Почему студентам сложно учиться онлайн и как облегчить этот процесс
Есть четыре аспекта саморазвития, которые стоит принимать во внимание методисту и педдизайнеру.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Краткая справка
Юлия Селезнёва
Руководитель B2B-направления и эксперт LLLab, сертифицированный коуч специалистов и команд.
Статья написана на основе выступления Юлии Селезнёвой на митапе, организованном «Школой методистов» для методистов Skillbox.
Представим, что мы сделали безупречный во всех отношениях курс — и с содержательной, и с методической, и с технической точек зрения. Но показатели доходимости всё равно оставляют желать лучшего — студенты покупают курс, проходят несколько уроков и бросают обучение. Почему так происходит?
Считать, что раз мы всё сделали правильно, а люди не учатся, то это исключительно их проблема, неконструктивно. Без эмпатии к учащемуся не получится создать по‑настоящему хороший образовательный продукт. Поэтому я предлагаю исходить из того, что студент — это в первую очередь взрослый человек, с прошлым опытом обучения, привычками и установками, другими задачами и ответственностью помимо учёбы, и на его способности к обучению воздействует множество факторов. Задача методиста — разобраться в этих факторах и взять на себя ответственность за те из них, на которые можно повлиять в рамках курса.
Разберём четыре, на мой взгляд, главных аспекта, из которых складывается способность студента к саморазвитию, — мотивация, самоорганизация, принципы работы мозга, стили и стратегии обучения. А также рассмотрим, что можно предпринять, чтобы сделать обучение посильным.
Мотивация
Сейчас много говорят об отсутствии мотивации к учёбе. Но я думаю, чаще всего проблема не в том, что мотивации у студента нет, а в том, что эта мотивация непостоянная. Сегодня человек стремится, например, изменить карьерный трек и покупает курс, а завтра столкнётся со сложностями в другой сфере жизни, и его мотивация угаснет.
Что вообще стимулирует взрослого человека учиться? В контексте саморазвития мне нравится рассматривать мотивацию в трёх аспектах:
- Самоутверждение. Это подвид мотивации, чаще всего сформированный внешними факторами. «Больше зарабатывать», «Получить новую профессию», «Изменить стиль жизни» — самые распространённые ответы, которые студенты дают на вопрос «Для чего вам нужно обучение?». Всё это — стремление повысить социальный статус и самооценку.
- Самосовершенствование. Это мотивация целенаправленно расти над собой, развивать навыки и качества, повышать своё мастерство, приближаясь к некоему идеалу.
- Самоактуализация. В моём понимании — это чаще всего желание получить признание: «Мои компетенции актуальны, я востребован». То есть человек стремится отвечать на вызовы времени, реализовать свой потенциал, быть полезным и нужным.
На мой взгляд, с самоактуализацией работать сложнее всего, так как именно в этом аспекте желаемый результат трудно определить. Если ориентироваться только на запросы внешнего мира («Сейчас востребованы программисты, значит, и я пойду учиться на программиста»), можно упустить из виду личные интересы и ценности.
Я думаю, решение может быть в том, чтобы дать студенту как можно более полное представление о том, что сейчас происходит в мире, — в политике, экономике, технологиях, культуре и так далее. И помочь ему найти в этой картине мира себя — соотнести свои компетенции с теми, которые нужны рынку, понять, какой вклад он может внести, что ещё ему стоит изучить, чтобы быть и счастливым, и полезным.
Читайте также:
Принципы работы мозга
В процессе обучения студент подвергается большой нагрузке. И то, насколько он способен вынести эту нагрузку, во многом определяется физиологией мозга и организма в целом.
Сейчас учёные работают над исследованиями и систематизацией функциональных мозговых сетей — так называют несмежные участки мозга, одновременно активирующиеся при выполнении какой-либо когнитивной задачи. Нейробиологи пока не пришли к единому мнению, сколько всего сетей существует в человеческом мозге. Одна из распространённых моделей состоит из трёх сетей:
- Центральная исполнительная сеть (англ. central executive network) участвует в целенаправленном решении задач. Она включается, когда нам нужно что-то прочесть, написать, вспомнить, принять решение и так далее. Исполнительная сеть также обрабатывает информацию в рабочей памяти.
- Дефолтная, или сеть пассивного режима работы мозга (англ. default network), активна, когда мы бодрствуем, но наш мозг не занят какой-то определённой задачей. Во время такого «отдыха» мозг обрабатывает полученную ранее информацию и переносит её в долгосрочную память. Также считается, что дефолтная сеть включается в работу, когда мы размышляем о себе и других людях, вспоминаем прошлое или думаем о будущем.
