Образование
#новости

Стало известно, как часто вузы полностью меняют направления подготовки

Оказалось, что динамика довольно интенсивная.

Высшая школа экономики опубликовала вторую часть мониторинга качества приёма в российские вузы. Первую часть ежегодного исследования вуз представил в январе. Тогда были раскрыты общие данные о качестве приёма на бюджет и платное отделение в 2021 году.

Во втором выпуске речь идёт о приёме на конкретные укрупнённые группы направлений подготовки. Кроме того, эксперты впервые рассмотрели такой параметр, как динамика участия учебных заведений в этих группах. Проще говоря — как вузы открывают новые направления подготовки и закрывают их.

Что выяснили

Динамика составила в среднем около 20% в год. Это значит, что ежегодно каждый пятый вуз, реализующий образовательные программы внутри любой широкой предметной группы, либо полностью прекращает подготовку по ним, либо, наоборот, открывает совершенно новые для себя направления.

К примеру, в мониторинге приводится такой кейс: в прошлом году 18 университетов прекратили набор по группе направлений «Строительство», а восемь — начали. То есть в сумме 26 вузов создали определённую динамику внутри этого направления. А это 16% от всех учебных заведений, участвовавших в данной группе в 2021 году.

Если говорить о группе «Транспортные средства», то в числе покинувших и вошедших в неё — 57 вузов, что составляет почти 40% от общего количества участников группы. Лидером по этому показателю стала «Культурология»: в ней динамика составила 83%.

Если говорить именно о закрытии направлений, то чаще всего это происходит с  «Экономикой» — в прошлом году 54 вуза отказались от подготовки экономистов. На втором месте — как раз «Транспортные средства» (прекратили подготовку 48 вузов), на третьем и четвёртом — «Менеджмент» и «Сфера обслуживания» (от них избавились по 47 и 39 вузов соответственно).

От чего зависят такие изменения

Авторы мониторинга уточняют, что динамика участия учебных заведений в подготовке специалистов по тем или направлениям и специальностям зависит не только от научно-образовательного потенциала вуза и политики ректората.

Серьёзным ограничением для открытия новых программ может стать ресурсная база профессиональных образовательных программ. Эта база может располагаться в самом университете или у профильных предприятий и организаций-партнёров, но студенты соответствующих программ должны иметь к ней доступ. А если его нет, то и открывать такие направления нет смысла. Например, это касается медицинских, естественнонаучных и строительных специальностей.

Кроме того, открытие новой программы почти всегда требует некоторой кадровой достройки. Дело в том, что это влечёт появление таких предметов, которые действующие сотрудники не могут или не хотят вести. Очевидно, что в мегаполисе проще открыть новую программу и найти узкопрофильных преподавателей, чем в относительно небольшом городе.

Как решить проблему нехватки кадров

Исследователи отмечают, что благодаря цифровизации образования и реализации сетевых программ в последние годы дефицит преподавателей стал ощущаться не так сильно. Помимо использования дистанционных курсов, разработанных другими университетами, занятия могут вести в режиме онлайн специалисты, находящиеся в других городах и странах.

Авторы подчеркнули, что, хотя мы ещё и находимся в начале массовой реализации университетами таких возможностей, в течение нескольких лет это может стать ключевым фактором выравнивания качества высшего образования в России.

Кстати, ранее в НИУ ВШЭ выяснили, как преподаватели вузов относятся к использованию массовых открытых онлайн-курсов в образовательном процессе.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована