Цифры месяца: рейтинги вузов, реформа СПО, цифровизация, эмоциональные проблемы студентов
Самые значимые цифры из сентябрьских новостей мира образования.
Dana Moskvina / Skillbox Media
Российские вузы в мировых рейтингах
В сентябре стали известны результаты двух рейтингов вузов. Одного из самых престижных мировых рейтингов, который составляет Times Higher Education (THE). Он называется World University Rankings. И рейтинга «Три миссии университетов», который с 2017 года формирует Ассоциация составителей рейтингов России при участии международной ассоциации IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence.
У этих рейтингов разные критерии, но близкое количество участников. Вот как распределились места российских вузов в первом и втором списках.
Ежегодный рейтинг лучших университетов мира (THE) составляется с 2009 года. Ни один университет из России не входит в топ-100, а из 60 российских участников выше 300-й строчки только два: МГУ и МФТИ. Подробнее о рейтинге этого года мы писали здесь.
Рейтинг «Три миссии университетов» учитывает три группы критериев: «Образование», «Наука», «Университет и общество». В этом году Россия вошла в тройку мировых лидеров по представленности в рейтинге. Подробнее — в этом материале.
Пользователи образовательных онлайн-платформ
Оператор мобильной связи Tele2 провёл исследование среди своих абонентов, использующих различные онлайн-платформы для обучения. Вот что стало о них известно.
Также недавно выяснилось, что среди российских пользователей Coursera, американской платформы массовых открытых онлайн-курсов, одной из крупнейших в мире, женщин и мужчин практически поровну (51 и 49% соответственно). Средний возраст — 30 лет у женщин и 32 года у мужчин.
Большая реформа СПО
В этом году власти анонсировали планы реформирования среднего профессионального образования (СПО): сокращение сроков обучения и новый уровень образования — профессионалитет, приближение образовательных программ к запросам работодателей.
Эти данные озвучила вице-премьер Татьяна Голикова. Мы рассказывали об этом подробнее здесь. Также недавно стало известно, что в России планируют развивать модель колледжей-заводов. Подробнее о том, как собираются решать проблему разрыва между образованием и рынком труда, мы писали в этом репортаже.
Цифровые технологии в школьном обучении
Пожалуй, никакое другое слово не звучит сейчас в сфере образования так часто, как «цифровизация». У кого-то оно вызывает энтузиазм, у кого-то — раздражение. Какие эмоции преобладают? Как, по их мнению, применение цифровых технологий в обучении влияет на его качество? Это выяснял ВЦИОМ в своём опросе.
Но конечно, с цифровизацией школьного образования всё не так просто. Мы рассказывали об этом подробнее.
Зарплаты школьных педагогов
Недавно сервис «Работа.ру» выяснил, какую зарплату учителя сами считают справедливой (источник — РИА Новости). А мы сравнили эту цифру с размерами средних зарплат школьных учителей по России в целом и в отдельных регионах (источник данных — Росстат, итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за январь — июнь 2021 года).
Кстати, систему оплаты труда педагогов планируют поменять. Минпросвещения подготовило проект постановления о запуске единой модели расчёта зарплат учителей в зависимости от их квалификации. Президент тоже потребовал разработать предложения по совершенствованию системы оплаты труда.
Свои предложения ранее высказывали и специалисты Центра финансово-экономических решений в образовании ВШЭ. Они отметили, что пандемия внесла значительные изменения в работу учителей, сделав её более сложной и интенсивной. Поэтому педагогам следовало бы повысить зарплату.
Психоэмоциональные проблемы первокурсников
Масштабное исследование эмоциональных и поведенческих проблем у первокурсников представили учёные Российской академии образования (РАО).
Озвучивая эти данные, президент РАО Ольга Васильева заявила, что назрела «острая необходимость мощного развития психологической службы не только в школах, но и колледжах, вузах». За несколько дней до презентации этого исследования первокурсник Пермского государственного университета совершил массовое убийство в стенах вуза. Среди мер мер профилактики подобных трагедий — в том числе психологические.
Смешанный формат обучения в вузах
Смешанный формат — это когда часть занятий проходит офлайн, а часть онлайн. В середине сентября Минобрнауки представило доклад «Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию». В нём содержатся результаты опросов студентов и преподавателей вузов.
Исследование показало, что степень недоверия к дистанту, которая наблюдалась в весной и летом 2020 года, теперь снизилась. Многие оценили плюсы онлайна. И если о полной замене офлайн-формата онлайном в высшем образовании речи не идёт, то смешанный формат — вполне реальная перспектива. Кстати, мы ранее писали о жаркой дискуссии по поводу того, устарел ли формат живых лекций в эпоху онлайна.