Уроки года: чему и как учились опытные методисты в 2023 году
Уж кто-кто, а эти люди знают толк в образовании. Чему же они сами учились?
Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media
Методисты и методологи, педдизайнеры — люди особенные, вечный перфекционизм и синдром самозванца заставляют их постоянно искать новых знаний, глубоко вникать в суть всего, что им важно понять. Мы попросили представителей профессии рассказать, чему они учились в 2023-м целенаправленно и какие профессиональные уроки извлекли просто из личного жизненного опыта этого года.
Спойлер: чаще всего методисты в этом году изучали продуктовый подход и осваивали генеративные нейросети как инструмент для работы. Ну а в остальном у кого что — от игры на фортепиано, фехтования и мастерства стендапера до курсов продаж на Ozon. Некоторые темы обучения, на первый взгляд, вообще никакого отношения не имеют к профессии, но как справедливо заметила одна из опрошенных нами методисток — а может быть, развитие личности служит почвой для следующего профессионального рывка?
Анна Бабина
Методист, корпоративный тренер Center Game, автор канала Digital Tools for Creative Education
Чему училась в 2023-м: использованию нейросетей, мастерству стендапа и культурной истории образования.
Главный урок: о том, что не стоит обесценивать свой прежний опыт.
— Я прошла курс по стендапу и стала выступать на фестивалях и в клубах. О стендапе и техниках создания вербальной комедии написано много книг, с лингвистической точки зрения всё кажется простым и понятным для человека с гуманитарным образованием. Однако как дело доходит до продукта — текста и выступления, от которого смеются зрители, — вдруг всё становится намного сложнее. Накрутить метрику «смех» можно, но намного сложнее, чем метрику образовательного продукта.
Ещё я собрала себе собственный курс по нейросетям для чайников из открытых источников — лекций или эфиров на YouTube, научных статей.
А ещё я медленно и вдумчиво читаю шеститомник A Cultural History of Education («История образования в различных культурах»). Рассказывала о нём подробнее в своём канале. Считаю, что визионерство в сфере образования, придумывание инновационных решений лучше всего делать на базе знаний о прошлом именно в контексте культуры, цивилизационных и технологических изменений.
Пожалуй, главный урок мне преподнесли мои выпускники. Я довольно долго в прошлой жизни работала в школе учителем, заместителем директора, а в последнее время стала обесценивать этот опыт. И вот мои школьные выпускники как-то вдруг массово начали появляться и рассказывать, как важно, что у них в школе была я и как что-то важное работает через 10–15–20 лет. В общем, я увидела такие вот живые образовательные результаты и живую «метрику NPS». Хороший урок — не обесценивать важное.
Татьяна Борисова
Тимлид по методологии в направлении «Игры» в Skillbox
Чему училась в 2023-м: продуктовому мышлению.
Главный урок: о важности развития личности для развития профессионального.
— В этом году я ставила себе цель развивать продуктовое мышление. Начала с анализа происходящего вокруг — в той компании, где работаю: какой продукт успешен и почему, каковы подходы к работе с ним внутри команд. Мне близок способ познания через общение с коллегами и обмен практиками — не только успешными, но и не очень (это самое ценное).
Затем я начала проходить курс Skillbox «Продакт-менеджмент», чтобы структурировать и верифицировать свои знания — понять, а правильно ли я двигаюсь. Убедившись, что движение, в общем-то, правильное, я захотела «наслоить» на знаниевый каркас внешние практики — во-первых, узнать, что происходит в других компаниях и в мире, во-вторых, понять, что ещё нужно знать и каков «высший пилотаж» в предметной области.
Инструментом для первой задачи я выбрала профильные телеграм-каналы, где люди делятся «живыми» кейсами, мыслями и наблюдениями. Инструментом для второй оказался тест от GoPractice для оценки навыков в управлении продуктом. Поняв, что я что-то уже знаю, но мне ещё есть куда расти, я подуспокоилась, потому что управление продуктом — это, конечно, хорошо, но и по методологии (то есть моей основной роли) мне есть что подтянуть.
