Образование
#Мнения

Цитаты мая: про отказ от английского и Болонской системы, а также прочие острые вопросы

Образовательное сообщество взорвала фраза министра образования и науки про Болонскую систему. Но были и другие громкие заявления.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Вот про что говорили в мае те, кто работает в образовании:


Про уклон в воспитание

Фото: kremlin.ru

Николай Патрушев

секретарь Совета безопасности РФ


ГДЕ: интервью «Аргументам и фактам»


— Следует поднимать авторитет педагогов, верных своей профессии, посвящающих жизнь воспитанию подлинных патриотов. Важнейшей задачей сегодня является возрождение исторических традиций, а также защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Для её решения нужен системный подход к воспитанию и образованию. Назрела необходимость реализации государственной программы в этой сфере на всех этапах взросления человека и его становления как гражданина. Должна быть разработана комплексная модель этого процесса.

Фото: Wikimedia Commons

Евгений Ямбург

заслуженный учитель РФ, академик Российской академии образования, директор Центра образования №109


ГДЕ: интервью «Российской газете»


— Невозможно оторвать обучение от воспитания, это сообщающиеся сосуды. Василь Быков писал: «От умения жить достойно очень многое зависит в наше сложное, тревожное время. В конечном счёте именно наукой жить достойно определяется сохранение жизни на Земле. Жить по совести нелегко, но человек может быть человеком, и род человеческий может выжить только при условии, что совесть людская окажется на высоте». Чтобы в детях воспитать стремление жить достойно, надо вести с ними честный диалог, ничего не утаивая и не впадая в упрощение.

Фото: rosuchebnik.ru

Артём Соловейчик

лидер Объединённого движения родителей и учителей России «Школа — наше дело», главный редактор издательского дома «Первое сентября»


ГДЕ: ММСО-2022, дискуссия «Что дальше?»


— У меня есть чёткое понимание сейчас (раньше этого не было), насколько педагогика сегодня задаёт тренды для понимания всего, что происходит сегодня в мире. Я сейчас говорю «в мире», чтобы не касаться конкретной ситуации.

Мы понимаем в образовании — по крайней мере, в продвинутой педагогике — самую простую формулу: что никакие, даже самые прекрасные цели (представим перед собой подростка, которого мы хотим привести в «правильное состояние») не оправдывают дурные средства их достижения. Вся педагогика на этом построена.

Государственная политика на усиление воспитательной роли (прежде всего, с целью воспитания патриотизма) всех ступеней образования, включая высшее, началось не вчера, но с изменением геополитической ситуации, которое произошло после начала вооружённого конфликта в Украине, она стала проявляться особенно ярко. Стало известно о том, что с нового учебного года уроки будут начинаться с исполнения гимна России, а изучению отечественной истории будет уделяться больше внимания начиная с начальной школы и заканчивая вузами. Реакция всего общества и представителей сферы образования на это оказалась разной, мнение родителей и педагогов разделилось пополам. Кажется, никто не отрицает важность воспитательной функции, весь вопрос в том, как она будет реализована. Например, общественный омбудсмен в сфере образования Амет Володарский напомнил, что грань между просвещением и пропагандой очень тонкая, а школе хорошо бы быть вне политики.

Про отказ от Болонской системы

Фото: НИУ ВШЭ

Валерий Фальков

министр науки и высшего образования РФ


ГДЕ: «Коммерсантъ»


— К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента.

Фото: fa.ru

Екатерина Каменева

проректор по учебной и методической работе Финансового университета при Правительстве РФ


ГДЕ: ТАСС


— Вступление России в Болонский процесс критикуют до сих пор, но, несмотря на весь скептицизм, система высшего образования, а вслед за ней и рынок труда, система квалификации адаптировались к ней и успешно функционируют. Представляется, что возврат к системе советского образования — это существенный шаг назад.

Фото: obrnadzor.gov.ru

Анзор Музаев

глава Рособрнадзора


ГДЕ: ТАСС


— Те заявления, что мы видим и слышим, и министр говорил, что поэтапный переход [планируется], иначе никак. Здесь главное — снова не наделать ошибок, которые приведут, в первую очередь, к тому, что пострадают от этого у нас студенты, качество знаний и так далее.

Фото: личный архив Николая Кульбаки

Николай Кульбака

доцент кафедры политических и общественных коммуникаций Института общественных наук РАНХиГС


ГДЕ: «Коммерсантъ»


— Те вузы, которые сейчас обучают по двухуровневой системе, будут вынуждены ломать и переделывать все свои учебные планы и программы. А выпускники школ, которые поймут, что наше образование никак не состыкуется с западным, просто решат поступать сразу в зарубежные вузы после школы. Также будут разрушены все контакты с зарубежными вузами, которые и без этого уничтожаются.

Высказывание министра образования и науки о том, что Болонская система — «прожитый этап», вызвала шквал разной реакции в образовательном сообществе, от радостной до возмущённой. С одной стороны, новость стала неожиданностью, потому что всего два месяца назад, в марте, в Минобрнауки сообщили «Интерфаксу», что отказ от участия в Болонском образовательном процессе в министерстве не обсуждается. Более того, готовившиеся с 2021 года планы на экспериментальную модель «2 + 2 + 2» базировались фактически на Болонской системе. С другой стороны, резкая критика Болонской системы со стороны политиков и высокопоставленных чиновников, не имеющих прямого отношения к системе образования, которая особенно громко зазвучала с начала обострения геополитической ситуации, давала основания предположить, что грядут перемены. Что происходит — читайте в подробном разборе.

Про проблемы выпускников с трудоустройством

Фото: congress-spo.ru

Денис Шамгунов

заместитель директора департамента занятости населения и трудовой миграции Минтруда России


ГДЕ: третий Всероссийский форум промышленного туризма в Перми

Источник: ТАСС


— По данным Росстата, в 2021 году только 24% выпускников вузов пошли работать по профессии, потому что к окончанию обучения остальные поняли, что в своё время сделали неправильный выбор, и полученная профессия и та работа, на которую они могут трудоустроиться, им не интересны. Почти половина выпускников отметили сложность в трудоустройстве, потому что не учли при выборе профессии её востребованность и, может быть, вовремя не изменили свой выбор. В то же время практически 40% работодателей в реальном секторе экономики страны испытывают острый дефицит специалистов.

Ситуация с трудоустройством выпускников вузов очень сильно зависит от направления подготовки, конкретного вуза и региона. Мы рассказывали про подробную аналитику, которую в Высшей школе экономики сделали на основе Мониторинга трудоустройства выпускников Роструда. Проблема бывает связана далеко не только с тем, что при выборе профессии абитуриенты не учли её востребованность. Не работают по специальности в том числе представители самых востребованных профессий — те же айтишники или специалисты по сельскому хозяйству. Это может быть связано со слишком слабой подготовкой в вузе (работодатели не заинтересованы в таких специалистах) либо с тем, что предлагаемые условия работы совершенно не устраивают выпускников.

Про вред политики студентосбережения в вузах

Фото: личный архив Гарольда Зборовского

Гарольд Зборовский

доктор философских наук, профессор-исследователь УрФУ имени Б. Н. Ельцина


ГДЕ: интервью в «Правмире»


— В вузах закрепилась «политика студентосбережения», потому что бюджетные деньги поступают в расчёте на количество студентов. У преподавателей работает логика: если мы их выгоним, наше направление закроют, нас уволят. <…> В итоге студент знает, что ему ничего не будет, преподаватель знает, что работа списана. Ситуация никому не выгодна, и оба делают вид, что всё хорошо.

Интервью в «Правмире» касалось эмпирического исследования образовательной неуспешности, которое профессор Гарольд Зборовский и его коллега профессор Полина Амбарова провели в декабре 2019 — феврале 2020 года методом полуформализованного экспертного интервью. Основной вывод и исследования, и беседы грустный: наша система образования построена так, что ей на всех уровнях, от школы до вуза, выгоднее имитировать успешность, чем действительно преодолевать неуспешность. Из хорошего: это можно исправить, но нужна большая работа. Краткий пересказ — здесь.

Про падение потребности в изучении английского в новой реальности

Фото: личный архив Александра Ларьяновского

Александр Ларьяновский

управляющий партнёр компании Skyeng


Где: РБК


— Не стоит полагать, что отныне с прекращением работы иностранных компаний в России изучение английского языка сойдёт на нет. Импортозамещение во многих сферах сейчас стало острой необходимостью. Накопленный багаж знаний в мире обычно не на русском языке. Английский язык будет востребован не для того, чтобы куда-то уехать или устроиться на работу, а для того, чтобы читать и понимать, куда идёт весь остальной мир, и пытаться повторить это в своей стране.

Фото: crimea.gov.ru

Владимир Константинов

глава парламента Крыма


Где: ТАСС


— Тупое следование за чужой цивилизацией опасно. Мы делаем [ребёнка] заложником — он будет говорить, что я знаю английский, и мне интересно, какая она — Англия. Давайте изучать свои языки, развивать свои языки! Англичане воюют с нами тысячу лет, а мы продолжаем их изучать, тратим деньги на учителей, тратим время — а потом на историю времени не хватает.

В России после начала вооружённого конфликта в Украине на фоне падения спроса на ряд направлений онлайн-обучения отмечался рост спроса на изучение иностранных языков. Прежде всего — английского. На прошедшем в конце апреля ММСО-2022 генеральный директор EdTech-акселератора ED2 и директор EdTech-направления фонда «Сколково» Наталья Царевская-Дякина, анализируя общую картину, что происходит на рынке онлайн-образования, подтвердила, что в сегментах изучения иностранных языков «отмечается небольшой рост». Кроме того, опрос, который в апреле провёл сервис по поиску работы SuperJob, показал, что 54% респондентов считают английский язык необходимым для развития карьеры.

Научитесь: Управление современной школой Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована