Семейная форма обучения: что она собой представляет и чем отличается от заочной
Публикуем отрывок из книги «Звонок для родителя» — об альтернативах традиционному очному образованию, которые доступны всем по закону.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Семейное образование предполагает, что ребёнок учится дома, а школу посещает только для сдачи экзаменов. По данным Института образования НИУ ВШЭ, эту форму образования в России выбирают не больше 1% семей. Хотя исследователи предполагают, что их число будет только увеличиваться.
Журналистка и психолог Кристина Сандалова в книге «Звонок для родителя. Как дать ребёнку качественное образование вне школьных стен», опубликованной в издательстве Individuum, делится собственным и чужим опытом семейного образования детей. Первая часть книги посвящена причинам, по которым родители выбирают такой вариант, и обзору альтернатив традиционной школе. Во второй части автор рассматривает семейное образование с юридической точки зрения и рассказывает о первых шагах на этом пути. В последнем разделе идёт речь о страхах и сомнениях, с которыми сталкиваются родители, о целеполагании, составлении учебных планов и организации обучения. Ещё в книге есть полезное приложение — с подробным разбором юридических вопросов и даже шаблонами заявлений.
С разрешения издательства публикуем с сокращениями фрагмент из главы 3 «Взгляд юриста» — о том, какие вообще формы общего образования доступны в России, чем заочная форма отличается от семейной и почему их не стоит путать с дистанционным обучением. Понимание основ будет полезно тем, кто задумывается об альтернативном формате обучения своих детей — вне школы.
Формы образования
«Очная — та, к которой мы все привыкли: ежедневное посещение школы. Её выбирают 99% родителей, часто даже не догадываясь о существовании других вариантов. Например, я даже не слышала о семейном обучении до 28 лет, а мои родители были крайне удивлены, узнав, что, оказывается, ещё с начала 1990-х годов могли бы учить детей дома. Без медицинского диагноза (как при домашнем обучении), а просто по своему желанию!
Очно-заочная — форма, при которой школьник может на какие-то уроки ходить вместе с классом, а другие предметы сдавать заочно. График составляют индивидуально, по договорённости со школой. Например, если вашему сыну не хватает разговорной практики по английскому, он может посещать языковые уроки, а остальные предметы изучать дома. Или ходить на историю и математику, если нравится учитель, а другие предметы пропускать.
Дальше — чуть сложнее, именно заочная и семейная формы обучения вызывают больше всего вопросов, так как не сразу можно понять, чем именно они отличаются друг от друга. Более того, часть людей, которые выбирают семейное обучение (хоумскулинг), оформляются как заочники, а другие предпочитают именно семейную форму.
Заочная форма
Начнём с заочной формы как вида обучения внутри организации. Заочники входят в состав школы и обязаны каждый год проходить аттестации. Количество этих аттестаций, форма сдачи, программа, по которой сдают тесты, могут варьироваться. Например, есть школы, где вы можете проходить аттестации дистанционно, в других школах требуют очной явки.
В любом случае количество контрольных и программу, по которой вы сдаёте аттестацию, определяет школа. Главное — чтобы у неё была лицензия на проведение образовательной деятельности и соответствующая государственная аккредитация.
Семейная форма обучения
Семейная форма даёт больше свободы. По закону дети, которые находятся на семейном обучении, чьи родители подали заявление о переходе в органы местного самоуправления, не числятся в контингенте школы (в отличие от заочников).
Соответственно, выбирая семейную форму образования, родители (или другие законные представители) отказываются от обучения в школе и принимают на себя всю ответственность за качество образования и его траекторию.
То есть дети при этой форме обучения прикрепляются к школе только на период сдачи аттестаций. И даже эти промежуточные аттестации за каждый год сдавать не обязаны! Кроме ГИА — государственной итоговой аттестации. Об этом напрямую говорится в законе „Об образовании“:
„Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона о промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность“.
Как я уже упомянула, обязательной для детей на семейном образовании является только ГИА, которая включает в себя два этапа:
- ОГЭ — основной государственный экзамен после 9-го класса;
- ЕГЭ — единый госэкзамен после 11-го класса.
В качестве допуска к ОГЭ необходимо сдать промежуточную аттестацию за 9-й класс. А для допуска к ЕГЭ — за 10-й и 11-й класс.
