Цитата недели: ChatGPT может угрожать только тем, кто пишет работы для ленивых студентов
Письменную работу доверит нейросети только тот, кто и так списал бы, уверен эксперт Лаборатории цифровой трансформации образования НИУ ВШЭ.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Евгений Патаракин
Профессор департамента информатики, управления и технологий МГПУ, ведущий эксперт Лаборатории цифровой трансформации образования НИУ ВШЭ
— Пока генеративный AI в образовании все обсуждают в основном в качестве «литературного негра» — поражаются тому, как убедительно он пишет эссе и складно отвечает на вопросы. Но это может угрожать только тем, кто пишет работы для ленивых студентов <...>. В самом студенческом читинге ничего не меняется. Ведь если студенту выгодно выдать чужой труд за свой, то какая разница, чем он воспользуется — купит работу, наймёт человека или запустит ChatGPT. Значит, надо строить обучение таким образом, чтобы это было невыгодно.
Контекст
Свою колонку на сайте Института образования ВШЭ Евгений Патаракин посвятил тому, чтобы снизить напряжение вокруг ChatGPT и других систем генеративного искусственного интеллекта.
Система образования, подчёркивает он, пережила появление компьютера и интернета и очередную новинку переживёт. Многое изменится, особенно в научном мире, но только от людей зависит, превратится ли ИИ в «нечто, что всё время тестирует, проверяет ученика и в конечном счёте его контролирует». И в вопросе о том, не перестанут ли теперь студенты выполнять самостоятельно хоть какие-то письменные работы, Евгений Патаракин занимает далёкую от крайностей позицию.
Напомним, у многих представителей системы образования первой реакцией на появление ChatGPT и первых написанных им студенческих эссе было желание закрыть учащимся доступ к чат-боту. Звучали такие предложения и в России после того, как выпускник РГГУ защитил написанную с помощью нейросети дипломную работу. В некоторых странах запрет уже ввели — например, в школах Нью-Йорка и в парижском Институте политических исследований.
Сторонники противоположной позиции тем временем предлагали отказаться от любых заданий, которые может выполнить чат-бот, прежде всего от дипломных работ. «Надо просто отменить эту формалистскую и тупую практику вообще», — высказалась, например, главный редактор телеканала RT и МИА «Россия сегодня» Маргарита Симоньян. В вузах и профильных министерствах таких радикальных заявлений не делали, но, в принципе, согласны — подход к учебным заданиям надо менять.
Как именно менять? В колонке Евгения Патаракина обозначена одна линия изменений — так, чтобы жульничать студентам было невыгодно. О предлагаемых экспертами вариантах мы уже рассказывали. Например, можно вернуть выполнение письменных заданий в классы под наблюдение преподавателей, а выполнение больших работ разбить на этапы, по каждому из которых студенты будут отчитываться планами и заметками. Можно сместить фокус с подготовки работы на её публичную защиту или вообще отказаться от стандартных текстов в пользу «не-эссе» и проектной работы.
А ещё есть вариант специально задавать студентам работу с применением ИИ — некоторые эксперты считают, что нейросети, способные, в отличие от живых преподавателей, давать мгновенную обратную связь по тексту, при правильных заданиях только помогут студентам учиться. В ОАЭ, например, уже разрабатывают виртуальных репетиторов с искусственным интеллектом.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также: