Образование
#подборки

Что посмотреть и послушать об образовании: большая подборка за лето

Вы уже настроились на работу? 😀 Мы собрали много интересных дискуссий и интервью об образовании, которые состоялись летом.

Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media

Как качеству образования вредят лень и бюрократия

Кто: заместитель директора Северо-Западного института управления РАНХиГС Дмитрий Мерешкин, генеральный директор и сооснователь «Лекториума» Яков Сомов и серийный технологический предприниматель Максим Спиридонов.

Где: в медиапроекте Северо-Западного института управления РАНХиГС «Роман с Академией».

Про что: о плюсах и минусах онлайн-образования, его отношениях с традиционными форматами и общих проблемах цифровых платформ и классических вузов.

Мы уже рассказывали об одной из главных тем этого подкаста — «лукавстве обещаний в EdTech». Участники согласились, что пока в российском образовании идёт, как выразился Яков Сомов, эпоха первичного накопления онлайн-опыта. Люди покупают разрекламированные онлайн-курсы, но не могут оценить, что стоит за громкими обещаниями — реальное содержание или пустышка.

Проблемы с качеством образования есть, конечно, не только в EdTech. Ведущий проекта Роман Герасимов начал выпуск с вопросов о том, как традиционная система образования адаптировалась к онлайн-форматам. Что мешает вузам и школам взять лучшее из цифровой среды и использовать технологии на благо учеников?

Может быть, это технические трудности? Далеко не везде скорость интернета и оборудование идеальны.

Или отсутствие заказчика, которому важно качество образования? У государства, по мнению участников подкаста, нет какой-то одной ясной стратегии по развитию образовательной сферы. Дмитрий Мерешкин и вовсе считает, что государственно-образовательная бюрократия — главный враг качества образования.

Способность каждого отдельного человека сознательно выстраивать свою образовательную траекторию и выбирать нужные для будущего знания тоже под большим вопросом, считают Яков Сомов и Максим Спиридонов.

Что с этим делать? Работать дальше. Постепенно, уверен Спиридонов, накопится опыт выбора качественных программ EdTech. А в традиционных вузах, считает Сомов, онлайн-инструменты помогут повысить эффективность работы преподавателей, сняв с них рутинные обязанности.

Что должен знать и уметь современный учитель, как ему развиваться

Кто: юрист и научный сотрудник Лаборатории образовательного права Института образования НИУ ВШЭ Надежда Княгинина, директор частной школы «Снегири» Александр Гулин, профессор кафедры технологии и профессионального обучения МПГУ Марина Вайндорф-Сысоева.

Где: сессия «Новые роли учителя» в рамках всероссийской онлайн-конференции «Августовка „Учи.ру“ — 2022».

Про что: каких навыков и результатов ждут от современных учителей, что означает для них введение новых ФГОС и зачем нужны неформальные учительские сообщества.

Участники дискуссии затронули сразу несколько аспектов работы современного учителя, как формальных, так и неформальных.

Юрист и научный сотрудник Лаборатории образовательного права Института образования НИУ ВШЭ Надежда Княгинина во время сессии «Новые роли учителя» кратко перечислила, в чём заключаются основные новшества ФГОС, которые начинают действовать с 1 сентября, и поделилась мнением, надо ли эти стандарты досконально знать учителю, особенно начинающему. Последний вопрос стал дискуссионным — другие участники встречи тоже поделились своим видением на этот счёт с позиции педагогов.

Попутно Надежда Княгинина рассказала, какие вообще нормативные правовые акты регулируют работу учителя в школе.

Директор частной школы «Снегири» Александр Гулин описал несколько актуальных международных подходов к ключевым компетенциям современных учителей и заодно коротко поделился тем, как в его школе применяют стандарт педагога ISTE (Международной ассоциации технологий в образовании) и «цифровую рамку» компетенций педагогов DigCompEdu.