Таким образом, вы можете учить ребёнка дома сами, с помощью репетиторов или в семейной школе, но никому не должны об этом отчитываться и можете не сдавать аттестации до 9-го класса. А можете и сдавать — если захотите. Я знаю многих семейников, которые сдают аттестации ежегодно, чтобы твёрдо знать, что не отстают от программы. Или чтобы в старших классах пойти в специализированную математическую школу. Или по другим причинам.
Некоторые выбирают и такой вариант: учат ребёнка на семейной форме до 9-го класса, затем сдают аттестацию за 8-й класс, приходят в школу, приносят справку об этой промежуточной аттестации, зачисляются на заочную форму в 9-м классе и сдают в самой школе аттестации и ОГЭ. Это совершенно нормально: согласно закону „Об образовании“, «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения».
Иными словами, вы можете менять форму обучения так, как это удобно вам самим: когда считаете необходимым, перевести ребёнка на семейное обучение, а затем перейти на заочное, очно-заочное или очное. При желании можно сочетать разные варианты. К сожалению, не всегда директора школ это знают и понимают, и в диалогах с ними иногда приходится ссылаться на конкретные статьи и пункты законодательства, потрясая страницами Федерального закона №273 „Об образовании“. Запомните — он ваш главный союзник в спорах с некомпетентными представителями школьных администраций, если такие возникнут на вашем пути.
Ещё недавно школы могли придраться к справке с оценками из сторонней организации, но с 1 сентября 2021 года вступил в действие новый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности (от 22 марта 2021 года), в котором сказано: „Обучающиеся по общеобразовательной программе в форме семейного образования имеют право на зачёт Организацией результатов промежуточной аттестации, пройденной в других Организациях…“ Это важный и позитивный момент.
Правда, здесь стоит добавить: согласно приказу Минобрнауки и Минпросвещения (от 30 июля 2020 года), школа проводит такой зачёт при соответствии результатов пройденного обучения своим внутренним стандартам. Говоря проще, если вы сдали тестирование (промежуточное или ГИА) в одной школе, а позже решили прикрепиться к другой, вторая школа может потребовать провести дополнительное тестирование или экзамены, как при переводе из одного учебного заведения в другое. Особенно если это не просто районная обычная школа, а гимназия. Поэтому к выбору школы для сдачи аттестаций в любом случае стоит подходить очень внимательно.
Важно помнить, что дистанционное обучение — это не форма образования, а способ получения знаний. Ребёнок может числиться на семейной форме и при этом получать образование в онлайн-школе. А может быть учеником конкретной школы на очной форме, но учиться дистанционно, как это было совсем недавно во время пандемии коронавируса.
Мой сын Гриша учился и на семейной форме, и на заочной. На семейной форме он сдавал аттестации один раз в год, на заочной — два или три. Как я уже писала, условия сдачи аттестаций как на заочной, так и на семейной форме могут сильно отличаться от школы к школе. Согласно закону „Об образовании“, каждая конкретная образовательная организация устанавливает форму и порядок проведения промежуточной аттестации индивидуально. В новом Порядке, который уточняет некоторые моменты ФЗ „Об образовании“, добавилась норма о том, что график прохождения промежуточной аттестации утверждается образовательной организацией по согласованию с экстернами и их родителями.
<…>
Ускоренное обучение
Один из больших плюсов семейного образования — ребёнка можно обучать в соответствии с его личным темпом. Кто-то схватывает медленнее, кто-то быстро, но так же легко забывает. А бывает и так, что по каким-то предметам ребёнок убежал на два-три класса вперёд, а по каким-то идёт вровень с общеобразовательной программой или даже немного отстаёт.
При этом в старших классах многие ребята уже задумываются о поступлении в вуз, а перед мальчиками встаёт вопрос с армией.
Плюс ускоренного обучения — именно с юридической точки зрения — в том, что оно позволяет быстрее окончить школу и сдавать ЕГЭ два раза или даже больше. К примеру, если мальчик окончил школу в 15 лет, он может три года подряд участвовать в сдаче ЕГЭ до тех пор, пока не наступит призывной возраст, что даёт отличную возможность поступить в вуз и избежать службы, если он не хочет идти в армию. Но, пожалуй, важнее всего вот что: имея в запасе два или три года, юноша испытывает куда меньше стресса, что увеличивает шанс сдать экзамены успешно».
Читайте также:
- Семейное образование: почему школьников на него переводят и какие ресурсы для этого нужны
- Детей в России стали чаще переводить на семейное обучение во время пандемии
- Только 10% россиян назвали государственное школьное образование хорошим
- «Мы думали учить детей по сталинскому букварю»: родители организовали необычную школу