Образование
#статьи

Семейное образование: почему школьников на него переводят и какие ресурсы для этого нужны

Причины не только в проблемах со здоровьем или разногласиях с учителями и одноклассниками.

Иллюстрация: Wikimedia commons / Colowgee для Skillbox Media

При семейной форме образования ребёнок ходит в школу только для промежуточной и итоговой аттестации (проще говоря, пишет там контрольные и сдаёт экзамены). В остальном семья самостоятельно решает, каким образом ребёнок будет учиться: какие-то родители лично занимаются с детьми по школьной программе, кто-то нанимает репетиторов или приобретает подписку на онлайн-платформы с объяснением школьных тем, кто-то использует все эти варианты одновременно. Есть примеры, когда несколько семей объединяются и в складчину приглашают частных педагогов к своим детям для обучения в мини-группе. В любом случае семья обязана организовать деятельность ребёнка «по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей», как сказано в законе «Об образовании в РФ».

В России семейное образование распространено очень мало. Хотя во время пандемии коронавируса оно стало более популярным, всё равно, по данным Института образования НИУ ВШЭ, эту форму получения начального и общего образования использует не больше 1% семей.

Исследователи из Института образования решили выяснить, по каким причинам семьи предпочитают эту форму и как с ней справляются. Речь об этом идёт в 45-м выпуске информационного бюллетеня НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования».

Выводы сделали на основе 40 глубинных интервью с теми, чьи дети получают семейное образование. Уточняется, что они проживают в городах с разной численностью населения, а объединяют таких родителей следующие характеристики:

  • наличие высшего образования (нередко это даже не один диплом);
  • творческий характер профессий, связанных с высокой степенью самостоятельности, в том числе свой бизнес.

Кроме того, они часто говорили о том, что сами постоянно учатся или обучают чему-то других. При этом педагогическое или психологическое образование оказалось лишь у некоторых респондентов.

Получается, на семейную форму обучения своих детей решаются, как правило, хорошо образованные родители, склонные к креативности и самостоятельности в собственной деятельности.

Авторы бюллетеня считают, что доля тех, кто предпочитает семейный формат образования, постепенно будет увеличиваться. Тем не менее они не верят в то, что он может вытеснить привычный режим учёбы, при котором ребёнок занимается в школе.

По каким причинам родители выбирают семейное образование

В результате проведения интервью исследователи выделили три основные категории проблем, которые опрошенные пытаются решить путём перевода детей на семейное образование:

  • забота о благополучии — ребёнка, собственном или общем семейном;
  • несоответствие традиционной системы образования ожиданиям родителей;
  • доступность и удобство организации домашнего образовательного процесса.

Специалисты использовали модель благополучия, предлагаемую Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В рамках неё учитывают три категории благополучия:

  • личное (психологическое состояние, здоровье, условия обучения и способности к нему);
  • школьная среда (социальное окружение, организация обучения);
  • внешкольная среда (социальное окружение, материальные условия, досуг).

На основании этой модели исследователи выделили целый ряд причин, по которым родители отдают предпочтение семейному образованию, считая его более благополучным.

Некоторые опрошенные выбрали такой формат, столкнувшись с травлей в школе, а в ряде случаев родители заранее опасались, что такая проблема может случиться с их детьми. Особенно это волновало тех, чьи дети не уверены в себе, обладают ранимым характером, ценят уединение, и тех, у кого дети имеют особенности развития.

Фото: Lia Koltyrina / Shutterstock

Помимо этого, родителей волновал и будущий детский коллектив в целом — для них важно, чтобы дети не попали под негативное влияние сверстников и не усвоили культурные нормы, отличающиеся от тех, что приняты в их семьях. А ещё респонденты говорили о желании обеспечить детям достойный круг общения, что не всегда возможно в школе. Причём отмечалось, что носителями нежелательной культуры иногда бывают не только дети, но и педагоги.

Опрошенных также беспокоили взаимоотношения их детей с учителями. Некоторые участники исследования сообщили, что их переходу на семейное образование предшествовал негативный опыт в этой области. К тому же в ряде случаев у детей, посещавших школу, появлялось неверие в свои способности и нежелание учиться. Были и такие случаи, когда дети считали учёбу повинностью и не могли вписаться в школьную систему требований. Всё это сказывалось на их психологическом состоянии. Из-за этого начинали переживать и сами родители, в итоге страдал климат в семье.

Ещё одной проблемой становилось здоровье — посещая школу, некоторые дети часто болели. Причём родители порой связывали это с учебной нагрузкой. Часть опрошенных считает, что школьные уроки забирают слишком много сил, а эту перегруженность контролировать невозможно. А с переходом на семейное образование проблема решалась. Такой формат помогал также адаптировать учебный график под удобный для детей физиологический ритм — например, исключить слишком ранние подъёмы.

Родители отмечали и то, что в обычной школе их детям не хватало индивидуального подхода. Бывало и так, что освоиться в школе не получалось из-за отличия в способностях по сравнению с одноклассниками — кому-то больше подходит более медленный темп изучения программы, а кто-то, наоборот, усваивает её быстрее и скучает на занятиях.

Переход на семейное образование облегчил жизнь некоторых родителей, потому что строить семейные планы, не имея привязки к жёсткому школьному расписанию, стало проще. Кроме того, респонденты говорили о том, что альтернативная форма учёбы помогла улучшить домашнюю атмосферу, укрепить семейные связи, увеличить время, которое родители проводят вместе с детьми, повысить свой авторитет в глазах детей и активнее включать их в домашние дела.

Почему традиционная школа не соответствует ожиданиям родителей

Некоторые респонденты отмечали, что современная школа не даёт того результата, который они хотели бы получить. К примеру, отдающие предпочтение семейному образованию прежде всего хотят, чтобы их дети были более самостоятельными, умели брать на себя ответственность, любили учиться, развивали эмоциональный интеллект, уверенность в собственных силах и прочие гибкие навыки. Проще говоря, по мнению этих родителей, традиционная школа таким результатам не очень способствует.

Помимо этого, некоторым мамам и папам важно принимать участие в образовательном процессе и знать, что при необходимости они могут повлиять на него. Но в традиционной школе им не всегда удаётся быть услышанным.

Интересно, что в то же время часть респондентов высказала противоположное мнение: при альтернативных формах обучения им не нужно так плотно включаться в процесс обучения, как в школе, потому что больше доверия к его организации (вероятно, речь о родителях, которые привлекают для обучения репетиторов). И благодаря этому остаётся достаточно времени, чтобы заняться с ребёнком чем-то другим.

А ещё участники исследования указывали на то, что их ценности не совпадают с теми, которых придерживаются школы или отдельные их сотрудники — учителя или руководство. Причём разногласия возникают не только в государственных, но и в частных учреждениях. Иногда родители не готовы отказаться от своей точки зрения. И даже если они согласны проявить лояльность, их отталкивает жёсткая позиция школы по отдельным вопросам.

Некоторые опрошенные отметили, что ценят комфорт и гибкость в организации учебного процесса, готовность школы идти навстречу, однако на деле в образовательных организациях бывают сложности с этим.

Кроме того, семейное образование кажется более оптимальным вариантом тем семьям, в которых родители работают удалённо, вынуждены часто менять место жительства из-за профессии или предпочитают надолго уезжать за город или в другие страны.

Ещё одна причина для выбора альтернативной формы учёбы — транспортная недоступность выбранной школы. Нередко проблемой становилась и финансовая сторона вопроса — некоторым родителям удавалось найти подходящее учебное заведение, но не было возможности оплачивать учёбу в нём. Другой вариант — когда получается платить за обучение только одного ребёнка, а в семье несколько детей школьного возраста.

Порой причиной для перехода на семейное образование становилось сразу несколько из перечисленных факторов.

Какие ресурсы требуются для организации семейного обучения

Как и насколько качественно получается организовать семейное обучение, зависит от возможностей (в том числе финансовых), сил и даже состояния здоровья родителей. Например, работающие мамы (а именно мамы обычно и занимаются образованием детей) признавались, что у них из-за профессиональной деятельности не всегда хватало времени и энергии на занятия. Кроме того, у многих родителей просто недостаточно знаний по некоторым предметам.

Некоторые мамы и папы берут на себя лишь часть дисциплин — те, в которых они достаточно хорошо разбираются, — а для остальных нанимают ребёнку репетиторов или используют возможности дополнительного образования (например, кружков) и онлайн-платформ. Что касается последних, то выбор зачастую определяется наличием бесплатных материалов и существенных скидок на подписки.

Соответственно, если родители не готовы взять обучение ребёнка полностью на себя, то им приходится нести определённые расходы. Многие отмечали, что если бы позволяло финансовое положение, то они приобретали бы больше образовательного онлайн-контента. А некоторые респонденты говорили о том, что сумм, в которые оценивается стоимость подписок на различные ресурсы, вполне могло бы хватить на помощь репетиторов. Резюмируя, авторы бюллетеня подчёркивают, что родители тратят немало времени на подбор подходящего по стоимости учебного контента.

Кроме того, все участники исследования сообщили, что их дети изучают хотя бы одну дисциплину с репетиторами, в большинстве случаев это математика или иностранный язык. Выбирая преподавателя, родители опираются на соотношение собственных сил, цен и качества обучения. Чаще всего предпочтение отдают уже зарекомендовавшим себя профессионалам, которые устанавливают демократичные цены на свои услуги.

Помимо прочего, родители указывали на то, что поддержка в виде выплат и льгот, которые устанавливают регионы, недостаточна. При этом дети всех опрошенных, кроме занятий по общеобразовательной программе, посещают различные кружки и секции — чаще всего творческой или спортивной направленности.

Кстати, один из недавних опросов, проведённых образовательной компанией «ЯКласс» среди 1,6 тысячи учеников 5–11-х классов из 78 российских регионов, показал, что ходить в школу подростков чаще всего мотивирует желание общаться с одноклассниками (этот вариант ответа выбрали 44% респондентов).

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована