Документ приняли в рамках Всемирной конференции ЮНЕСКО по высшему образованию 2022 года, которая проходила 18–20 мая в Барселоне (Испания). Об этом сообщает пресс-служба Международного института высшего образования ЮНЕСКО в Латинской Америке и Карибском бассейне.
Что это за карта
Дорожная карта представляет собой большой документ, где описаны принципы, цели и задачи высшего образования во всём мире до 2030 года. Она носит рекомендательный характер. Помощник генерального директора ЮНЕСКО по вопросам образования Стефания Джаннини описала карту как «следующие шаги к желаемому будущему и к реализации видения, которое мы привносим».
Основной лозунг документа — переосмыслить высшее образование и устранить все барьеры на пути к переменам внутри этой системы.
«Эта Всемирная конференция по высшему образованию была посвящена тому, чтобы спровоцировать дискуссию во всём мире и объединить все точки зрения для построения нового видения, нового этапа для высшего образования и университетов, которые должны стать ядром нового, более устойчивого и спокойного мира», — сказала Джаннини.
Каким должно быть высшее образование по мнению ЮНЕСКО
В организации уверены, что образование должно быть неотъемлемым правом каждого человека. Причём речь не только о школе, но и об обучении в течение всей жизни. Однако из-за социального неравенства оно доступно не каждому.
Кроме того, там напомнили, что широкое использование ископаемого топлива, высокий уровень потребительства и развитие мощных технологий повлияли на устойчивость мира.
При этом, помимо производства и знаний за счёт научной деятельности и обучения людей, на университетах лежит определённая социальная ответственность. Поэтому предполагается, что они должны участвовать в решении проблем вроде неравенства или снижения устойчивости.
Если говорить непосредственно об образовании, то ЮНЕСКО считает, что существующую систему следует пересмотреть и уйти от индустриальной модели, которая ориентирована просто на передачу конкретных специальных знаний студентам. Вместо этого вузы должны выпускать «всесторонне развитых профессионалов, которые также являются полноправными гражданами в сложном и взаимосвязанном мире и способны совместно решать сложные проблемы». Поэтому академические традиции должны быть открытыми и находиться в диалоге с другими образовательными практиками и тенденциями.
Какие принципы обозначены в дорожной карте
Авторы документа сформулировали шесть принципов, на которых, по их мнению, стоит базировать систему высшего образования:
- инклюзивность, равенство и разнообразие — образование должно быть доступно максимально широкому кругу лиц;
- академическая свобода и участие всех заинтересованных сторон — крайне важно защитить академическую свободу сотрудников вузов и студентов от политического вмешательства;
- развитие критического мышления и креативности — это одна из основных задач вузов;
- честность и этика — университеты должны уделять большое внимание этическим ценностям, чтобы способствовать развитию в обществе честности, терпимости и солидарности;
- приверженность устойчивому развитию и стремление к социальной ответственности — вузы должны способствовать развитию зелёной экономики и общества как такового;
- сотрудничество вместо конкуренции — университеты должны работать сообща ради достижения общих целей, а не соревноваться друг с другом.
Достижения по итогам принятия дорожной карты планируется обсудить в 2027 году.
Интересно, станет ли Россия придерживаться этих идей. С одной стороны, они отвечают развитию как мирового сообщества, так и каждого государства по отдельности. С другой — на фоне обострённой геополитической обстановки любые зарубежные инициативы могут быть восприняты в штыки, особенно после решения выйти из Болонского процесса.
Читайте также:
- Развитие мышления и формирование сообщества: какой должна быть цель высшего образования
- Между ростом и коллапсом. Какое будущее эксперты предсказывают высшему образованию
- Мнения ректоров о будущем вузов: фундаментальная классика или реформы?
- Хотите решить проблемы образования? Объединяйтесь в экосистемы