В свою очередь, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры технологии и профессионального обучения МПГУ Марина Вайндорф-Сысоева порассуждала о неформальной стороне учительской профессии. А именно — о важности участия в различных профессиональных сообществах. Она перечислила целый ряд полезных последствий, которые даёт такая активность, а также пояснила, почему, на её взгляд, лучше срабатывают сообщества, появляющиеся стихийно вокруг людей и идей.

Как проектировать IT-курсы и надо ли для этого самому быть айтишником

Кто: педагогические дизайнеры с опытом работы над IT-курсами.

Где: на встрече, организованной методическим сообществом и бюро Learning Experience Collective.

Про что: рекомендации для методистов, которые хотят разрабатывать курсы по IT-профессиям.

Обучение IT-профессиям — едва ли не единственное направление, которое сохраняет популярность на падающем российском рынке EdTech. На встрече Learning Experience Collective опытные педдизайнеры рассказали о своих подходах к проектированию IT‑курсов и о сложностях в этом процессе.

С основным докладом на встрече выступил педдизайнер Иван Нетреба. Его первая и главная рекомендация в том, чтобы ни в коем случае не создавать курс по любимым инструментам и технологиям ведущего эксперта, которого вы привлекли к проектированию программы. Курс по IT-профессии должен учитывать основные требования работодателей — а значит, перед проектированием нужно провести как минимум анализ вакансий.

Нужно ли педдизайнеру самому разбираться в программировании, чтобы разрабатывать курс? Иван считает, что знать основные понятия точно придётся, и для этого лучше перед разработкой пройти какой-нибудь базовый онлайн-курс. Это поможет и в формировании структуры курса, и в разработке отдельных практических заданий для студентов. И общаться с экспертами будет проще. Методистам нередко бывает сложно найти с профессионалами из IT-сферы общий язык: нюансам этого процесса участники посвятили отдельный блок встречи.

С какого класса готовить детей к IT‑профессиям

Кто: руководители молодёжных общественных организаций, представители вузов и IT-компаний.

Где: на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня».

Про что: о госпроектах по привлечению подростков и молодёжи в IT-сферу.

Российским компаниям не хватает IT-специалистов, и государство ищет решения этой проблемы сразу на многих образовательных уровнях. С одной стороны, продолжается проект «Цифровые профессии», который позволяет взрослым людям переобучиться с господдержкой. С другой — развиваются и государственные, и общественные инициативы по обучению IT-профессиям в школах и на непрофильных направлениях в вузах.

На пресс-конференции участники обсудили, всем ли школьникам нужны IT-курсы, с какого класса их нужно вводить и как связать проекты школьного уровня с вузами. Об одном из решений рассказал координатор нового проекта «Путь таланта» Андрей Ершов. «Путь таланта» — это платформа, на которой школьники смогут получить доступ к научным мероприятиям и курсам университетов.

Кроме этого проекта, на пресс-конференции обсуждались проекты бизнеса и НКО по дополнительному IT-образованию. В эту область заходят даже совсем, казалось бы, непрофильные организации. Например, студенческие отряды, обычно занятые в строительстве, сельском хозяйстве и других более традиционных областях. Сегодня участники студотрядов могут проходить IT-курсы и работать в свободное от учёбы время в этой сфере.

В конце встречи прозвучал закономерный вопрос: не приведут ли все эти разнообразные проекты к тому, что рынок труда будет переполнен и для специалистов начальных уровней не останется достойных вакансий? Участники пресс-конференции уверены, что IT-направления останутся востребованными и создавать новые IT-курсы и проекты — особенно для школьников в качестве ранней профориентации — просто необходимо.

Как вузам развиваться на рынке непрерывного образования

Кто: специалисты по дополнительному образованию из ведущих российских вузов и EdTech-компаний.

Где: на дискуссии «Дополнительное образование. Университеты против бизнеса или бизнес в университете».

Про что: кто будет играть главную роль на рынке ДПО — университеты или частный бизнес.

Дискуссия началась с того, что термин «дополнительное профессиональное образование» устарел. Но не устарело само явление — наоборот, причин учиться у взрослых людей, давно окончивших вузы или колледжи, становится всё больше.

