Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил Национальную стратегию действий в интересах женщин на 2023–2030 годы взамен аналогичного документа, который был рассчитан на 2017–2022 годы. Цели новой стратегии — повышение экономической независимости и политической активности женщин, расширение возможностей самореализации для них, а также реализация принципа равноправия мужчин и женщин в различных сферах, в том числе в образовании.
В чём проявляется неравноправие в сфере образования
Статистические данные показывают, что женщины в России чаще выпускаются из вузов, чем мужчины. Согласно документу, они составляют 55% всех граждан с высшим образованием. Однако среди докторов и кандидатов наук женщин гораздо меньше — 28,3 и 43,4% соответственно.
К тому же в целом на рынке труда наиболее выгодные позиции занимают мужчины. Как указано в стратегии, доля женщин высока в отраслях с наиболее низким уровнем заработной платы — там она составляет 60–80%. Например, среди работников сферы образования в 2021 году было 82,4% женщин.
В итоге складывается парадоксальная ситуация: в среднем женщины в России более образованные, чем мужчины, но зарабатывают на 28% меньше.
С чем связана проблема
Одна из причин такого разрыва в доходах — профессии, которые выбирают россиянки. Как правило, девушки в меньшинстве как среди студентов технических и IT-направлений в вузах, так и среди выпускников, работающих по профилю. Проще говоря, они чаще мужчин работают не по специальности.
Считается, что такой дисбаланс основан на гендерных стереотипах. Опросы и интервью студентов показывают, что даже девушки, которые уже успешно учатся на инженерных и исследовательских направлениях, не уверены в себе. Они склонны считать, что им просто повезло с преподавателями, а хорошие результаты в учёбе — результат исключительно усидчивости, огромных усилий и подчас зубрёжки. Студенты-юноши чаще верят в свои способности к точным и естественным наукам.
Какие меры предлагают в стратегии
Новая Национальная стратегия действий в интересах женщин подчёркивает, что необходимы специальные усилия по привлечению девушек в перспективные технические и технологические профессии. Кстати, в предыдущем документе об этом ничего не говорилось.
Согласно стратегии, в сфере образования планируется работа по следующим направлениям:
- формирование у девочек и женщин мотивации к освоению технических и технологических профессий и к работе по ним;
- продвижение женщин-учёных;
- повышение цифровой и финансовой грамотности женщин и девочек;
- формирование системы непрерывного образования для обновления профессиональных знаний женщин.
Чтобы расширить возможности женщин по повышению квалификации и переобучению, планируется продолжать программы профобучения матерей (например, по проекту «Содействие занятости»), а также развивать модель «Школы полного дня» с группами продлёнки. Также в стратегии упоминается необходимость образовательной и профориентационной работы с женщинами-заключёнными.
Кроме того, планируется расширять участие женщин в технологическом предпринимательстве. Единственная отрасль предпринимательства, в которой женщины сейчас лидируют, — социальные услуги. Женщины владеют 90% предприятий в ней.
Какие именно мероприятия проведут, пока неизвестно: план реализации стратегии на 2023–2026 годы (первый этап) поручено разработать Минтруду в ближайшие три месяца. А пока федеральным и региональным органам власти рекомендовано руководствоваться этой стратегией во время решения задач по улучшению положения женщин.