То, что передаваемые родителями гены могут оказывать влияние на успехи в обучении, очевидно и понятно. Однако гены, которые не наследуются, всё же формируют уровень образования родителей и впоследствии влияют на образ жизни, а также на академические успехи детей. Это называется генетическим воспитанием.
Данное явление попыталась изучить международная группа учёных из Великобритании и Норвегии. Результаты работы опубликованы в издании American Journal of Human Genetics.
Исследование представляет собой обзор и метаанализ уже имеющихся подтверждений влияния генов на результаты обучения. Учёные проанализировали 12 работ, проведённых на эту тему в нескольких странах, и изучили влияние миллионов генетических комбинаций на уровень образования почти в 40 тысячах пар родителей и детей.
Они отметили, что особенности, полученные от природы (гены, которые наследуются), и особенности, появившиеся за счёт воспитания (среда, в которой находится ребёнок), взаимосвязаны. Например, родители с более высокой генетической склонностью к обучению могут проявлять больший интерес к видам деятельности, способствующим обучению их детей, — например, к чтению. Таким образом, гены, которыми располагают родители, по факту обеспечивают среду, которую те создают для своих детей. Говоря ещё проще, даже не унаследованные гены родителей косвенно влияют на способности их детей.
И хотя исследователи обнаружили, что генетическое воспитание оказывает влияние примерно вдвое меньше По сравнению с генетическим наследованием, они подчеркнули, что этот показатель достаточно велик.
«Это исследование иллюстрирует, насколько сложна взаимосвязь между генами и окружающей средой. Хотя в нашей работе используются генетические методы, она даёт убедительные доказательства того, что окружающая среда, как и генетика, действительно имеет значение, когда мы говорим об образовании», — отметили авторы.
Они добавили, что пока рано судить, какие факторы являются более важными — те, которые действуют внутри семьи (например, родители читают своим детям), или те, которые срабатывают за её пределами (например, родители выбирают лучшую школу и занятия). Это ещё предстоит выяснить.
Кроме того, учёные намерены более глубоко изучить, как работает генетическое воспитание и меняется ли оно на разных стадиях взросления, а также определить, какие аспекты окружающей среды наиболее важны. По их мнению, это станет ключом к пониманию, как помочь наибольшему числу детей в достижении успеха в обучении.