Образование
#статьи

Какие существуют принципы педагогики и как они реализуются

Разбираемся в основных идеях, призванных улучшить педагогический процесс.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Педагогика как наука о воспитании, обучении и развитии человека имеет две главные функции. Первая из них, как отмечает Володар Краевский в пособии «Методология педагогики» 2001 года, — научно-теоретическая. Она изучает и отражает педагогическую действительность «как есть». А вторая функция, конструктивно-техническая, описывает «как должно быть».

На стыке этих двух функций существуют педагогические закономерности — выявленные устойчивые связи внутри педагогической системы. А также педагогические принципы — предписания, сформулированные на основе этих закономерностей.

Андрей Хуторской в учебнике «Современная дидактика» называет принцип «руководством к действию» и приводит следующее определение:

«Педагогический принцип — нормативное положение, которое базируется на педагогической закономерности и характеризует стратегию решения педагогических задач».

Каждый принцип реализуется с помощью правил — это прикладные рекомендации или требования, определяющие подход к решению конкретных педагогических задач.

Разные педагоги могут формулировать и обосновывать разные принципы. К тому же, как отмечает Хуторской, среди принципов, действующих в педагогике, существует иерархия: общенаучные принципы → собственно педагогические принципы → дидактические принципы → принципы отдельных педагогических систем и подходов.

Рассмотрим наиболее общие педагогические принципы, на которых и основывается эта наука.

Принцип природосообразности

Суть:

Образование человека должно быть сообразно природе.

Человек — часть природы, поэтому его воспитание, обучение и развитие подчиняются законам природы. Эта идея знакома человечеству с древности — со времён, когда природные явления и стихии были объектами поклонения.

Сам принцип природосообразности в середине XVII века сформулировал чешский гуманист и основоположник педагогики Ян Амос Коменский. В своём труде «Великая дидактика» он обосновывал важность естественного развития ребёнка и критиковал современные ему школы за то, что они «не достигли того, чтобы приучать умы, точно молодые деревца, развиваться из собственного корня, но приучали учащихся только к тому, чтобы, сорвав ветки в других местах, навешивать их на себя и, подобно эзоповской вороне, одеваться чужими перьями».

Андрей Хуторской называет правила, по которым реализуется принцип природосообразности:

  • Образование следует строить с учётом природных особенностей учащихся (индивидуальных, возрастных, половых), уровня развития, а также фаз внутренней и внешней активности.
  • Обучение определяется природно-климатическими условиями проживания ученика: климатом, пищей, доступными ему средствами материальной жизни.
  • Каждое время года имеет соответствующие доминанты видов учебной деятельности, а распорядок учебного дня определяется суточным движением Солнца.
  • Образование включает заботу о здоровье человека — физическом, психическом, нравственном.
  • Человека следует учить находиться в гармонии с природой, заботиться о ней.

Принцип культуросообразности

Суть:

Воспитание основывается на общечеловеческих ценностях и традициях национальных культур.

Этот принцип ввёл в педагогику немецкий учёный Адольф Дистервег в XIX веке. Он утверждал, что основа развития нового поколения людей — состояние культуры народа. Поэтому при воспитании человека важно максимально использовать культурные особенности среды, в которой он находится.

Принцип культуросообразности реализуется с помощью таких правил:

  • Первичным в воспитании должно быть освоение культуры региона, нации, общества, страны ученика. Изучение культур других стран и народов происходит при дальнейшем образовании.
  • Культура присутствует в образовании не только как предмет изучения, но и как деятельность — учащиеся сами участвуют в культурных процессах, получают установку на потребление, сохранение и создание новых культурных ценностей.
  • Результат образования — осознанное владение ценностями и нормами культуры.

Принцип гуманизации

Суть:

Главная ценность в образовании — человек.

Как пишет Валентина Безрукова в учебнике «Педагогика. Проективная педагогика» 1999 года, принцип гуманизации «направлен на воспитание свободного человека, его раскрепощение, развитие самостоятельности, установление искренних и доброжелательных воспитательных отношений».

