Образование
#новости

Сергей Миронов призвал увеличить количество бюджетных мест в университетах

Он считает, что сейчас их слишком мало и что это в итоге способствует социальному расслоению.

Об этом лидер партии «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» Сергей Миронов заявил в своём Telegram-канале.

Чем недоволен парламентарий

Миронов считает, что Минобрнауки должно срочно увеличить число бюджетных мест в вузах.

«Положение дел в системе высшего образования не выдерживает никакой критики. Каждый год министерство обещает провести увеличение количества бюджетных мест, но существенных изменений до сих пор не произошло. В конечном итоге это ставит преграду на пути поступления в высшие учебные заведения талантливой молодёжи и тормозит реализацию программы импортозамещения.

Широко разрекламированная кампания по увеличению количества бюджетных мест в вузах провалилась, и информация об этом лежит на поверхности. Если помните, в 2020 году Владимир Путин поручил провести работу в данном направлении. Потом, как водится в таких случаях, последовали „правильные“ отчёты о проделанной работе, немного цифры по бюджетным местам скорректировали, но существенных изменений не произошло», — написал парламентарий.

Он добавил, что в этом году абитуриенты подали в вузы 6,3 млн заявлений. По сравнению с 2021 годом прирост составил 40 тысяч, а если сравнивать с 2020-м, то 1 млн.

«При этом бюджетных мест для поступающих заготовлено немного, и по сравнению с прошлым годом для бакалавров их больше не стало», — отметил Миронов.

Он напомнил, что для будущих бакалавров в этом году выделили 340 тысяч бюджетных мест, и получается, что конкурс в среднем составляет 18,5 человека на каждое из них. Это, по его мнению, «ведёт к укреплению позиций постоянно дорожающего платного образования». Кроме того, политик уточнил, что многим семьям не хватает средств на оплату учёбы в вузе или подготовку к ЕГЭ при помощи репетиторов. В итоге всё это ведёт к социальному расслоению.

Кроме того, депутат напомнил, что партия не раз призывала правительство и Минобрнауки сделать образование в стране полностью бесплатным. Тем не менее, по его словам, рассмотрение соответствующих законопроектов в Госдуме блокируют. Однако недавно в рамках форума «Территория смыслов» лидеры всех парламентских фракций заявили о поддержке этой инициативы. Поэтому Миронов рассчитывает, что осенью «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» сделает всё возможное, чтобы нужные законопроекты приняли.

Какие детали стоит знать: сопоставляем цифры

Что касается количества поданных на очное отделение заявлений, то их в эту приёмную кампанию действительно насчитали более 6,3 млн. Но дело в том, что количество заявлений не равно количеству абитуриентов, поэтому соотносить их с количеством бюджетных мест не очень корректно.

Каждый абитуриент по закону может подать заявления сразу в пять вузов, при этом вуз сам определяет количество направлений, на которые в нём можно одновременно пытаться поступить (но не более десяти). А вот в конце конкурса, до 3 августа включительно, все абитуриенты должны были выбрать только одно направление в одном вузе, направив туда согласие о зачислении. Цифра 6,3 млн — это общее количество заявлений, а не абитуриентов, с учётом того, что у одного абитуриента изначально могло быть много заявлений сразу.

В целом то, что объём бюджетных мест на бакалавриате растёт довольно медленно, — правда: в 2021/22 учебном году их выделили чуть менее 337 тысяч, на 2022/23-й — около 340 тысяч бюджетных мест, а на 2023/24-й — более 340 тысяч. Но к этим цифрам стоит прибавить места, выделяемые для специалитета: в 2021/22-м их было почти 86 тысяч, в текущем 2022/23-м — чуть более 86 тысяч, а на 2023/24-й запланировано чуть более 87 тысяч.

То есть в сумме, например, на 2021/22 учебный год получилось 422 561 место. Известно, что в 2021 году ЕГЭ сдавали 625 348 выпускников того же года. Получается, что бюджетными местами обеспечили 67,5% одиннадцатиклассников, которые имели намерение поступить в вуз (если судить по тому, что они сдавали ЕГЭ).

Это соответствует и расчётам Минобрнауки. В прошлом году министерство пообещало бюджетное место каждому второму выпускнику школ, а в 2022-м — 64%.

При этом желающих получать после школы высшее образование становится всё меньше. По данным опроса сервиса SuperJob, в 2020 году рекордно низкая доля родителей выпускников школ — только 43% — сообщила о намерении отдать детей в университет. В этом году такой ответ дали всего 45% участников аналогичного опроса.

Выходит, бюджетных мест не так уж и мало. Но основная проблема в том, как они распределяются между различными направлениями подготовки. Наибольшее число мест получают приоритетные для государства направления подготовки — инженерно-технические, педагогические, медицинские и сельскохозяйственные. И это логично, ведь государству нет смысла выделять средства на обучение специалистов, которые не будут востребованы на рынке труда.

Беда в том, что наиболее популярны среди поступающих не эти направления, а другие. К примеру, юриспруденция, экономика и менеджмент. В результате эти специальности студентам чаще всего приходится осваивать платно. Кстати, по данным федерального статистического наблюдения по форме № СПО-1 на 2021 год, платно учится треть (33,92%) студентов. В то же время на большое количество бюджетных мест, выделенных на приоритетную инженерию, есть риск недобора абитуриентов или набора слабо подготовленных ребят с низкими баллами ЕГЭ.

Ещё одна проблема: увеличивая количество бюджетных мест, государство направляет их преимущественно в региональные вузы. Но наиболее привлекательны для абитуриентов, конечно, вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Неудивительно, что именно там разворачивается обычно самый большой конкурс, и поэтому многим желающим даже с высокими баллами ЕГЭ приходится учиться там платно. Например, в 2021 году продолжился рост доли абитуриентов, которые поступили в вуз платно, имея средний балл выше 80.

В результате, как упомянул в прошлом году экс-ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, канал социального напряжения формируется из-за того, что московские и питерские школьники имеют меньше шансов поступить в свои вузы, чем школьники любого другого региона России. «Мы регулярно говорим: „Давайте давать места в первую очередь в регионы!“. А Москва и Питер — это не регионы? Мне кажется, что это ошибка», — резюмировал тогда он.

Однако в 2022-м ситуация, похоже, стала меняться из-за того, что приёмная кампания проходит в одну волну. Недавно глава Минобрнауки Валерий Фальков сообщил, что многие успешные абитуриенты выбрали региональные вузы вместо столичных. Более того, уже есть сведения о том, что в вузах Санкт-Петербурга упали проходные баллы. Но хороший ли это вариант решения проблемы — тоже большой вопрос.

Стоит ли ещё увеличивать количество бюджетных мест?

Казалось бы, значительное увеличение бюджетных мест — отличная идея, ведь тогда ещё больше студентов смогут учиться бесплатно. Однако нужно помнить, что чем больше бесплатный приём, тем ниже его качество. Проще говоря, тем больше мест получают абитуриенты с очень посредственными результатами ЕГЭ. А это может повлечь за собой и ухудшение качества подготовки специалистов, что вряд ли полезно для рынка труда. Собственно, этот риск уже возник в рамках инженерно-технического направления.

Вопрос, скорее, нужно ставить о таком распределении бюджетных мест по направлениям подготовки, которое соответствовало бы интересам как государства, так и поступающих, а также о повышении качества обучения в региональных вузах, чтобы их привлекательность для абитуриентов была так же высока, как у столичных.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована