На сайте Минобрнауки опубликована утверждённая концепция развития сети служб психологической поддержки в вузах. Цель документа ― создать комфортную среду в образовательных учреждениях, организовать психологическое сопровождение преподавателей и студентов, а также помочь им коммуницировать. Кроме того, проект предусматривает работу с учащимися, имеющими отклонения в поведении.
Какие меры предусматривает концепция развития сети психологической поддержки в вузах
Документ включает поэтапные меры по формированию таких служб до 2025 года. Вузы сами смогут корректировать эти шаги и формировать службы психологической поддержки с учётом собственных приоритетов и возможностей, однако эта работа должна стать системной.
Согласно концепции, в будущем ещё предстоит разработать нормативно-правовую базу, единые цели и стандарты оказания профессиональной помощи, по которым специалисты психологических служб будут взаимодействовать со студентами и сотрудниками вузов. При этом авторы концепции отмечают, что сейчас психологические службы со штатом более одного сотрудника функционируют только в 21,9% вузов, а в 53,5% эту роль выполняет один штатный психолог.
В рамках мероприятий концепции уже в 2022 году планируется в пилотном режиме организовать работу психологических служб в 15 вузах в 8 субъектах страны. Постепенно авторы инициативы намерены сформировать профсообщество психологов высшего образования, а также подключить к работе учёных и проводить лонгитюдные исследования по мере реализации проекта. Согласно плану, уже к 2024–2025 году сеть таких служб должна полноценно функционировать и обеспечивать доступ к качественной психологической поддержке 100% учащихся и сотрудников вузов.
Почему в вузах нужны психологи
Согласно исследованиям, университетская среда сама по себе является стрессовой для многих студентов. Это может быть связано с переездом в другой город из-за учёбы, образовательной нагрузкой и переживаниями из-за оценок или с проблемами в коммуникации с другими учащимися. Кроме того, год назад стало известно, что более 20% первокурсников российских вузов имеют эмоциональные проблемы, а ещё почти 9% сталкиваются с поведенческими трудностями. Внимание к этой проблеме активизировалось после очередной трагедии ― стрельбы, устроенной в Пермском государственном национальном исследовательском университете его первокурсником Тимуром Бекмансуровым.