Как вузам действовать, чтобы люди приходили учиться именно к ним? Ведь сейчас на рынке ДПО — от курсов по профессиям до обучения софт-скиллам — лидирует частный бизнес.

Представитель экспертного совета Госдумы по непрерывному образованию и блогер Евгений Сжёнов считает, что лидировать по выручке на открытом рынке университетам мешают традиционные забюрократизированные подходы. Но есть и другой путь — участие в госпроектах. Главное — не смотреть на ДПО как десять лет назад, как только на курсы повышения квалификации. Далеко не всем в аудитории сейчас нужны «корочки» — гораздо важнее доступность и качество программ, сообщество, которое на них складывается, партнёры вуза, с которыми студенты могут взаимодействовать, и яркие преподаватели.

На дискуссии обсуждали несколько моделей организации ДПО в вузе. В целом участники дискуссии оптимистично смотрят на перспективы его развития. Роман Мартемьянов, руководитель центра развития IT-образования в МФТИ, считает, что со временем университеты и бизнес займут на рынке разные ниши. Пока частные компании впереди за счёт маркетинга и цифровых инструментов, но со временем ситуация выровняется. Участники дискуссии поделились идеями образовательных экспериментов и уникальных проектов, которые могут стать для вузов билетом к успеху.

Какие форматы и контент подходят для обучения руководителей

Кто: основатель MozLab и Tellsy Олег Замышляев.

Где: на канале LX notes Евгении Ращупкиной, эксперта по педагогическому дизайну.

Про что: как подобрать формат для обучения руководителей, чтобы они прошли курс до конца.

Нужны ли в обучении руководителей затейливые форматы обучения вроде VR‑тренажёров? В беседе с Евгенией Ращупкиной Олег Замышляев отметил, что лучше выбирать максимально практичные и легко встраиваемые в рабочую рутину варианты. Важно, насколько обучение ориентировано на потребности, а не в каком формате подана информация. Но есть и конкретные рекомендации — например, обязательно использовать синхронные занятия.

Также Евгения и Олег обсудили, как отобрать контент для обучения и как правильно определить цель программы. Зачастую заказчик корпоративного обучения решает заранее — но совершенно необоснованно, — какая программа ему нужна.

Как преподавателю обучать современных студентов

Кто: первый проректор ВШЭ Вадим Радаев.

Где: в подкасте Teach for HSE.

Про что: с какими проблемами на занятиях сталкиваются преподаватели вузов и что с ними делать.

Студенты сегодня не склонны читать длинные академические тексты и накапливать «культурный капитал», считает Вадим Радаев. И это только одна из проблем, которые складываются в кризисную ситуацию в преподавании. Речь не о внешних обстоятельствах и не об университетской бюрократии, а именно о том, что привычные преподавательские приёмы всё чаще не срабатывают.

В подкасте проректор и профессор НИУ ВШЭ рассказывает о своей книге «Преподавание в кризисе» и предлагает общие принципы и конкретные рекомендации для работы современного преподавателя. В выпуске обсудили, нужно ли сохранять живые лекции, как давать обратную связь, внедрять цифровые инструменты и, главное, как удержать баланс между необходимой академической сложностью и интересами студентов.

Какие метрики образовательного продукта важно отслеживать

Кто: ex-CBDO Skypro Михаил Свердлов.

Где: в подкасте об образовании будущего ED — Future.

Про что: как проектировать и развивать образовательные продукты.

Доходимость — не краеугольный камень онлайн-образования. Как объясняет в этом подкасте Михаил Свердлов, далеко не всем ученикам нужен сертификат об окончании курса, и это нормально. В таких направлениях, как изучение иностранных языков, о доходимости вообще трудно говорить — разве можно до конца выучить английский? Поэтому так важно определить собственную цель ученика до начала занятий.

Кроме разговора о метриках, в выпуск вошли примеры удачных проектов образовательных брендов, обсуждение перспектив российских EdTech-компаний и актуальных технологических трендов.

Курс

Методист образовательных программ

Вы с нуля пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом – сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.

Узнать про курс

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать
Обучение: Методист образовательных программ Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована