Агентство Smart Ranking представило новый рейтинг крупнейших компаний на рынке онлайн-образования. Основной критерий при составлении топа ― объём выручки.
По сравнению с аналогичным периодом 2022 года рынок набрал обороты ― общая выручка компаний выросла на 27,5% и составила 25,3 млрд рублей.
Топ-10 рейтинга крупнейших EdTech-компаний России по итогам второго квартала 2023 года по отношению к аналогичному периоду 2022-го
Место | Компания | Выручка, руб. | Рост, % |
---|---|---|---|
1 | Skyeng | 2,815 млрд | 23,19% |
2 | Skillbox | 2,4 млрд | 4,35% |
3 | «Like Центр» | 1,625 млрд | 86,57% |
4 | «Синергия» | 1,538 млрд | 30,34% |
5 | «Яндекс Практикум» | 1,35 млрд | 50% |
6 | GetCourse | 974 млн | 204,38% |
7 | «Фоксфорд» | 918 млн | 70,63% |
8 | «Учи.ру» | 910 млн | 12,35% |
9 | «Умскул» | 820 млн | 9,33% |
10 | Компьютерная академия Top | 725 млн | 26,09% |
Источник данных: Smart Ranking
Ушли из десятки лидеров первого квартала этого года «Нетология» и «Актион Университет» ― они сместились на 13-е и 11-е места соответственно.
По данным агентства, за год выросли показатели каждого сегмента рынка: иностранные языки ― на 23%, детское образование ― на 25%, ДПО ― 34%, бизнес-образование ― 38%, разработчики и платформы ― 47%.
Однако по сравнению с первым кварталом 2023 года результаты второго стали ниже. Доходы в сегментах ДПО, детского и бизнес-образования упали на 6, 5 и 19% соответственно, а в целом EdTech-рынок просел на 4,5%, что, по наблюдению авторов исследования, нетипично.
Возможно, тенденции на российском рынке меняются после всплеска интереса к онлайн-обучению на фоне ковидных ограничений. В 2020-м выручка компаний выросла в разы, а сейчас темпы роста просто возвращаются к нормальным. Помимо этого, авторы рейтинга называют и другие факторы, которые могли повлиять на снижение оборота EdTech-компаний:
- Сезонный ― с наступлением лета обычно снижается спрос на образовательные программы для детей. Но ожидается, что к осени показатели в этом сегменте снова вырастут.
- Экономический. Закредитованность населения растёт, из-за чего спрос на дополнительное образование ― для общего развития или карьерного роста ― понижается.
- Уход с рынка иностранных заказчиков онлайн-образования в формате B2B.
Ранее аналитики Smart Ranking среди причин замедления темпов роста на EdTech-рынке назвали падение интереса к IT-специальностям. Казалось, что россияне перестали в этом видеть источник социальных гарантий (хорошее трудоустройство, льготы и бронь от мобилизации), а работодатели не всегда уверены в квалификации сотрудников с таким образованием. Например, в первом квартале на рынке сложился переизбыток разработчиков-джунов, потому что большинство компаний не готовы вкладываться в их развитие.
Однако опрос, проведённый в июле образовательной платформой GeekBrains и рекрутинговым сервисом «Работа.ру», показал, что интерес россиян к смене своих профессий на айтишные по-прежнему силён. К тому же не так давно стало известно об инициативе первого зампреда комитета Госдумы по просвещению Яны Лантратовой дать выпускникам IT-курсов те же преимущества, которые положены после вуза. Если это произойдёт, это может стимулировать новый всплеск интереса к IT-обучению.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!