Образование
#новости

В будущем продолжительность базового обучения в вузе может сократиться до двух лет

Такое предположение высказал президент группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников. Другие эксперты тоже поделились мнением о перспективах вузов.

 wavebreakmedia / shutterstock

28 июля в пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция, посвящённая созданию консорциума «Цифровая дидактика». Мы уже рассказывали о целях этого объединения. Представители образовательных учреждений и других организаций, вошедших в консорциум, поделились прогнозами о том, как будут развиваться университеты на фоне бурного роста EdTech-сегмента и количества массовых курсов.

О продолжительности обучения и отсутствии барьеров

Михаил Кожевников, президент группы компаний «Просвещение», рассуждая о будущем вузов, высказал предположение, которое он сам назвал «визионерским вбросом»:

«Через какое-то количество лет — не скажу, через какое — базовое образование будет [длиться] два года, потому что больше не нужно. В СПО, соответственно, — шесть месяцев. А дальше всё перейдет на какие-то модули, которые будут определяться глубиной погружения и, соответственно, запросом человека, и под эти модули будут выстраиваться и карьерные треки. И вся система образования будет достаточно специализирована. Вузы будут вокруг себя аккумулировать огромное количество ресурсов, чтобы дать лучшие качественные модули, привлекать аудиторию».

Кроме того, эксперт считает, что конкуренция между участниками образовательного рынка станет глобальной. Это, по его мнению, произойдёт потому, что языковые барьеры через какое-то время исчезнут, так как онлайн-курсы будут переводиться в режиме реального времени.

Об основной функции вузов

Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко отметил, что сейчас благодаря цифровым технологиям само представление о содержании образования стало очень разнообразным. Однако обучение в университете из-за этого, по его мнению, не утратит своё значение. Дело в том, что есть фактологические знания, азы, которые надо просто запомнить, — и для их освоения цифровые тренажёры эффективны. А есть такие элементы содержания образования, которые невозможно «оттренажёрить», пошутил ректор. Прежде всего это вопросы, для которых нет правильного ответа и которые требуют построения гипотез, сравнительного анализа, отстаивания аргументов и контраргументов. Словом, это то, для чего требуется живая дискуссия преподавателей и студентов.

«Это вопросы, над которыми человечество думает. И помочь сформировать версию ответа на эти вопросы нашим студентам — это наша задача. Вот в этой части университет сохраняется, — сказал Реморенко. — Безусловно, университеты будут привлекать массу разных инструментов, технологий и тренажёров, программные средства обеспечения, это будет происходить, но вот это сущностное, где нет правильного ответа, а есть вопрос, и требуется помочь молодому человеку выработать свою версию ответа на него, — вот там ядро университета остаётся в любом случае».

О метанавыках и экосистемах

Директор Института образования Томского государственного университета Елена Суханова отметила усиление тренда на выстраивание индивидуальных образовательных траекторий. По её мнению, это делает университетское образование лишённым каких-либо границ — учрежденческих, отраслевых и государственных. Проще говоря, студент может продолжить свой индивидуальный трек где угодно.

И если сами знания всё больше будут подаваться «в умных упакованных форматах», то есть их можно будет получить онлайн в любом понравившимся вузе или на платформе массовых курсов, то чисто университетской задачей, по мнению Сухановой, останется восполнение лакун, связанных с селф-компетенциями и коммуникациями. В этом смысле мы возвращаемся к классическим университетам XII–XIII веков, где культурная среда и культурный код университетского сообщества значили больше, чем знание и профессиональные компоненты.

«Поэтому нам кажется, что университеты немножко — а может, и существенно — повернутся лицом к студенту и станут более антропологическими», — заключила Елена Суханова.

Ещё одна важная тенденция, по мнению эксперта, — в необходимости перестройки университетского управления с точки зрения экосистемного подхода. Нужно начинать складывать экосистему, в которой будут разные субъекты не только из одной отрасли, но и разных уровней, с разными задачами, с помощью которых можно обеспечить университетское образование, считает она.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована