Образование
#Мнения

«Необходимо развивать многокомпонентное тьюторство в школе вместо вооружённой охраны»

Президент Центра проблем аутизма поделилась идеями о том, какие изменения в школе могли бы предотвратить трагедии, подобные казанской.

namtipStudio / Twin Design / Monkey Business Images / wavebreakmedia / Shuttesrtock / Ольга Скворцова / Skillbox

В связи с нападением на школу в Казани Екатерина Мень, президент Центра проблем аутизма, опубликовала в личном Facebook-аккаунте* подробный пост, опираясь на различные исследования о том, что провоцирует агрессию у подростков. Она предположила, с какими факторами, присущими современной массовой школе, может быть связан рост агрессии и как это стоило бы исправить. Мы считаем эти идеи очень важными. Пересказываем содержание поста.

Что повышает агрессию

Агрессивное (или агрессоподобное поведение) может быть ответом на тревожность, сопровождающую стресс. Вот примеры исследований, которые это подтверждают:

Несколько исследований указывают на чёткую корреляцию агрессии с низкой самооценкой. Екатерина приводит два таких исследования:

Как это связано со школьной атмосферой

Екатерина предлагает обратить внимание на то, как много в нашей современной школе у учителей и администраторов репрессивных реакций, принижающих фраз, оскорбительных фидбэков в различных паттернах поведения. «Это почти автоматизмы, которые необходимо вытравлять из педагогического лексикона, потому что они не так безобидны, как кажется», — считает она.

Вот ещё несколько очень важных факторов (цитируем автора поста):

«В наших школах дети боятся делать ошибки (ошибка в нашей школе — не способ обучения, а грех, нарушение и причина для оскорблений).

В наших школах умеют работать только с заведомо высокомотивированными учениками. Учеников с нормальными когнитивными данными, но с пониженной мотивацией (в силу разных, социальных в том числе, обстоятельств) не любят и учить не умеют. Для них создают хроническую ситуацию неуспешности. Это последовательная депривация самооценки, которая ведёт к психическому резистанту. Вплоть до самого ужасного. Школьный стрелок, представьте себе, может пойти на преступление, чтобы доказать, что он умный.

Хроническое унижение и размещение его в страте неудачников вызывает желание проявить себя «высокоинтеллектуально» — ведь спланированное и совершённое преступление в этой извращённой логике доказывает наличие высокого интеллекта, которое отвергалось в условиях текущей учебной жизни. Заметьте, что ни стрелок, то, как указывают свидетели, в анамнезе у него: „Он был очень тихий парень“. Громкие не стреляют. Это значит, что человек не был примечен, он жил в жёстком дефиците положительного внимания. За ним в итоге он идёт с ружьём.

Такие преступления — всегда многофакторный риск. Но однозначно то, что всех, кто работает в школах, нужно кардинально переучивать. В области законодательства надо точно усиливать нормы, пресекающие насилие в семье. Необходимо грамотно и планомерно развивать инклюзию. Необходимо развивать в школах принципы демократии.

Необходимо особое внимание гуманитарным дисциплинам — литература, история, обществоведение, искусствоведение, иностранные языки. И гуманитаризация точных наук (зачем мы изучаем химию и биологию — чтобы познать человека). Точные и естественные науки крайне нужны. Но любая агрессия — это, в первую очередь, катастрофический дефицит soft skills. А эти навыки — продукт гуманитарный.

Из мониторингов и контрольно-измерительных стратегий надо максимально убирать соревновательность и внедрять командность. Не тот лучше, кто выше прыгнул, а тот лучше, кто шустрее подсобил в достижении общей цели. Необходимо развивать многокомпонентное тьюторство в школе (вместо вооружённой охраны).

Необходимы уроки коммуникации — бесконечное и профессиональное обучение дипломатии, словесному выражению гнева, протеста, несогласия, навыкам дискуссии и самоадвокации. Без всего этого школа не будет безопасным местом».


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности.

Онлайн-школа для детей Skillbox Kids
Учим детей программированию, созданию игр, сайтов и дизайну. Первое занятие бесплатно! Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована