Цитаты месяца о главных проблемах и трендах образования. А также о лишних инновациях
Образовательное сообщество активно даже в середине лета: в этом месяце представители индустрии обсудили вообще все сегменты.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
О чём говорили:
- о главных проблемах сферы образования,
- о лишних инновациях в образовании,
- об отмене понятия образовательной услуги,
- о поиске баланса между бакалавриатом и специалитетом,
- о частном образовании,
- о том, как работает «Профессионалитет».
О главных проблемах сферы образования
Яков Сомов
руководитель центра онлайн-образования лицея №239, CEO и сооснователь «Лекториума»
Где: ток-шоу на YouTube-канале «Роман с Академией»
— Чем больше я занимаюсь образованием, особенно онлайн-образованием, у меня всё больше сомнений по поводу адекватности стейкхолдеров. У меня нет ощущения, что у государства есть понятная большая стратегия, связанная с образованием. Их очень много, этих стратегий, они конкурируют, они «бьются», и совершенно непонятно, какая из них выживет. <…> В то, что касается людей, которые выбирают образ будущего и простраивают образовательную траекторию, в идеале индивидуальную, я тоже особо не верю. Большое количество фактов показывает, что люди выбирают образование настолько хаотичным способом, насколько это вообще возможно.
На YouTube-канале «Роман с Академией» прошло обсуждение «вечной» темы «Учёба онлайн — зло или возможности?». Один из затронутых вопросов — что мешает развитию качественного образования, как формального (в школах и вузах), так и неформального — в сфере EdTech. Спикеры сошлись во мнении, что проблема комплексная. Это и отсутствие единой политики у стейкхолдеров индустрии образования, и нехватка осознанного подхода к выбору образования и постановке его целей у людей, которые принимают решение учиться.
О лишних инновациях в образовании
Елена Тихомирова
CEO eLearning center, автор Telegram-канала «Живое обучение»
Где: митап Digital Learning «Простые, проверенные решения»
— Нам иногда очень хочется нового просто потому, что кажется, что если у нас нет нового, то мы стагнируем. И очень часто в погоне за инновациями, и в особенности в обучении, происходит ситуация, что мы, например, делаем VR- или 3D-симуляции и тренажёры там, где они никому не нужны. У программистов есть замечательный принцип: не усложняйте сущность без надобности. Это то, что должно стать девизом. Потому что если можно людей обучить простым текстовым документом, давайте мы их просто обучим текстовым документом. Самое главное, что у нас будет в результате, — это обученные люди.
Сообщество Digital Learning организовало митап «Простые, проверенные решения: что не подведёт в условиях ограничения ресурсов», где представители сферы корпоративного обучения поделились своим опытом организации не слишком затратного, но эффективного обучения сотрудников. Общий вывод, с которым согласились все участники: в дорогих и сложных решениях на самом деле не всегда есть необходимость, а главное, они не всегда приносят отдачу. Вложения могут оказаться неоправданными. Кажется, этот вывод можно распространить на цифровые решения не только для корпоративного, но и вообще для любого обучения. А вы как считаете?
Об отмене понятия образовательных услуг
Ольга Васильева
президент Российской академии образования
Источник: «Российская газета»
— Педагог получает сообщения от родителей и в семь утра, и в час ночи. Это недопустимо. У всех должно быть личное пространство. В этой связи не может не радовать, что из законодательства наконец-то уходит понятие «образовательная услуга». Это позволит переломить тенденцию потребительского отношения к труду педагога, с которой мы боролись на протяжении последних лет.
В июле, наконец, принят закон, который убрал юридическое понятие «образовательная услуга». Предполагается, что это поднимет престиж педагогической профессии, то есть учителей перестанут воспринимать как представителей сферы обслуживания и будут больше уважать. Ну что ж, будем надеяться!
О поиске баланса между бакалавриатом и специалитетом
Валерий Фальков
министр образования и науки РФ
Источник: creativityweek.ru
— Каким должно быть образование в креативных индустриях? Какими должны быть форматы? Мне кажется, новую сущность не надо загонять в старые формы. И креативное образование в сфере креативных индустрий должно быть разным. Сейчас вообще, мне кажется, время для хороших уникальных экспериментов в образовании. Само образование может рассматриваться как креативная индустрия.
Министр выступал в рамках Российской креативной недели, посвящённой развитию креативных индустрий (искусство, дизайн, компьютерная графика, геймдев, журналистика, мода, архитектура, маркетинг и так далее). Рассуждая о том, каким, по его мнению, должно быть образование конкретно в этой сфере, Валерий Фальков дал понять, что ему нужна гибкость. Учитывая молодость этих индустрий, надо, считает он, дать возможность университетам совместно с представителями индустрий самим определять тот или иной формат образования — продолжительность обучения, перечень курсов и их последовательность. Некий стандарт, конечно, тоже нужен, но большую роль должны играть всё же сами вузы во взаимодействии с индустриями. Кроме того, креативная сфера, по мнению министра, — как раз тот случай, где для приёма в магистратуру необязательно устанавливать ценз в виде наличия профильного бакалаврского образования (напомним, предстоящая реформа высшего образования по общему правилу предполагает такое ограничение).
Михаил Гордин
ректор МГТУ им. Баумана
Источник: «Российская газета»
— Мы размышляем над вариантом, когда, поступив на специалитет, студент мог бы через четыре года закончить обучение бакалавром, если вдруг решит, что так ему лучше. И наоборот — с бакалавриата перейти на программу специалитета. Это сложно: придётся менять закон об образовании. Сейчас, по идее, поступив на бакалавра, можно потом передумать и перейти «в специалисты» — на другую программу, другую кафедру. Но студент теряет в таком случае отсрочку от армии. Потому что по закону о воинской службе смена программы обучения — это уже новое образование, второе.
Михаил Гордин в интервью «Российской газете» в контексте отказа от Болонской системы порассуждал о том, каким должно быть инженерное образование. Относительно бакалавриата он пояснил, что, по его мнению, чтобы получить фундаментальное инженерное образование, четырёх лет мало. Хотя, возможно, инженера эксплуатации и инженера по одному из направлений в информационных технологиях за этот срок подготовить всё же можно. Однако бакалавриат в любом случае хотелось бы сохранить для иностранных студентов, потому что это диплом, понятный иностранным работодателям. Кроме того, он упомянул о том, что хорошо бы обеспечить студентам возможность перехода с бакалавриата на специалитет. Вероятно, потому, что для перевода программ бакалавриата на специалитет понадобится время, а в настоящее время инженерные программы существуют в обоих этих вариантах.
О частном образовании
Любовь Духанина
президент Фонда «Национальные ресурсы образования», председатель Ассоциации негосударственного образования
Источник: Telegram-канал «Научно-образовательная политика»
— Мы понимаем негосударственное образование в первую очередь как пространство, в котором люди делают то, во что верят. Сегодня у частных школ, колледжей и вузов есть не просто интересные, а прорывные научно-образовательные, просветительские и социальные наработки.
Недавно была создана Ассоциация негосударственного образования (АсНОбр). Её глобальной задачей создатели видят распространение опыта и потенциала, накопленного в сфере частного образования, в образовательном пространстве всей страны. Также, по замыслу участников, ассоциация должна стать площадкой для выработки консолидированной позиции участников отрасли частного образования и диалога с профильными ведомствами. В России, по данным ассоциации, сейчас около 1,5 тысячи частных вузов, колледжей и школ. Кстати, у нас в этом месяце вышло интервью с директором частной Европейской гимназии Иваном Боганцевым, который рассказал про то, как перестроил школу на основе ценностей, в которые верит.
О том, как работает «Профессионалитет»
Елена Позолотина
директор Корпоративного университета TMK2U
Источник: «Российская газета»
— Сейчас стоит задача создать приток ребят в систему среднего специального образования. А вот лет через пять, когда этот приток случится и часть колледжей будут востребованы именно потому, что дают другой уровень образования и позволяют быстро получить высокооплачиваемую работу, полагаю, что конкурсный отбор станет жёстче.
В интервью «Российской газете» Елена Позолотина рассказала, как TMK2U участвует в новой экспериментальной программе «Профессионалитет», сотрудничая с рядом колледжей. На примере этого кейса становится понятно, как на практике организовано сотрудничество учебных заведений и работодателей в этой программе, что она может дать компаниям, колледжам и самим студентам и чем обучение в профессионалитете отличается от «классического» среднего профессионального образования. Напомним, срок обучения в профессионалитете меньше, и образовательные учреждения там гораздо теснее связаны с реальным сектором, то есть, по сути, студентов учат под производственные особенности конкретного работодателя.