Что касается урока, который я получила в этом году, то он такой: всё, что я узнаю в курсах или книгах, важно уметь адаптировать под ситуацию и контекст, а это гораздо сложнее. Когда я сталкиваюсь с реальной, а не просто учебной задачей, появляется миллиард вводных — сжатые сроки, недостаток ресурсов, порой отсутствие вдохновения и чувство выгорания, разные бытовые сложности… И с учётом этого проектировщику образовательного опыта важно не просто сделать обучение теории, а сделать обучение от задач, помещённых в разный контекст, чтобы получился некий тренажёр жизненных кейсов.
Ещё у меня появилась мысль о том, что развитие «хардов» должно идти параллельно с развитием «софтов»: одно дополняет другое. А, может быть, и так: развивая «софты», мы готовим почву для следующего рывка в развитии «хардов», готовим себя эмоционально к новым профессиональным знаниям. Возможно, развитие личности — и есть почва для рывка?
Лиза Говорунова
Методолог-фрилансер, LXD, соавтор канала «Набор методик | Идеи и готовые решения»
Чему училась в 2023-м: разработке образовательных программ, работе с нейросетями, созданию сообществ и интернет-торговле.
Главный урок: о значении энергии в достижении целей.
— В этом году я продолжила обучение в магистратуре МПГУ и Skillbox, а на курсах мой фокус был на погружении в продуктовый подход. Также я самостоятельно изучаю тему создания и развития образовательных сообществ, чтобы реализовать на практике один из проектов.
Я много экспериментировала с различными цифровыми технологиями: сервисами и нейросетями. Навык промпт-инжиниринга я планирую «качать» и в новом году.
А ещё я изучала материалы Ozon Education, чтобы открыть небольшой магазин с авторскими разработками, и теперь понимаю, почему работу с маркетплейсами выделяют в отдельную профессию 😅.
Один из моих личных уроков этого года — осознать, как важно вкладывать всю энергию в свои цели. С энергией, искренним желанием усиливается эффект любых активных действий. Цель становится ближе, достигается легче. Энергию надо восстанавливать, обязательно пополнять, останавливаться, рефлексировать.
Катерина Голомшток
Независимый сценарист-разработчик электронных курсов
Чему училась в 2023-м: работе с нейросетями и маркетингу.
Главный урок: о борьбе с синдромом самозванца.
— Как и многие в этом году, я училась использовать нейросети в своей работе. Много изучала эту тему, была на нескольких бесплатных вебинарах, прошла платные курсы. И если коротко, то я в восторге от этой возможности. В далёком 2012 году картинки к методичке я создавала в PowerPoint. Нужных картинок было не найти в интернете, а из программ только сложный Illustrator. А в этом году, когда на защите проектов на курсе «Лонгрид в портфолио за две недели» одна из учениц сказала, что не смогла найти подходящие картинки, ей группа хором посоветовала: «Используй нейросети!» В тот момент я поняла, что будущее уже наступило и это круто меняет работу специалиста по обучению.
Также я с головой погрузилась в email-маркетинг для нового проекта — Nova Academy. Проходила курс по этому направлению. Если честно, осталась не в восторге, так как курсу явно не хватало хорошего методиста и продуманной практики. А вот сама тема мне понравилась, поэтому я много по ней читаю, изучаю по открытым источникам. Вообще, я впервые серьёзно начала изучать маркетинг.
В этом году я выступила на конференции Learning Elements с темой «Ошибки проектирования практики в курсах». Хотя я и раньше проводила тренинги и выступала на конференциях, всё равно было страшновато. А после выступления многие ко мне подошли или написали в Telegram, что это было одно из самых полезных выступлений. Второй интересный опыт — написание экспертных статей для Skillbox Media про электронные курсы и работу методиста. Я уже больше десяти лет в обучении, и меня часто приглашают как консультанта в разные проекты, но всё равно где-то ещё было сомнение: «А могу ли я?» В общем, получилось победить свой синдром самозванца, и я этим очень горжусь. Так что личный урок года: обязательно нужно идти туда, где страшно 🙂.