Эта идея тоже не нова, её развивали многие мыслители и педагоги прошлых веков — Ян Коменский и Жан-Жак Руссо, Иоганн Генрих Песталоцци и Константин Ушинский. И хотя во времена Советского Союза она уступила место коллективизму, в современной педагогике гуманистические принципы играют очень важную роль.

Принцип гуманизации осуществляется с помощью таких правил:

  • Посредством педагогических технологий следует создавать условия для успешного обучения как можно большему количеству учащихся — с учётом их индивидуальных способностей и возможностей.
  • Педагогический процесс важно строить на полном признании гражданских прав ученика и уважении к нему.
  • Необходимо знать положительные качества воспитанника и в ходе педагогического процесса опираться на них.
  • Важно осуществлять гуманистическое просвещение учащихся и достаточное гуманитарное образование.

Принцип целостности

Суть:

Все компоненты педагогического процесса находятся в единстве и взаимосвязи.

Педагогический процесс — сложная система, и, как уже упоминалось выше, между её составляющими существует множество взаимосвязей. Педагогу следует понимать их и выстраивать сбалансированный, согласованный образовательный процесс, где знания, умения и навыки, а также нормы, идеалы и ценностные ориентации складываются в единую систему представлений о мире.

Валентина Безрукова отмечает, что «реализация принципа целостности способствует упорядочению педагогического процесса», и формулирует следующие правила:

  • Педагогический процесс и воспитательные отношения следует подчинять конечной цели развития каждого ученика.
  • Все компоненты педагогического процесса, а также условия, обеспечивающие их эффективность, должны находиться во взаимосвязи.
  • Необходимо учитывать данные физиологии, психологии и социологии, проектируя и осуществляя педагогический процесс.
  • Важно соизмерять реальные возможности педагогической практики по применению теории и передового опыта.

Принцип демократичности

Суть:

Участники педагогического процесса обладают определёнными свободами для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.

Этот принцип тоже выделяет Валентина Безрукова, и он способствует тому, чтобы учащиеся, педагоги и родители могли более ощутимо влиять на содержание и методы образования. Как отмечает Безрукова, «благодаря этому принципу педагоги могут автономно строить свои методические системы, поддерживать гражданские права участников педпроцесса».

Принцип демократизации осуществляется c помощью таких правил:

  • Важно создавать индивидуально-ориентированный педагогический процесс.
  • Педагогический процесс должен быть открыт для общественного контроля и влияния.
  • Очень важно нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога и учащихся — для их защиты от негативного влияния среды и неблагоприятного воздействия друг на друга.
  • Стоит вводить самоуправление учащихся, посредством которого будет развиваться их самовоспитание, самообразование, самообучение.
  • Следует обеспечивать взаимное уважение, такт и терпение во взаимодействии педагогов и учащихся.

Принцип человекосообразности

суть:

Образование есть средство выявления и реализации возможностей человека по отношению к себе и окружающему миру.

Этот принцип сформулировал Андрей Хуторской в статье «Человекообразующее обучение» 1990 года. По мнению педагога, главная задача образования — выявить и реализовать заложенный в конкретном человеке потенциал.

Хуторской приводит такие правила осуществления принципа:

  • Образование ученика происходит в соответствии с тем, что для него актуально и что им осознано.
  • Образовательное целеполагание включает цели ученика.
  • Применяемые формы, методы, технологии обучения соответствуют природе ученика, его ценностям, смыслам, целям и потребностям.
  • Образовательный процесс предполагает диагностику готовности к обучению, фиксацию начального состояния по каждому направлению обучения, систему отслеживания и оценки прогресса ученика.
  • Возможности ученика реализуются через организованную продуктивную деятельность, а создаваемые им образовательные продукты имеют ценность для самого ученика и окружающего мира.

Как отмечает Валентина Безрукова, педагогические принципы улучшают педагогический процесс, когда реализуются вместе, дополняя и поддерживая друг друга. При этом их сознательное применение — непростая задача. Во-первых, педагог должен проанализировать конкретные образовательные цели и в соответствии с ними отобрать приоритетные для их достижения принципы. Во‑вторых — должен применить правила реализации соответствующих принципов, выбирая содержание, методы, средства и формы организации педагогического процесса.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!


Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована