В феврале 2022 года онлайн-школа Skysmart провела опрос среди российских школьников, чтобы выяснить, какие предметы они видят для себя важными и как педагоги пробуждают у них интерес к конкретным школьным дисциплинам. Участие в исследовании (результаты которого есть у Skillbox Media) приняли более 1500 подростков в возрасте от 14 до 17 лет.
Кому чаще всего удаётся заинтересовать подростков учёбой
Пожалуй, самое значимое открытие стало и самым неприятным. Когда школьников попросили назвать предмет, которым их заинтересовал именно учитель, 15% вспомнить такого не смогли. Этот ответ на вопрос исследователей был самым популярным.
Среди предметников, которым всё же удалось привить ученикам любовь к своим дисциплинам, больше всего оказалось историков (13%) и математиков (12%). Меньше всего ребят смогли заинтересовать учителя по физике (7,4%), химии (7,2%), географии (6%) и информатике (5,6%).
Какие предметы школьники считают полезными
Примечательно, что те предметы, которыми у педагогов не очень-то получается заинтересовать подростков, оказались больше всего нужны ребятам в повседневной жизни, если судить по данным опроса. Например, привить любовь к русскому языку удалось учителям только 8% ребят, а, между тем, именно эту дисциплину чуть более 63% опрошенных посчитали самой важной в быту.
На втором месте по степени необходимости оказалось обществознание (58%), на третьем — английский язык (52%). А вот в аутсайдерах — физика (18,6%), история (17%) и химия (11%).
В целом это коррелирует и с выводами других исследований — например, химию и историю реже всего выбирают для сдачи ЕГЭ. А вот обществознание и в 2021, и в 2022 году занимает вторую строчку по популярности у выпускников.
Как учителя могут привить школьникам любовь к своему предмету
Что же такого может сделать педагог, чтобы привить любовь к своей теме? Чаще всего подростков привлекает интересное изложение материала — так ответили 68% респондентов. Вторая по популярности (52,6%) причина привлекательности — любовь учителя к своей работе и предмету, который он преподаёт.
Ещё 43,8% подростков рассказали, что предмет привлекает их, когда учителя могут ответить на любой вопрос и готовы уделить ученикам время. А 41,7% опрошенных заинтересовали педагоги, которые находятся на одной с ними волне. Проще говоря, ребятам важно, чтобы к ним относились с уважением и пониманием.