Цитаты июня: всё о модернизации системы образования
Собрали самые яркие высказывания о трендах месяца в сфере образования.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Про последствия отмены ЕГЭ
Валентина Матвиенко
председатель Совета Федерации
Источник: РИА «Новости»
— Дискуссия по тому, быть ЕГЭ или нет, она в обществе продолжается уже не первый год. У ЕГЭ свои плюсы и свои минусы. Их надо тщательно взвесить. <…> Для меня плюс огромный в том, что эта система создаёт равные условия для наших детей — поступать в высшие учебные заведения. Неважно, какой достаток в семье, неважно, ты живёшь в Москве или в далёком посёлке в Сибири. Если ты хорошо сдал ЕГЭ, ты имеешь право без экзаменов поступить в любой университет.
Анзор Музаев
глава Рособрнадзора
Источник: интервью ТАСС
— Если возвращаться к советской системе, то наш выпускник имеет только один шанс для поступления в один из вузов по одному из направлений. Потому что эта система предполагала школьный выпускной экзамен в любом случае. Этот экзамен вузом не засчитывался. Дальше выпускник должен выбрать университет, поехать туда и сдавать комиссии экзамен. Самое интересное — нет никакого открытого банка заданий, нет других ресурсов, нет демоверсий. У каждого вуза по своим предметам будет свой какой-то подход.
Идея «Давайте отменим ужасный ЕГЭ» недавно получила второе дыхание на фоне отказа от Болонской системы и планов по развитию собственной национальной системы высшего образования. И если раньше тема отмены ЕГЭ была в основном пустым сотрясанием воздуха, то теперь её обсуждают на уровне комитета Госдумы по просвещению. Но немало голосов звучит и в защиту ЕГЭ — в частности, от главы Рособрнадзора Анзора Музаева и президента Российской академии образования Ольги Васильевой.
Про модернизацию национальной системы образования, которая «не реформа»
Пётр Кучеренко
заместитель министра науки и образования РФ
Источник: РИА «Новости»
— Модернизация национальной системы образования не означает её изоляции. Например, такие страны, как Китай и Индия, никогда не были участниками Болонского процесса, однако это не мешает им признавать образование, полученное в других странах, при этом успешно развивать своё собственное образование.
Анзор Музаев
глава Рособрнадзора
Источник: интервью ТАСС
— Мы всегда любим что-то быстро очень поломать. И считаем, что мы быстро что-то сразу же построим. Поэтому здесь надо что-то делать не назло и вопреки кому-то, а всё, что мы делаем, должно быть на пользу в первую очередь нашим гражданам и государству. Я думаю, надо всем подуспокоиться. Национальная система образования, о которой сейчас все начали говорить, она у нас всегда была, и мы независимость в этом направлении никогда не теряли. Поэтому не надо в заблуждение друг друга вводить и вводить студентов, школьников, учителей, преподавателей. Мы всегда двигались по своему пути.
Виктор Садовничий
ректор МГУ, президент Российского союза ректоров
Источник: Telegram-канал «ОбОбраз»
— Никаких кардинальных изменений в системе высшего образования не будет — хочу успокоить и школьников, и студентов, и родителей. Никто не будет ущемлён. Мы говорим о будущем, о том, как сделать систему образования более сильной. Это не реформа.
Валерий Фальков
министр науки и образования РФ
Где: парламентские слушания под названием «Развитие системы высшего образования в Российской Федерации»
— Гибкими должны быть не только образовательные программы и уровни образования, но и образовательные стандарты. При этом они не должны меняться часто. Если посмотреть, то у нас в период с 2005-го по 2018 год трижды сменились образовательные стандарты. Если посмотреть на это глазами преподавателя, то это большое серьёзное напряжение, серьёзная, большая бумажная нагрузка. Поэтому, может быть, в рамках тех изменений, которые будут обсуждаться, [надо] подумать о некоем моратории на изменение стандартов в течение определённого срока. Надо дать возможность преподавателю спокойно работать со студентами, готовиться к семинарам, лекциям, заняться реальным творчеством.
В течение июня грядущую реформу национальной системы высшего образования, связанную с отказом от Болонской системы, обсудили сначала в Совете Федерации, затем в Госдуме, а также на Петербургском международном экономическом форуме. Везде говорилось о том, что новая система должна быть гибкой, то есть давать разные возможности, не ограничиваясь формулой «все программы возвращаем в пятилетний специалитет». На заседании в верхней палате парламента министр Валерий Фальков напомнил о том, что в потоке реформ хорошо бы дать возможность преподавателям «спокойно работать».
Про подготовку рабочих кадров
Андрей Комаров
сопредседатель комитета по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям РСПП
Где: ПМЭФ
— Мы понимаем, что даже той программы, на которую президентом выделено 30 млрд рублей, крайне недостаточно, поскольку 30 лет ничего не финансировалось. Огромная техническая отсталость заключается и в технике, и в оборудовании, в оснащении, инфраструктуре. К этому надо добавить, что преподавателями тоже давно никто не занимался и методики преподавания сильно отстают. Мы проводим ежегодно опрос, можно провести в любой год опрос, и получим более 50% недовольства работодателей качеством подготовки будущих работников.
В этом году началась реализация большой экспериментальной программы в рамках среднего профессионального образования — «Профессионалитет». Она направлена на сближение подготовки специалистов с реальными потребностями рынка труда. Учебные заведения объединяются с компаниями-работодателями в кластеры, а процесс обучения тесно привязывается к производству. Пока для участия в программе отобрано 70 учебных заведений. На реализацию проекта из федерального бюджета до 2024 года планируется выделить около 30 млрд рублей.
Про реформу целевого обучения
Ирина Яровая
заместитель председателя Государственной думы
Источник: РИА «Новости»
— Работодатель, подавая заявку на целевую подготовку с гарантией будущего рабочего места, сам определит, кого готовить. Выпускники на основе публичного предложения также сами определятся с выбором и примут участие в конкурсе. Вуз по итогам конкурса должен будет готовить не абстрактного получателя диплома, а работника для конкретной компании и должного уровня. Такой механизм вводится впервые, и он выводит систему целевого набора из серой и коррупционной зоны. Образование получит нужное и прикладное наполнение.
В России реформируется система целевого приёма в вузы. Уже внесён соответствующий законопроект. Он должен вывести целевой набор из тени в публичный конкурс, чтобы абитуриенты могли бороться за целевые места в вузах так же честно и открыто, как за обычные бюджетные места по итогам ЕГЭ.