Образование
#Мнения

Цитата недели: «К советской системе образования мы уже не вернёмся никогда»

А что же тогда означает традиционная для России подготовка специалистов, к которой мы постепенно переходим? Объясняет эксперт.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Борис Илюхин

директор научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС


Источник: радио Sputnik


— К советской системе образования мы уже не вернёмся никогда. Это не плохо и не хорошо, это факт, потому что мы живём в другой реальности, в другом информационном мире, в других технологиях образования. Сидеть и писать конспекты, слушая лектора, когда их за десять минут можно скачать из интернета, никакому нормальному человеку уже неинтересно.

Контекст

Борис Илюхин стал гостем программы «Разбор полётов» в эфире радио Sputnik. Центральной темой беседы стал ЕГЭ, мифы о нём и вопрос о том, надо ли от него отказываться. Но спикер прокомментировал также и тему изменений в системе высшего образования. На вопрос ведущего, означает ли отказ от Болонской системы возвращение к советской системе образования (чего хотели бы очень многие люди), Борис Илюхин ответил, что это невозможно, потому что мы живём уже в другой реальности. А вот о чём нужно говорить сейчас, так это о сроках обучения.

Как пояснил спикер, по разным профессиям должны быть разные сроки: где-то достаточно четырёх (как в бакалавриате), а где-то нужно пять-шесть, как в специалитете. На четырёхлетний бакалавриат с пяти-шестилетнего специалитета в своё время, по словам Илюхина, перевели образовательные программы в основном за счёт сокращения времени на преддипломные и производственные практики. И это получилось не очень хорошо. К тому же в России многие так и не поняли сущность бакалавриата: бакалавры — это вообще готовые к работе кадры или недоучки?

Увеличение срока позволит сделать образование более практико-ориентированным как раз за счёт практики. Это актуально для инженерных специальностей, хотя и для гуманитарных, по мнению Бориса Илюхина, практика — тоже полезная штука, а уж тем более для педагогов (для них, на его взгляд, стоило бы увеличить подготовку и до шести лет — тоже ради практики). Именно в увеличении сроков и заключается главное изменение в нашей системе высшего образования. Все остальные изменения — «косметические».

«С бакалавриатом получилась такая история: народ не понял и не принял это четырёхлетнее образование. Так исторически сложилось. Поэтому сейчас мы уходим обратно в специалитет, оставляя при этом после специалитета магистратуру как дополнительные год-два подготовки или ординатуру — подготовку на производстве», — пояснил Борис Илюхин. В медвузах, например, ординатура была всегда, её суть в том, что человек работает и одновременно учится практическим навыкам.

Напомним: уже год обсуждается переход от Болонской системы к новой суверенной системе высшего образования. В рамках этого была не вполне ясна будущая судьба бакалавриата, ведь критиковали Болонскую систему именно за короткий срок обучения в нём, но в то же время много говорилось о том, что новая система высшего образования должна быть гибкой и что изменения не означают повсеместный переход на пятилетнее обучение.

Выступая перед Федеральным собранием 21 февраля текущего года, президент заявил о необходимости вернуться «к традиционной для России подготовке специалистов со сроком обучения от четырёх до шести лет в зависимости от специальности». В связи с этим появились разные предположения, что означает этот возврат, и главный вопрос тоже касался судьбы бакалавриата. Наконец, недавно президент подписал указ о совершенствовании системы высшего образования. Описанная там система сначала будет опробована в 2023/2024 и 2025/2026 учебных годах в качестве пилотного проекта в отдельных вузах. Новые уровни высшего образования, согласно указу, выглядят так:

  • Базовое высшее образование (конкретные наименования — специалитет или бакалавриат — в указе вообще не фигурируют, но предусмотрено, что срок подготовки будет от четырёх до шести лет).
  • Специализированное высшее образование (магистратура, ординатура и ассистентура-стажировка).
  • Аспирантура.
Научитесь: Методист образовательных программ Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована