Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на «Ведомости».
Что думают эксперты
Национальная комиссия по этике в сфере искусственного интеллекта (ИИ) направила главе Минобрнауки Валерию Фалькову обращение, в котором попросила регламентировать использование нейросетей в образовательном процессе.
«Все сейчас обсуждают резонансные случаи в образовании, но технологии продолжат развиваться. Мы видим лучшее решение в том, чтобы адаптировать сферу образования к их использованию», — заявил председатель комиссии Андрей Незнамов.
Авторы письма, направленного в министерство, указали на этическую проблему — тексты, сгенерированные нейросетями, зачастую невозможно отличить от написанных человеком.
При этом члены комиссии подчеркнули, что использование подобных технологий может быть полезно и уместно при освоении некоторых специальностей и навыков. А ещё ИИ способен быть полезным инструментом для компоновки материалов или форматирования текста. То есть в некоторых случаях применение технологий студентами не будет противоречить обязанности выполнять работу самостоятельно.
Почему комиссия занялась этим вопросом
Ранее выпускник РГГУ рассказал о том, что написал дипломную работу при помощи ChatGPT. Как он сообщил в беседе со Skillbox Media, одним из его мотивов было желание показать, что сегодня уже необходим диалог о том, где допустимо использование нейросетей.
Разумеется, эта история широко обсуждалась и вызвала шквал критики в адрес студента. Результаты его защиты даже призвали аннулировать. Тем не менее были и те, кто высказался против такой меры. В их числе — первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга. Помимо этого, он заявил, что научные руководители должны больше внимания уделять выпускным работам. А директор направления «Развитие человека на основе данных» Университета 2035 Андрей Комиссаров и автор канала «Наука и университеты» Евгений Белый выступили против ограничения доступа к ChatGPT.
Позднее первый зампредседателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин высказался о том, что стоит вообще изменить процедуру защиты диплома. По его мнению, от «пассивного зачитывания содержания», сопровождающегося одним-двумя вопросами, следует перейти к более серьёзной форме, когда выпускник «должен доказать, что это его работа и он действительно способен её защищать».
А главный редактор телеканала RT Маргарита Симоньян и вовсе предложила отменить «эту формалистскую и тупую практику». По её мнению, способность написать выпускную работу нельзя считать показателем, по которому можно оценить объём и качество полученных знаний, а также готовность работать по специальности.