Речь об этом шла 23 июня на вебинаре для участников программы «Приоритет-2030».
Что такое цифровые кафедры
О создании цифровых кафедр заговорили ещё в мае 2021 года. Это инициатива Минцифры. По задумке ведомства, на таких кафедрах студенты неайтишных направлений смогут получать IT-компетенции параллельно с изучением основной программы. В результате к моменту выпуска у них будет дополнительная IT-квалификация.
Затем идея стала частью федерального проекта «Развитие кадрового потенциала IT-отрасли», который включили в национальную программу «Цифровая экономика». При этом в Минцифры отметили, что все выпускники цифровых кафедр не станут разработчиками. Но какую профессию они бы ни выбрали после вуза, полученные IT-компетенции помогут им правильно ставить рабочие задачи по цифровизации.
На совещании, которое прошло 25 января, вице-премьер Дмитрий Чернышенко отметил, что вузы — участники программы «Приоритет-2030» уже создают такие кафедры.
«В 2022 году в 106 вузах на цифровые кафедры будут зачислены уже более 80 тысяч студентов, к 2024 году — более 385 тысяч студентов. В итоге к 2030 году допквалификацию по IT-профилю получат 1 млн 135 тысяч студентов», — резюмировал вице-премьер.
О чём сообщили вузам 23 июня
На недавнем вебинаре глава Минцифры Максут Шадаев отметил, что благодаря увеличению контрольных цифр приёма по IT-специальностям ситуация с подготовкой разработчиков улучшается. Но, по его словам, даже крупнейшие работодатели не обеспечены отраслевыми IT-специалистами, которые могут менять бизнес-процессы под современные требования. Это и побудило Минцифры и Минобрнауки проработать изменения в проекте по созданию цифровых кафедр.
Подробнее о предполагаемых корректировках рассказал замглавы Минобрнауки Андрей Омельчук. Он привёл статистику, согласно которой лишь порядка 3–5% выпускников вузов умеют работать с большими данными. При этом, по его словам, цифровые компетенции нужны вообще всем выпускникам университетов.
Главное запланированное изменение в том, чтобы цифровые кафедры не предлагали программы дополнительного профобразования (ДПО), а вписывали IT-модули в программы высшего образования, которые изучают студенты. Причём эти модули должны быть связаны с основным направлением подготовки. Предполагается, что вузы сами определят, студенты каких направлений должны будут учиться на таких кафедрах. В итоге они получат дипломы с двойной квалификацией — например, и экономиста, и программиста.
Чтобы реализовать нововведения, предлагается изменить формулировку федерального проекта — заменить «ДПО» на «высшее образование». Параллельно вузы должны будут внести корректировки в свои программы развития и в основные профессиональные образовательные программы. Вероятно, чтобы вписать в них IT-модули, вузам придётся что-то убрать из других дисциплин. Затем планируется запустить кампанию по привлечению на цифровые кафедры преподавателей, которые работают в IT-организациях.
Внести изменения участникам проекта придётся всего за два месяца, к 1 сентября. Чтобы убедиться в эффективном использовании выделенных на проект средств — всего это 17,6 млрд рублей до конца 2024-го, добавил Шадаев. Минцифры будет проводить согласования по трём пунктам:
- выбранные руководители цифровых кафедр в вузах;
- подготовленные для них программы обучения;
- отобранные для работы на них преподаватели.
Помимо этого, подготовленность кафедр будут оценивать отраслевые рабочие группы из представителей профильных компаний и организаций. Всего групп будет 20 по таким приоритетным направлениям, как машиностроение, добывающая промышленность, фармацевтика, электроэнергетика, образование и так далее. То есть бизнес сможет высказать свои пожелания по подготовке IT-кадров, а вузы — услышать представителей реального сектора.
Планируется, что отраслевые группы будут проводить комплексную оценку вузов по:
- знаниям студентов (до и после учёбы на цифровых кафедрах);
- способности учесть отраслевую специфику при создании кафедр;
- способности дополнить матрицу цифровых компетенций с учётом своих возможностей.
Уже в 2024 году, по замыслу Минцифры и Минобрнауки, вузы — участники проекта должны выпустить более 385 тысяч человек с дополнительной цифровой квалификацией.
Кстати, проблему дефицита IT-кадров государство решает не только за счёт цифровых кафедр. Ещё для этого запускают дополнительное обучение для школьников и проводят программы для взрослых.