А ещё я научилась делегировать всё, что можно. Я уже несколько лет работаю с командой, но только в этом году научилась по-настоящему доверять и «делиться» делами. В результате выиграли все! Я получила life-work balance, а команда очень круто прокачалась, и вместе мы создали несколько классных проектов, которые я одна не вытянула бы. Заказчики довольны работой, и уже есть проекты на следующий год. О чём ещё можно мечтать?
Варвара Егорова
Методолог, руководитель MetodLab, автор телеграм-канала «Методология, котики и рок-н-ролл»
Чему училась в 2023-м: целенаправленному развитию бизнеса.
Главный урок: о том, как важно фокусироваться на долгосрочной цели.
— Сейчас я развиваю своё методическое агентство, и для этого очень важно всегда держать в фокусе конкретные задачи и цели. Поэтому в этом году я впервые начала целенаправленно и систематически работать с бизнес-трекером — это консультант, который помогает руководителям развивать бизнес, отлаживая внутренние процессы в компании, определяя слабые места и точки роста. Его работа отчасти похожа на менторство, только менторы, как правило, обладают опытом и экспертностью в конкретной отрасли, тогда как бизнес-трекеры работают с универсальными принципами развития самых разных компаний.
Как раз с этим опытом связаны и главные уроки, которые я вынесла за этот год. Дело в том, что я быстро загораюсь новыми идеями и вовлекаюсь в деятельность, которая в моменте кажется мне нужной и классной, — и в итоге нередко сбиваюсь с ключевой цели, отвлекаясь на то, что может и не работать на желаемый результат. К тому же в начале года я приняла в команду человека, который тоже не фокусировался на главной цели, как и я сама. И из-за этого я совершенно бесполезно потратила достаточно много денег и не достигла планируемых финансовых результатов.
Это помогло мне понять, как важно выбирать именно тех людей, которые нужны команде в долгосрочной перспективе, всегда держать в уме ключевую цель и работать на её достижение. Как человеку, который хочет получать быстрые результаты, мне это даётся непросто. Но с помощью бизнес-трекера я учусь разбивать большие цели на более мелкие и радоваться достижению промежуточных результатов.
Елена Махова
Продюсер и методолог образовательных курсов, экс-продюсер «Нетологии»
Чему училась в 2023-м: HR-менеджменту, юмору, нейробиологии, использованию нейросетей, фехтованию.
Главный урок: о том, как правильно внедрять перемены.
— Я училась в этом году менеджменту персонала. Это было внутреннее корпоративное обучение в онлайн-формате. В порядке самообразования исследовала тему юмора и его влияния на коммуникацию в команде. Могу посоветовать книгу «Юмор — это серьёзно». Ещё изучала нейропластичность и её влияние на изменения в жизни, в компании. Тоже по книге — «Нейробиология перемен: почему наш мозг сопротивляется всему новому и как его настроить на успех». Смотрела на разные кейсы, курсы и варианты использования ИИ в образовании. Начала ходить на фехтование — это хорошее сочетание концентрации ума и тела.
Из личных жизненных уроков: поняла, что эмоциональное выгорание — не миф, а вполне себе болезнь, и для поддержания психического здоровья не стоит пренебрегать профессиональной помощью. Из рабочих уроков: для внедрения перемен нужна доказательная база, чёткий алгоритм действий (ну или хотя бы фрейм), знание кривой перемен и всего, что из неё следует. Но не стоит забывать и то, что предел гибкости существует, нельзя менять вечно. И желательно ждать, когда «доиграет» предыдущее изменение, иначе будет непонятно, что сработало.
Михаил Осипов
Методолог, образовательный консультант и автор телеграм-канала «Лаборатория онлайн-обучения»
Чему учился в 2023-м: аналитике данных и принятию решений на основе данных; всё глубже погружался в проектирование обучения и педагогический дизайн.
Главный урок: о важности деталей и тщательного планирования трудозатрат.
— В этом году я в основном занимался самообразованием — изучал сотни статей на тему проектирования обучения. И ещё почитывал разные книги. Темы у меня всегда разные, так как я веду образовательный канал и сообщества. Поэтому читал и о компетентностном подходе, и о тестологии, мотивации, вовлечённости студентов, о разработке методических инструментов, образовательных метриках, развитии команд проектировщиков обучения и так далее.
