Образование
#новости

Правила определения победителей олимпиад школьников изменили

Максимальное количество победителей теперь ограничили.

22 июля Минюст зарегистрировал приказ Минобрнауки, в котором прописан порядок проведения олимпиад школьников.

Что это за правила

Порядок касается состязаний, включённых в специальный перечень, который ежегодно утверждает Минобрнауки. Там перечислены олимпиады, призёры и победители которых могут получить преференции при поступлении в вузы. Кроме того, в этом перечне указывают уровни состязаний, и это помогает понять, на какие именно льготы могут рассчитывать лауреаты олимпиад.

Документ устанавливает критерии, по которым определяется уровень олимпиады, а также включает образцы дипломов их победителей и призёров. Исключение составляет только всероссийская олимпиада школьников — на неё новый порядок не распространяется.

Новые правила об участии в олимпиадах и победе в них

Нововведений относительно тех, кто участвует в олимпиадах, три. Важнейшее из них — ограничение количества победителей олимпиад. Раньше победителями отборочного тура могли стать не более 45% его участников, победителями и призёрами заключительного — 25%, а именно победителями — не более 8%. Но конкретным числом это количество не ограничивалось. Теперь же к этим требованиям добавилось ещё одно: победителей заключительного тура олимпиады из числа одиннадцатиклассников может быть не более 300 человек.

Вероятно, это ограничение стало ответом на проблему прошлого года, когда олимпиадников кое-где оказалось больше, чем гарантированных им бюджетных мест в вузах. Тогда же заговорили о необходимости повысить требования к олимпиадам, потому что они дают призёрам льготы при поступлении, и эти льготы вызывают вопросы. Напомним, в прошлом году в российские университеты без экзаменов поступили 6557 призёров и победителей олимпиад. Теперь льготы им немного ограничили.

В новом порядке, зарегистрированном Минюстом, пополнился перечень возможных участников олимпиад. Если раньше это были только ребята, осваивающие программу среднего или основного общего образования (в том числе в семейной форме или учащиеся за рубежом), то теперь в таких испытаниях смогут участвовать и студенты колледжей. Правда, не все, а только те, кто получает образование в области искусств.

А ещё теперь учащимся разрешают участвовать в олимпиадах, рассчитанных на более старшие классы.

Что ещё изменилось

Некоторые нововведения коснулись формата проведения заключительных этапов олимпиад. Если ранее, без учёта коронавирусного учебного года, этот этап должен был проходить только очно, то теперь допускается применение дистанционных технологий. Но в этом случае необходимо обеспечить идентификацию участников при помощи видео-конференц-связи и соблюдение ими требований по проведению испытаний. В тексте появилось ещё одно уточнение: заключительный этап по каждому профилю олимпиады следует проводить в один и тот же день во всех местах, где он проходит. Это касается как очного, так и дистанционного форматов.

Кроме того, расширился список тех, кого организаторы олимпиад могут привлекать к проведению испытаний. В нём появились общероссийские объединения работодателей и учреждения, которые оказывают поддержку разного формата — например, финансовую. Если организаторы решат привлечь кого-то из списка, то те, кто с ними сотрудничает, становятся соорганизаторами.

Новый документ устанавливает, что олимпиады проводят в течение учебного года с 1 сентября по 15 апреля. В последней редакции была обозначена другая дата окончания сезона — 1 апреля. На 2019/20 учебный год было предусмотрено проведение олимпиад до 31 мая.

Российский совет олимпиад школьников, который проводит экспертизу и решает, стоит ли вносить олимпиаду в упомянутый перечень, направляет предложения по содержанию списка в Минобрнауки до 5 июля (дата в предыдущем документе, датированном сроком раньше, — до 1-го) года, предстоящего учебному году, в котором действует перечень.

До 1 октября, но не позже чем за 10 дней до старта олимпиады (ранее — до 1 сентября), организаторы должны опубликовать информацию об испытании и сформировать оргкомитет, а также утвердить его состав и полномочия.

Объявить победителей, опубликовать работы победителей и призёров и подготовить отчёт для РСОШ о проведении олимпиады организаторы должны до 1 мая (ранее — до 10 апреля).

Критерии оценки олимпиад, которые важны для организаторов

Раньше к порядку проведения олимпиад было приложено два документа:

  • критерии включения олимпиад в перечень Минобрнауки;
  • критерии присвоения олимпиадам уровней.

Теперь это единое приложение. В нём сказано, что для включения состязания в перечень участников в нём должно участвовать не менее 300 человек (ранее было 200).

Установлено, что доля победителей и призёров, имеющих результаты ЕГЭ по соответствующему предмету ниже 75 баллов, не должна превышать 30%. А ещё организаторы олимпиад должны проводить работу с одарёнными детьми и талантливой молодёжью и обеспечивать информационную открытость состязания.

Изменили также критерии присвоения уровней состязаниям. Во-первых, число регионов, представители которых приняли участие в олимпиаде, должно быть не меньше 30 для состязаний первого уровня, 20 — для второго и 10 — для третьего (ранее было 25, 12 и 6 соответственно).

Во-вторых, доля участников невыпускных классов должна составлять не менее 35% для олимпиады первого уровня, 20% — для второго и 25% — для третьего (было 30, 25 и 15%).

Прежней осталась только доля творческих заданий повышенной сложности: 70% для первого уровня, 50% — для второго и 30% — для третьего.

Кстати, порядок организации Всероссийской олимпиады школьников тоже планируют изменить. А ещё в прошлом году министр образования и науки Валерий Фальков высказал беспокойство по поводу того, что 70% олимпиадников поступают в десять университетов России. «Мы должны, с одной стороны, увеличить количество тех университетов, куда должны стремиться олимпиадники, а следовательно, сам механизм проведения олимпиад, те условия, они должны стимулировать к тому, чтобы победители и призеры олимпиад поступали в региональные вузы», — сказал он тогда. Но таких изменений пока не произошло.

Дополнено 27.07.22

Минобрнауки разработало проект перечня олимпиад школьников и их уровней на 2022/23 учебный год. В него включили 82 состязания.

Курс

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать про курс

За какие профессии в образовании хорошо платят?

Подробнее
Обучение: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована