тренерства и наставничества корпоративного университета «Газпром нефти»

Где: форум «Образовательная среда — 2021»

— На текущий момент корпоративное обучение и подходы к корпоративному обучению в нашей стране — это некое лоскутное одеяло. В отличие от системы подготовки, к примеру, специалистов средней школы, специалистов, проводящих обучение в высших учебных заведениях, какой-то единой стройной красивой методологии по подготовке специалистов корпоративного обучения на данный момент не существует.

Корпуниверситеты «Газпром нефти», «Росатома» и СИБУРа объявили о создании «Академии L& D», где будут разрабатывать единые методологические подходы к обучению сотрудников, а также готовить специалистов по корпоративному обучению.

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Научитесь: Цифровое образование: онлайн-инструменты и платформы Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована