Цитата недели: «Люди считают, что самые короткие курсы могут дать какую-то компетенцию»
Эксперт по непрерывному образованию — о том, как изменилось дополнительное профобразование.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Евгений Сжёнов
Научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», председатель экспертного совета Госдумы по непрерывному образованию.
Где: дискуссия «Дополнительное образование. Университеты против бизнеса или бизнес в университете»
Источник: Telegram-канал «Научно-образовательная политика»
— Ключевые тренды в том, что сила ДПО сегодня — это всё менее выпускные документы, которые дают право работать, а [всё более] компетенции. Мы проводим фокус-группы, спрашивая у слушателей по всей стране, и люди считают, что самые короткие курсы могут дать какую-то компетенцию. Мы видим, что и магистерские курсы сейчас могут сократиться.
Контекст
15 августа Институт образования НИУ ВШЭ и Тюменский госуниверситет организовали дискуссию «Дополнительное образование. Университеты против бизнеса или бизнес в университете». Представители вузов, EdTech, Агентства стратегических инициатив (АСИ) и научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов поговорили о том, каковы сейчас перспективы вузов на рынках допобразования (ДПО). Но разговор развернулся и в более широкую плоскость — вопросы о будущем самого ДПО.
Зачем людям дополнительное профобразование
Евгений Сжёнов и Антон Сажин, генеральный директор образовательной платформы CoreApp, сошлись во мнении, что термин «дополнительное профессиональное образование» уже устарел. Алексей Троцак, директор проектов центра инициатив направления «Молодые профессионалы» АСИ, в свою очередь, напомнил о том, что в терминологии ЕС, например, этого понятия нет — есть повышение квалификации и образование на протяжении всей жизни.
И дело даже не в термине, а в самом явлении, в том, что оно может дать людям и чего от него ждут. А ждут, как отметил Евгений Сжёнов, уже не очередной «корочки» о повышении квалификации, а конкретных компетенций.
С точки зрения бизнеса как заказчика допобразования сотрудников, тоже важны не «корочки», а компетенции, которые помогут повысить его эффективность. Об этом высказался Андрей Латышев, проректор по персоналу и организационному развитию Тюменского государственного университета.
Видимо, именно по этой причине в последние годы бурными темпами вместе с различными онлайн-платформами развивается неформальное и информальное дополнительное образование «Многие курсы лучше развиваются вне университетов или в коллаборациях с ними», — заключил Евгений Сжёнов. Проще говоря, за новыми компетенциями люди идут не столько в вузы, сколько в EdTech.
А зачем людям новые компетенции? Для самореализации и развития, адаптации к быстро меняющимся реалиям жизни и для повышения заработка, считает Валерий Овечкин, операционный директор платформы Megacampus.
Как меняются сроки обучения в ДПО
Почти все участники дискуссии отметили тенденцию к укорачиванию программ. «Самые востребованные курсы перестают хвастаться объёмом материала, а демонстрируют скорость и сжатость прохождения», — сказал Валерий Овечкин.
Возможно, начавшись с курсов, этот тренд распространится и на другие образовательные программы, в том числе традиционные для вузов. Евгений Сжёнов напомнил о такой возможности для магистратуры — годичные магистратуры для некоторых направлений действительно сейчас обсуждаются в контексте реформы высшего образования. Кстати, Ирина Абанкина, профессор Института образования НИУ ВШЭ, недавно отметила, что, по мнению большинства экспертов, на компьютерных науках и в бакалавриате тоже нужны короткие, интенсивные программы. Более того: уже планируется эксперимент по ускоренному IT-бакалавриату, в котором будут учиться девятиклассники.
Всё это соответствует тенденции, которую давно отмечают западные эксперты-аналитики: вузам надо ответить на ожидания людей и внедрять микростепени, то есть делать короткие курсы, разработанные под потребности работодателей, — и позволять студентам самостоятельно выстраивать свои образовательные маршруты, собирая их из разных микростепеней.