Также прошёл пару курсов по темам аналитики данных, проектирования образовательного опыта, образовательных результатов и куррикулума.
А главным уроком года для меня стал, пожалуй, такой: уделять время и внимание деталям. Так, с участниками моей креативной мастерской «ФреймЛаб» мы разрабатываем методические фреймворки. Для разработки таких инструментов я использую проверенный алгоритм, и мне казалось, что если каждый раз ему следовать, то весь процесс разработки, от опроса целевой аудитории до анализа метрик, будет занимать примерно одно и то же время. Но на практике я убедился, что создание методического инструмента по тому, как работать с экспертом и извлекать знания для курса, занимает, например, одну неделю, а такой же инструмент для другой задачи (скажем, фреймворк для разработки учебных кейсов) — в два раза больше. То есть этапы работы спланированы одинаково, количество участников в потоке одно и то же, а вот время на разработку требуется разное.
Этот опыт привёл к выводу — важно заранее учесть все нюансы задачи, определить необходимую глубину разработки, спрогнозировать итоговый результат, чтобы правильно спланировать затраты времени и усилий на каждом этапе. Как говорится, «семь раз отмерь, один раз отрежь» 🙂.
Евгения Ращупкина
Проджект-менеджер Moovs Digital, ex-глава «Школы методистов» Skillbox, автор канала «LX notes // Образование как продукт»
Чему училась в 2023-м: проджект-менеджменту.
Главный урок: о важности расстановки приоритетов.
— В 2023 году я начала работать в голландской EdTech-компании и расширила свою роль — теперь мой основной фокус в проджект-менеджменте не только в образовательных продуктах, но и в платформенных решениях. Так что в 2023-м я училась на профильной программе сертификации Coursera от Google по управлению проектами. С точки зрения содержания курс базовый, но объёмный — от бюджетирования и работы со стейкхолдерами до основ межкультурной коммуникации. Он помог мне распознать несколько точек для роста, прокачать профессиональный английский (например, подучить специфические термины), а ещё немножко успокоить себя — что я на самом деле многое знаю, нет в теме чего-то совсем уж нового.
Конечно, учиться приходилось и в рабочих процессах (согласовывать дедлайны с клиентами, планировать нагрузку команды, распределять бюджет проектов), и в свободное время тоже — голландскому языку.
А главный урок для меня был в том, что всё успеть невозможно — надо расставлять приоритеты. Правда, пока я продолжаю этому учиться.
Евгения Рзаева
Методист образовательного бюро «Розетка», проектировщик образовательных событий
Чему училась в 2023-м: креаторству и насмотренности.
Главные уроки: о важности сохранения психологического здоровья.
— Я пошла на курс в Bang Bang Education про то, как придумывать смелые идеи. Эта программа больше ориентирована на креативщиков, и там не было никого из сферы образования. Курс стал для меня открытием с точки зрения опыта и инструментов. Я смогла для себя сформулировать, что придумывать интересное в обучении можно из разных точек и разными путями.
Думаю, этот опыт вдохновил меня на создание своей программы про исследование насмотренности в методической работе. Так что изучению насмотренности как таковой я тоже посвятила много времени. Это было, скорее, лично выстроенным треком через общение с экспертами, походы в разные места, просмотр лекций, посещение воркшопов. Чувствую, что зарядилась на год идеями и вдохновением, которые могу забрать в работу 🙂.
Главный урок этого года из личного опыта — про то, что важно сохранять своё психологическое здоровье. Я выбрала себе целью на новый год стать крепче для себя самой. Прочувствовала, что когда теряю веру в себя, я занимаюсь самопоеданием, а не фокусируюсь на том, что можно сделать. Ужасное состояние, которого никому не желаю. А если оно вам знакомо и вы сейчас в нём, то крепко обнимаю.
Настя Серазетдинова
Руководитель академического и продуктового сектора в Step by Step
Чему училась в 2023-м: продакт-менеджменту.
Главный урок: об удобстве гибридного формата работы.
— В этом году я начала менять свою роль в компании — от руководства академическим блоком уходить в продукт и быть product owner. Это новые компетенции и новые вызовы, поэтому я стала учиться управлять продуктом и развивать его. Мне нравится программа Валерии Розовой по продакт-менеджменту. Ещё мне очень важна обратная связь в работе, поэтому я пошла на программу менторинга в LLLab. Мне в пару дали профессионала в управлении людьми и процессами, у нас с ним сложился тёплый контакт, и это очень поддерживает меня в переходе на новый вектор развития карьеры.
Я продолжаю много читать и постоянно обновляю знания в области детского обучения. Лучше всего мне помогают свежие исследования и, что может быть немного удивительным, детская и подростковая художественная литература.
А из уроков на основе опыта: я впервые работаю в гибридном формате, и это любопытно, потому что процессы идут совсем иначе, эффективность тоже меняется. Это для меня было определённым вызовом, потому что до этого я больше десяти лет исхаживала школьные коридоры и много общалась с людьми офлайн. Первое время я прямо привыкала структурировать календарь, настраивать процессы взаимодействия — часто мне хотелось личной встречи, потому что так быстрее. Но сейчас я понимаю, что если много времени отдаю подготовке к встрече, то она проходит эффективнее. И мне нравится, что можно погружаться в задачу в спокойном формате и не выпадать, если тебя кто-то отвлёк, как это часто бывает в опенспейсах.
Марина Харахордина
Руководитель методического отдела Skillbox
Чему училась в 2023-м: игре на фортепиано.
Главный урок: о расстановке приоритетов.
— Я в этом году училась играть на фортепиано. Сначала в группе и потом индивидуально с преподавателем. И для меня это новый мир, в котором, как мне кажется, как и в проектировании обучения, при соблюдении определённых правил и законов получается что-то невероятно красивое и лаконичное. Вообще, очень интересно разбираться в том, как устроена музыка, и наблюдать за тем, с каким скрипом формируются новые нейронные связи.
Что касается уроков из опыта — я всегда знала о важности приоритизации, но почему-то каждый раз выбирала не приоритизировать, а находить инструменты для того, чтобы сделать всё, что мне нужно. Но как бы мы ни пытались сделать всё — это невозможно. Если не будешь приоритизировать осознанно, то это произойдёт на бессознательном уровне — и, скорее всего, останутся только простые проекты и задачи, а не те, которые важнее всего. Поэтому лучше самому выделить самое приоритетное, чтобы это точно было реализовано.
Екатерина Яковенко
Методист направления «Маркетинг» на факультете электронной коммерции Skillbox
Чему училась в 2023-м: модели 4C/ID, использованию нейросетей, аналитике, психологии.
Главный урок: о важности проактивности.
— В этом году я закончила изучение модели 4C/ID и детальнее разобралась в проектировании по ней. Ещё училась на наших курсах продакт-менеджмента и продюсера — это было полезно с точки зрения взгляда на продукт с другой стороны. Методология важна, но так же важно понимать, как продукт «перформит» с точки зрения метрик и продаж.
Смотрела вебинары по работе с аналитикой, про измерение эффективности обучения. Это точечные темы, которые помогли разобраться в нюансах, где у меня были пробелы.
Сейчас прохожу мини-курс по использованию генеративных нейросетей (полезно с точки зрения автоматизации работы), а ещё — курс для психологов по работе с эмоциональной зависимостью. Я не работаю психологом, но училась на эту профессию в бакалавриате, и тема показалась мне интересной.
А жизненные уроки, которые я получила в этом году, связаны с важностью софт-скиллов и проактивности. Раньше у меня, например, был большой страх публичных выступлений и высказываний, презентации своих идей, инициативы. В этом году я смогла это преодолеть, стала участвовать в организации «Клуба методистов», побывала в роли эксперта на вебинаре. Поняла, что даже если твои идеи не встречают отклика сразу же, это не повод их забыть и откинуть — нужно упаковать их иначе, проработать лучше и попробовать ещё раз.