Цитата недели: «У каждого лектора есть коэффициент, с которым его комфортно смотреть»
О том, что учащиеся уже привыкли к тому, что любое занятие проходит не просто «здесь и сейчас», но оно должно остаться в записи для пересматривания.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Евгений Соколов
руководитель департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ
Где: конференция YAC/e
— Благодаря пандемии записи занятий стали неким стандартом. Сейчас если ты проводишь курс и нет никаких трансляций, записи, то студенты спрашивают: «А где? А что? Всегда же было!» Это становится некой заменой для учебников, мне кажется. Когда есть запись и ты можешь в свободное время открыть и на [скорость] 2х или 0,5х поставить. Говорят, что у каждого лектора есть коэффициент, с которым его комфортно смотреть.
Контекст
На организованной «Яндексом» конференции YAC/e состоялась дискуссия «Какие учебники по программированию нужны современному вузу?», во время которой участники назвали несколько трендов. Во-первых, для многих студентов видеозаписи лекций фактически заменяют учебники. В сфере программирования это связано не только с предпочтением способа получения информации студентами и популярностью гибридного формата, но и с тем, что всё настолько быстро меняется, что издательства просто не успевают выпускать бумажные учебники с актуальной информацией.
Так, Евгений Соколов рассказал о практике выпуска электронных учебников, которые оперативно дополняются свежими данными. Однако и на это тоже нужно время — и подчас действительно быстрее услышать новую информацию на лекции от преподавателя, который следит за обновлениями в индустрии.
Но как пояснил Андрей Райгородский, директор Физтех-школы прикладной математики и информатики МФТИ, это не значит, что бумажные учебники в мире IT вообще исчезнут. Они в любом случае нужны для фундаментальной базы. «Есть фундамент, который закладывают учебники и который не устаревает, — говорит он. — А те инструменты, которые надстраиваются над фундаментом, разумно давать онлайн и в гибридных форматах».
К тому же, по его словам, стоит различать ситуации, когда люди хотят быстро получить навыки, которые сейчас востребованы индустрией, и когда люди идут в IT как в науку, хотят не просто применять чужие, а придумывать и собственные решения в том же программировании. Этим двум типам учащихся нужна разная глубина фундаментальной подготовки, а значит, и вопрос учебных материалов должен решаться для них по-разному.
Во-вторых, как рассказал Евгений Соколов, заметен тренд перехода от учебников к совместно дополняемым конспектам. Это когда студенты составляют конспект занятия и дальше он развивается — его дополняют и другие учащиеся, и сам лектор. То есть получается, что уникальный учебный материал, к которому будут обращаться все, создаётся прямо в процессе обучения общими усилиями.
Кажется, эти тренды могут быть сейчас заметны и полезны не только в сфере обучения IT, согласны?