Возросшая обеспокоенность органов власти и руководителей образовательных организаций вопросами безопасности, очевидно, связана с трагедиями в Казани и Перми, когда вооружённые люди с лёгкостью проникли в учреждения и устроили там стрельбу. Рассказываем, какие программы тестируют и готовят к апробации в образовательных учреждениях.
Распознавание стрелков с помощью видеокамер
Как пишет «Коммерсантъ», в Самаре компания NtechLab апробирует систему, которая распознаёт людей с оружием, ещё только приближающихся к школе. При обнаружении таковых при помощи камер программа подаёт сигнал в учреждение на пульт охранника. Если он не отреагирует на сообщение, то программа автоматически заблокирует входы в школу, подаст сигнал тревоги внутри здания и сообщит о потенциальной угрозе полиции.
Однако у системы есть очевидный недостаток: камеры могут распознать только крупное оружие, которое несут открыто. А вот обнаружить небольшой пистолет, особенно если он спрятан во внутреннем кармане, у программы не получится. Кроме того, опасные предметы трудно заметить в темноте. Проще говоря, система сможет эффективно зафиксировать только человека с дробовиком, винтовкой или чем-то подобным, который подходит к зданию в светлое время суток. Но это уже немало: напомним, что, к примеру, казанский стрелок открыто шёл к школе по улице с ружьём — и это даже зафиксировали внешние камеры. Молодой человек, устроивший стрельбу в Перми, тоже попал в поле видимости уличных камер, когда приближался к университету с оружием. То есть при наличии подобных технологий в этих учебных заведениях трагедию можно было бы предотвратить.
По словам директора по консалтингу NtechLab Глеба Дьяконова, к разработке компании проявили интерес «шесть крупных заказчиков, включая местные власти, в одном из регионов уже идёт „пилот“». Речь как раз о Самаре: камеры, распознающие потенциальных стрелков, планируется разместить в одном из районов города.
Прослушка в учебном заведении
В двух образовательных организациях Екатеринбурга планируют установить специальные устройства, которые реагируют на определённые слова и звуки. По данным «Российской газеты», нововведение прежде всего направлено на предотвращение травли среди школьников. Однако предполагается, что система сможет сообщать и о чрезвычайных ситуациях. Она работает на основе нейросети: в программу нужно загрузить конкретные звуки (например, бьющееся стекло, лязг затвора) и слова («убью», «бомба»), на которые она должна реагировать.
Среагировав на триггер, система начнёт записывать на видео происходящее вокруг и передаст сигнал охраннику или завучу. Они, в свою очередь, смогут посмотреть запись и оценить, находятся ли дети и педагоги в опасности.
Специальные устройства предполагается установить в коридорах учебных заведений. Сделают это за счёт бюджета города. Проект запустят, когда будет согласован набор потенциально опасных слов и звуков. Это должно произойти до конца 2021 года.
Кроме того, издание опросило некоторых педагогов и родителей и выяснило, что эту инициативу оценили далеко не все. Во-первых, возникает вопрос о том, кто будет фильтровать данные, отправляемые искусственным интеллектом. Во-вторых, для того чтобы система могла определить того, кто сказал подозрительную фразу или слово, у всех учеников должны собрать биометрические данные. Для этого, конечно, нужно согласие родителей.
Более того, на записи может быть сложно определить слова конкретного человека. Для этого нужна особая экспертиза, но кто её должен проводить — тоже непонятно. И даже если потенциального агрессора удастся вычислить, неясно, на основании чего привлекать его к ответственности, когда он ещё не совершил преступление. К тому же до сих пор остаётся под вопросом законность этой меры. А ещё всегда будет сохраняться риск ложных сообщений и неверной трактовки того, что зафиксирует программа.
Летом сообщалось о том, что в одной из подмосковных школ планируют внедрить аналогичную систему, которая анализирует не аудиозаписи, а видеоизображения. Она тоже работает на основе нейросети и способна вычислить нетипичное и потенциально опасное поведение, сравнивая данные из своей базы с тем, что фиксируют камеры. Если система решит, что поведение ученика представляет угрозу для него или окружающих, то ответственные за безопасность сотрудники получат сигнал. Это разработка IT-компании «АИС Город».
Другие предложение в сфере безопасности школ
Не все считают целесообразным внедрять такие системы. Например, после происшествия в Казани экс-детский омбудсмен Анна Кузнецова призвала не превращать школы в бункеры. По её мнению, куда важнее проверить существующие меры профилактики, которые предпринимают соцслужбы, а также обеспечить детей интересным и позитивным контентом в интернете.
А детский омбудсмен Татарстана Ирина Волынец и вовсе заявила, что причиной стрельбы в казанской гимназии стало «абсолютное отсутствие государственной идеологии».
Некоторые же видят выход в усилении работы психологов. Такие меры уже предложило несколько экспертов. Необходимость в этом подтвердили и исследователи из РАО, которые выяснили, что более 20% первокурсников российских университетов имеют эмоциональные проблемы, а почти 9% — поведенческие. Владимир Путин недавно поручил обновить Концепцию развития психологической службы в системе образования в РФ на период до 2025 года, а также продумать создание цифровой платформы для оказания психологической помощи детям и их родителям.
Собственные предложения на тему того, как предотвращать шутинг в учебных заведениях, уже подготовил и СПЧ.
Минпросвещения, в свою очередь, представило рекомендации по усилению мер безопасности в учебных заведениях.
Дополнено 28.03.22
25 марта официальный портал Екатеринбурга сообщил, что систему прослушки уже тестируют в нескольких образовательных организациях. Более того, на данный момент обсуждается возможность её внедрения во всех школах города.