Образование
#статьи

Синхронное и асинхронное обучение: что это такое и почему важно понимать их различия

Рассказываем про два основных формата дистанционного онлайн-обучения.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Если объяснить просто и коротко, то синхронное обучение — это когда взаимодействие преподавателя и учащегося, а также учащихся между собой (когда обучение групповое) происходит «здесь и сейчас», в прямом эфире. Асинхронное обучение — это когда такое взаимодействие разделено во времени.

Например, вебинар с ответами на вопросы слушателей в прямом эфире — синхронное обучение, а просмотр записи того же вебинара с возможностью отправить преподавателю вопрос и получить ответ через какое-то время — асинхронный формат.

Когда онлайн-курс включает в себя как синхронные занятия (например, вебинары, одновременную групповую работу в специальных цифровых сервисах, экзамены и защиты проектов в прямом эфире), так и асинхронные (просмотр записанных видеолекций, переписка с преподавателями по поводу оценки заданий, тесты и так далее), то такой формат называют смешанным.

Вроде бы всё просто и ясно. Но почему вообще типу формата (синхрон или асинхрон) сейчас придаётся так много значения? Потому что цифровая дидактика только-только начинает развиваться, и методологи с методистами постоянно в поисках, какие методы и форматы обучения наиболее эффективны для тех или иных задач, для разных аудиторий и в каком формате новая информация понимается и усваивается лучше. Как у синхронного, так и у асинхронного форматов есть свои плюсы и минусы, поэтому важно найти баланс между ними.

Если на заре появления электронного обучения оно представляло собой, как правило, асинхронные курсы, а во время перехода на дистант из-за пандемии коронавируса преобладающим форматом во многих школах и вузах, наоборот, стал синхронный формат занятий в Zoom и прочих подобных сервисах, то сейчас школы и вузы, так же как и онлайн-платформы дополнительного образования, всё больше склоняются к смешанному формату. Разберёмся почему.

Синхрон, асинхрон… При чём здесь теория коммуникаций?

Давайте начнём с того, что любое обучение — это коммуникация. Теория коммуникаций Уилбура Шрамма описывает коммуникацию как бесконечный обмен сообщениями и интерпретацию этих сообщений. Если переложить эту модель на процесс обучения, то выглядит она в очень упрощённом виде так:

  • Источник сообщения (обычно это преподаватель) передаёт сообщение — образовательный контент. Это может быть, например, лекция, список дополнительной литературы, задание.
  • Получатель сообщения (студент) принимает информацию и воспринимает её — интерпретирует. Что-то в лекции или дополнительной литературе может быть ему непонятно, у него также может возникнуть трудность с выполнением задания — и тогда он обращается со своими вопросами к преподавателю. Это тоже сообщение.
  • Теперь преподаватель становится получателем сообщения и интерпретирует его — пытается понять, в чём конкретно возникла трудность у студента и как ему можно помочь. Разобравшись, он объясняет студенту те моменты, которые были неясны. Это снова передача сообщения.
  • И так далее — такой обмен сообщениями происходит на протяжении всего периода обучения.

Мы видим, что стороны постоянно меняются ролями — то одна становится источником сообщения, а другая — его получателем, то наоборот.

То же самое происходит в процессе выполнения заданий: преподаватель может давать обратную связь студенту прямо в процессе выполнения задания (сразу поправить ошибки) или после его проверки, и эта обратная связь тоже будет сообщением. Групповые задания (например, когда несколько студентов делают общий проект или решают задачу совместно) — это обмен сообщениями между несколькими участниками одновременно.

Фото: adriaticfoto / Shutterstock

Если процесс обучения идёт в аудитории, то такой обмен сообщениями осуществляется в режиме реального времени — здесь и сейчас. Студент, например, может задать вопрос преподавателю прямо по ходу лекции или уточнить что-то у соседа по парте — и сразу же получить ответ.

А вот в цифровом пространстве любая коммуникация может быть синхронной или асинхронной.

Синхронная коммуникация — это когда получатель сразу отвечает на сообщение. Асинхронная — когда сообщение не предполагает моментальный ответ.

Например, переписка по электронной почте обычно не предполагает синхронную коммуникацию (вы не ждёте ответа сразу же, понимаете, что он может прийти в течение дня, а то и нескольких дней), а переписка в мессенджерах бывает как синхронной, так и асинхронной.

Какое всё это имеет значение для обучения

Если онлайн-занятия в синхронном формате похожи на обычные аудиторные, то в асинхронном формате и преподавание, и обучение в корне иные.

«В синхронном обучении сообщение представляет собой уже собранные и оформленные данные, структурированные идеи и материалы, передаваемые от преподавателя к студенту, то есть целостный нарратив, рекомендуемый к изучению. В асинхронном обучении сообщение работает несколько иначе, вместо жёсткого нарратива студентам подаётся множество материалов. С одной стороны, студенты могут изучать материалы так, как рекомендовано преподавателем (по аналогии с синхронным обучением). С другой стороны, студенты могут обрабатывать их в том порядке, который посчитают более целесообразным. Таким образом, при асинхронном обучении студентам предоставляется свобода в последовательности получения и обработки сообщений».

М. А. Манокин, старший преподаватель кафедры журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ
Е. А. Шенкман, старший преподаватель департамента экономики и финансов НИУ ВШЭ. «Синхронный и асинхронный форматы обучения в контексте теории коммуникации»

Преподавателя со студентами в синхронном онлайн-формате разделяет только дистанция, в асинхронном — и дистанция, и время. У преподавателя в асинхроне нет привычных инструментов контроля: он не знает, как студенты воспринимают то, что он говорит на лекции, — всё ли им понятно (в синхронном занятии вовремя заданный вопрос заставляет преподавателя объяснить неясные места точнее и детальнее), какие темы вызывают больше всего затруднений, а какие кажутся лёгкими.

Он также не может задать студентам неожиданный вопрос во время занятия и спровоцировать дискуссию, чтобы убедиться, помнят ли они предыдущую тему и поняли ли её связь с новой. Он не видит, как студенты выполняют практическое задание, и не может, если это необходимо, поправить их действия прямо в процессе. Преподаватель даже не знает, все ли студенты посмотрели лекцию и кто из них самый способный, а кому нужна дополнительная помощь.

Фото: Ann in the uk / Shutterstock

Всё это, конечно, в итоге выясняется, но, в отличие от асинхронного формата, не сразу, а с отсрочкой — когда по каким-то каналам связи поступят вопросы студентов, когда эти вопросы будут проанализированы (какие — наиболее типичные), когда придут выполненные задания с ошибками, а LMS-система выдаст отчёт о просмотрах лекций и результатах тестов.

У студента в асинхроне тоже нет привычных для синхронного формата возможностей. Если нельзя уточнить что-то по ходу лекции ни у преподавателя, ни у более внимательного сокурсника, значит, придётся искать эту информацию самостоятельно или ждать, когда преподаватель пришлёт ответ — а к тому моменту живой интерес к теме может угаснуть. Если нельзя посоветоваться и получить помощь сразу во время выполнения практического задания, в котором что-то никак не получается, это раздражает и демотивирует — и задание может оказаться брошенным, а вслед за ним и всё обучение тоже («У меня не пошло», «Это не моё», «Мне не по зубам»).

Для методистов и педагогических дизайнеров всё это означает, что нужно искать инструменты и подходы, которые помогли бы восполнить недостатки асинхронного формата. Нужны особые инструменты контроля (например, подробный сбор и анализ цифровых данных в LMS — так называемых цифровых следов), особые способы проверки знаний, организация кураторской поддержки студентов.

Плюсы и минусы синхронного и асинхронного форматов

Основное преимущество синхронной коммуникации очевидно — скорость, быстрое получение обратной связи. А основной минус — зависимость от расписания. В синхронном режиме преподаватель и группа или преподаватель и студент (если это индивидуальное занятие) собираются вместе онлайн по определённым дням в определённые часы. Тем, кому важно гибко планировать своё время, это может быть неудобно. Именно поэтому асинхронный формат онлайн-курсов стал таким популярным: благодаря ему возможность учиться получили даже те, у кого раньше на это не хватало времени.

Кроме гибкости, ещё одно преимущество асинхронного формата — возможность учиться в своём темпе. В любой момент можно вернуться к самым сложным местам лекции и переслушать, поставить на паузу и сразу найти, что про это написано в учебнике или дополнительных материалах. А то, что воспринимается легко, можно прокрутить в быстром темпе, сэкономив время.

Зато главным недостатком асинхронного формата считают более низкую вовлечённость учащихся. На любых онлайн-курсах, и бесплатных, и платных, большой процент студентов не доходит до конца обучения. Целый ряд исследований показывает: хорошо учатся асинхронно и доходят до конца курса люди самоорганизованные и очень целеустремлённые. Ясно, что не все могут похвастаться подобными качествами — большинству людей сложно заставить себя учиться, когда никто не подгоняет и нет такого стимула, как «наш преподаватель не любит прогульщиков».

Вовлечённость студентов в обучение, как отмечают в своей статье М. А. Манокин и Е. А. Шенкман, опираясь на разные исследования, зависит от целого ряда факторов, среди которых — взаимосвязь между слушателями курса и их ощущением себя частью сообщества, а также коммуникационная дистанция между преподавателем и учащимся. Ощущение себя частью сообщества — студенческой группы — для многих людей выступает очень важным фактором мотивации обучения. Даже в синхронном онлайн-формате это ощущение бывает не настолько сильным, как в аудиторном офлайн-обучении, а в асинхронном формате этому ощущению вообще неоткуда взяться, потому что каждый студент учится «сам по себе».

Кстати, любопытный факт: одно из исследований, проведённых во время пандемического дистанта, показало, что в то время как преподаватели университета считают, будто дают своим студентам в асинхронном формате столько же обратной связи, сколько в синхронном обучении, студенты ощущают её недостаток.

Значит, кроме особых инструментов контроля, в асинхронном формате нужны и специальные инструменты вовлечения студентов в учёбу. Важное значение в асинхронных курсах приобретает роль куратора — человека, который поддержит мотивацию учащихся, не даст им сойти с дистанции, а также поможет организовать связь между ними и преподавателями и у студентов друг с другом. Кроме того, именно ради большей вовлечённости в курсы асинхронных форматов организаторы сейчас стараются добавлять также синхронные активности.

При всех плюсах и минусах синхронного и асинхронного форматов, исследования пока не могут однозначно доказать явное преимущество какого-то одного из них. Поэтому наиболее удачным вариантом сейчас считается совмещение и того и другого в смешанном формате.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована