Про дипломные работы: «Надо просто отменить эту формалистскую и тупую практику вообще»
Американский чат-бот всего за пару дней взбодрил российское академическое образование и заставил, наконец, заговорить о давней проблеме.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Маргарита Симоньян
главный редактор телеканала RT и МИА «Россия сегодня»
Источник: личный телеграм-канал Маргариты Симоньян
— Для того чтобы студенты не писали дипломы при помощи нейросети, надо просто отменить эту формалистскую и тупую практику вообще писать дипломы. Умение написать диплом не имеет ровно никакого отношения к готовности человека работать по специальности, к объёму и качеству полученных знаний, и вообще это филькина грамота, которой прикрывают неспособность действительно проверить знания и навыки объективным и честным способом. Ретроградство и пыль в глаза все эти дипломы, так же, как и все эти кандидатские, больше ничего.
Валерий Фальков
министр образования и развития РФ
Источник: ТАСС
— Он просто проверил систему на прочность, на мой взгляд. Это первый момент. А второй очень важный момент: вот такого рода ситуации, случающиеся внезапно, — хотя вроде бы об искусственном интеллекте, о нейросети и о её возможностях известно давно, показывают, что университетам надо перестраиваться. Как минимум наталкивает на мысль, что надо менять подход к заданиям.
Контекст
В США и Европе тема рисков, которые несут для традиционного образования инструменты на основе ИИ (вроде чат-бота ChatGPT), бурно обсуждается уже не первый месяц, а в России она вызывала вялый интерес как нечто очень далёкое от нашей реальности. Как оказалось — до первого громкого кейса.
Стоило выпускнику РГГУ Александру Жадану публично рассказать, как он написал свою выпускную дипломную работу по менеджменту с помощью ChatGPT, и эта тема всего за пару дней вышла в топ дискуссий. И паровозом потянула за собой вопрос: а какая вообще ценность в таком формате проверки знаний, как написание дипломной работы? Ну, кроме простой приверженности традициям, конечно («Мой прадед писал диплом, мой дед писал диплом, мой отец — тоже, значит, и я должен»). Тем более что всем давно известна широкая распространённость практики покупки любых академических работ, от рефератов до диссертаций. Теперь исполнитель-человек просто меняется на бота.
В 2021-м вышла книга «Этнография туфты», написанная по результатам исследования теневого рынка заказных академических работ. Она подсветила интересные факты: оказалось, что среди заказчиков таких работ много студентов-отличников, которые просто боятся допустить ошибки в оформлении работы. То есть для преподавателей оформление часто бывает важнее содержания.
Но теперь, наконец, громко поставлен вопрос, имеет ли хоть какое-то значение и само содержание. Глава Минобрнауки тоже высказал мнение, что подход к заданиям надо менять. Надо формулировать их таким образом, чтобы «только студент это мог решить», или делать комбинированное задание, предполагающее прямую проверку знаний.
Какие же теперь давать задания учащимся — не единственный неприятный вопрос, который ChatGPT ставит перед образованием. Подробный разбор можно прочитать здесь.