Цитаты месяца: о приёмной кампании, комфорте учителей и новом высшем образовании
Кто и что сказал важного в августе. Спойлер: у одного директора школы сильно наболело.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
О приёмной кампании ― 2022
Никита Анисимов
ректор НИУ ВШЭ
Где: на пресс-конференции ТАСС «Итоги приёмной кампании в вузы России в 2022 году».
— Про суперсервис… Я всегда вспоминаю, что, когда появились автомобили, был документ, по которому автомобиль выслали из города, потому что он пугал лошадей. Мы можем так относиться к суперсервису: что он пугает лошадей. Но это будущее, нужно учиться этому будущему. Я так вижу, что года через два это будет эффективный механизм, которым будут пользоваться абитуриенты всей страны и университеты всей страны, и он будет показывать абитуриенту его место в конкурсной ситуации независимо от выбора им университетов, по всем университетам страны, куда он проходит.
Александр Чубарьян
академик, научный руководитель Института всеобщей истории РАН
Где: в интервью «Российской газете».
— Последняя приёмная кампания выявила много недостатков. Желающих получить высшее образование много, а некоторым вузам пришлось второй раз проводить приём. Эта ситуация, конечно, сигнализирует о том, что нужно искать новый подход к проблеме приёмных испытаний — экзаменов. Я, например, не уверен, что это хорошо, когда будущие студенты подают заявления в пять вузов, распыляют свои интересы и внимание. В принципе выбор, конечно, должен быть, но не такой широкий.
Главная тема августа в образовании — это, конечно, итоги приёмной кампании в вузы. В этом году она получилась неоднозначной, как и в 2021-м. С одной стороны, ректоры ведущих вузов говорят о хороших результатах приёма. С другой стороны, кое-где на технических направлениях пришлось объявлять донабор и не обошлось без серьёзной критики как самого порядка зачисления, так и работы технического суперсервиса «Поступление в вуз онлайн». Главная претензия к порядку — у абитуриентов нет возможности оценить свои шансы на поступление, и они вынуждены принимать решение в состоянии неопределённости. В результате порядок обещают снова пересмотреть, а суперсервис — улучшить.
О содержании школьного образования
Игорь Реморенко
ректор МГПУ
Где: в интервью «Российской газете».
— Сегодня нам нужно не энциклопедическое обучение, направленное на запоминание сведений, а обучение вглубь — через освоение смыслов, через понимание сути вещей.
Надежда Княгинина
научный сотрудник Лаборатории образовательного права Института образования НИУ ВШЭ
Где: на онлайн-конференции «Августовка „Учи.ру“ — 2022».
— Если коротко сказать о новом ФГОС <…>, что я вижу как юрист? Я вижу, что мы вернулись к регулированию содержания образования. Мы в 2007 году от этого ушли и решили, что школа будет определять, сама разберётся. Но теперь мы вернулись. Мы внесли списки обязательных предметов, обязательной литературы. С ужасом в сердце я обнаруживаю, что это те же списки, которые были у меня, когда я в школе училась, и, возможно, у моей мамы тоже. Мы ввели списки дат, списки формул.
Содержание школьного образования и его соответствие или, наоборот, несоответствие современным реалиям — тема давняя. Ректор МГПУ Игорь Реморенко в интервью «Российской газете» рассказал о том, каким должно быть современное естественно-научное образование в школе согласно мировым трендам и почему в России с ним есть сложности. А на онлайн-конференции «Августовка „Учи.ру“ — 2022» содержание образования обсудили с точки зрения новых ФГОС, которые начинают действовать уже в этом учебном году.
О новом высшем образовании
Виктор Садовничий
ректор МГУ им. М. В. Ломоносова, резидент Российского союза ректоров
Где: на пресс-конференции в «Россия сегодня».
— Наша генеральная линия — специалитет. Аспирантура должна быть научной, а не учебной ступенью. И, конечно, важно сохранить бакалавриат в тех случаях, когда это диктуется какими-то условиями. И, безусловно, нужно разрешить выпускникам специалитета поступать в магистратуру.
Татьяна Клячко
директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС
Где: в «БФМ.РУ».
— Специалитет у нас как был, так и есть. Каждый год примерно 15% — это выпускники специалитета. Приём сейчас в специалитет ещё больше расширился. Бакалавриат существует там, где его считают нужным. Он в разных странах имеет разную продолжительность по времени: где‑то четыре года, где‑то три года. Как и магистратура: где‑то она один год, где‑то два года. Можно рассматривать специалитет как бакалавриат, который длится четыре года, с интегрированной магистратурой, которая длится один год. Единственный вопрос, который я бы задала Виктору Антоновичу: «Зачем после специалитета идти в магистратуру?»
За лето тема перестройки национальной системы высшего образования не утратила актуальности. Стало ясно, чего коснутся основные изменения: коротко их озвучил Виктор Садовничий, выступая на пресс-конференции, посвящённой приёмной кампании 2022 года. После этого другие представители системы высшего образования, в том числе директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко, поделились своими взглядами на эти тезисы в материале «БФМ.РУ».
О комфорте учителей
Марина Вайндорф-Сысоева
д. п. н., доцент, профессор кафедры технологии и профессионального обучения МПГУ
Где: на онлайн-конференции «Августовка „Учи.ру“ — 2022».
— Мы всё время говорим о том, как лучше сделать для ребёнка. Мы говорим: как его учить; как сделать, чтобы он интериоризировал материал; как сделать так, чтобы ему было прекрасно, понятно и комфортно. Но мы почти никогда не говорим о том, что нужно сделать для учителя, чтобы он ощущал себя комфортно. Меня волнует всегда эта проблема. Как создать условия, которые бы помогли в этой среде работать?
Виктор Оганесян
директор севастопольской гимназии №1 им. А. С. Пушкина
Где: в открытом письме министру просвещения в «А4 Новости».
— Трудиться в школе всегда было непросто, однако в последнее время — невозможно. Педагогическое сообщество устало от экспериментов с учебными планами, от ОГЭ и ЕГЭ, от тотального контроля, бесчисленных отчётов, мониторингов, рейтингов, аттестаций… От учителя требуют, чтобы он уделял внимание личности ребёнка, вовлекал его в проекты, творческие занятия, а на деле учитель вынужден думать только о предстоящей аттестации и о подготовке учеников к ОГЭ и ЕГЭ.
Марина Вайндорф-Сысоева рассказывала на «Августовке „Учи.ру“ — 2022» о том, как важно учителям участвовать в профессиональных сообществах и поддерживать друг друга советами. Попутно она посетовала, что мало кто думает об учительском комфорте. А директор севастопольской гимназии Виктор Оганесян без обиняков высказал все главные учительские боли в открытом письме министру просвещения, которое завершил надеждой на «очеловечивание» системы образования.
О математической культуре в России
Владимир Зернов
ректор Российского нового университета
Где: на пресс-конференции РИА «Новости» «Развитие кадрового потенциала ИТ‑отрасли».
— Россия — одна из немногих стран, если не единственная страна в мире, [где] сохранили высочайший уровень математической культуры. Мы хоть и являемся небольшим частным вузом, но имеем массу предложений из других стран провести для молодых программистов школу по математической культуре. <…> Ведь что сейчас получилось? Несмотря на то что Индия с Китаем объективно являются мировыми лидерами, они увидели уже тупик в развитии, нехватку математической культуры. А у нас этого более чем достаточно.
Иван Тугой
директор по образованию «Корпорации 1Т»
Где: на пресс-конференции РИА «Новости» «Развитие кадрового потенциала ИТ‑отрасли».
— У нас есть прекрасная база. <…> Но при этом <…> есть большой разрыв между этой теоретической частью и прикладной. То есть люди зачастую изучают какие-то теоретические аспекты программирования, теоретические аспекты математики и так далее в то время, когда в реальных профессиях, в реальных компаниях требуются совсем другие компетенции. Или те же компетенции, но направленные на другую, прикладную плоскость.
На пресс-конференции РИА «Новости» «Развитие кадрового потенциала ИТ‑отрасли» среди прочего зашла речь о математической базе для образования в сфере IT. Ректор Российского нового университета, который сам в своё время окончил МФТИ, считает, что у нас в стране математическая база очень сильная, а Иван Тугой высказался о том, что база-то, может быть, и хорошая, но не совсем та, что нужна для профессии.
Кстати, если говорить не о победителях олимпиад, а о массовом школьном образовании, то к математической грамотности на самом деле есть много вопросов. Известно, что с ЕГЭ по профильной математике в этом году не справились 20%, а средний тестовый балл по ней оказался всего 56,9 из 100. Данные российского аналога теста PISA в части математической грамотности показывают похожие цифры: 19% не дотягивают до минимального порога. Кроме того, глава РАО Ольга Васильева недавно рассказала о том, что в России мало готовят учителей математики.
И ещё один грустный факт: среди студентов, которые учатся на инженерных, технических и математических направлениях, оказалось больше всего списывающих.