- Сеть выявления значимости (англ. salience network) — эта система автоматически фильтрует внешние стимулы и определяет, какую сеть необходимо активировать в тот или иной момент. Её вторая функция — концентрация внимания и других когнитивных ресурсов на определённом стимуле.
В стрессовых ситуациях сеть выявления значимости отвечает за наше выживание — например, включает реакцию «бей, беги или замри». Однако в обычном состоянии она легко поддаётся стимулам, приносящим простые удовольствия, — поэтому люди так часто отвлекаются от учебных или рабочих задач на ролики в соцсетях.
Есть любопытное исследование. Три группы студентов выполняли одно и то же задание — проходили тест, требующий полной концентрации. Всех испытуемых заранее попросили перевести свои смартфоны в беззвучный режим. Только участники из первой группы убрали свои гаджеты в карманы или сумки, вторая группа просто положила устройства на парты экранами вниз, а смартфоны участников из третьей группы собрали и поместили за пределами аудитории. В итоге именно третья группа лучше всех остальных справилась с заданием.
Дело в том, что современный человек считает смартфон частью себя. И если устройство находится рядом, наш мозг считает необходимостью регулярно проверять, не пришло ли новое сообщение или уведомление. Другое исследование показало, что в среднем человек проверяет смартфон раз в 12 минут.
Читайте также:
Все эти стимулы, вызванные переизбытком информации, перегружают исполнительную систему, а вместе с ней — и рабочую память. Студенту очень сложно сосредоточиться на задаче, и эффективность обучения снижается. Дефолтной системе тоже не хватает времени, чтобы как следует обработать данные и перенести их в долгосрочную память, так как всё время бодрствования мы продолжаем взаимодействовать с информацией — листаем ленты в соцсетях, смотрим сериал или слушаем подкаст. В итоге на построение новых нейронных связей отводится только время сна.
Как решить эту проблему?
- Напоминать студентам о важности режима дня. Физическая активность, ограниченное потребление информации и здоровый сон — это не банальная ерунда, а действительно важные условия для разгрузки мозга. Тем самым мы помогаем ему справляться с задачами.
- Снижать при проектировании курса когнитивную нагрузку студентов — то есть тот объём информации, которую им необходимо одновременно удерживать в рабочей памяти. Как это сделать, рассказывается в статье.
- Искать новые форматы обучения. Люди потребляют контент всегда и везде — за рулём, во время еды, на прогулке и так далее. Но почему-то до сих пор распространено мнение, что учиться нужно непременно сидя за письменным столом и смотря в монитор. Тем временем сфера корпоративного обучения уже широко внедряет микроформаты — короткие тексты, чек-листы, видео не длиннее десяти минут. В тренде познавательные сторис и посты в соцсетях. На мой взгляд, это перспективное направление, и стоит придумывать новые способы взаимодействия с учебным контентом и образовательными платформами.
- Позволять студентам выстраивать учебный процесс под себя. У каждого человека есть собственный уникальный опыт, в том числе учебный. Почему бы не использовать индивидуальные привычки и предпочтения, чтобы облегчить процесс запоминания? Скажем, кому-то для структурирования информации удобнее Miro или Notion, а кому-то — традиционные конспекты в тетради. А я поняла, что лучше всего запоминаю, публикуя посты с саммари изученного.
Учебные стили
Учебным стилем называют набор привычных для конкретного человека стратегий и подходов к обучению. Есть множество классификаций учебных стилей — например, девять стилей по Колбу, модель VAK, которая делит людей на визуалов, аудиалов и кинестетиков, модель Фельдера — Сильверман и другие.
Однако, хотя известно, что люди действительно учатся по-разному, эффективность применения стилей в образовательном процессе не доказана. Метаанализ 2015 года показал, что только в одном из 105 исследований подтверждается польза проектирования обучения с учётом стилей. Но есть и неожиданное открытие — несмотря на отсутствие научных доказательств, 95% студентов и преподавателей верят, что знание о стилях обучения действительно им помогает.
Поэтому, хотя проектировать обучение в соответствии со стилями, вероятнее всего, неоправданно, я бы предложила не отбрасывать их окончательно. Во-первых, методисту полезно разбираться, что лежит в основе разных моделей, знать об их нейропсихологических и психометрических составляющих. Во-вторых, это поможет быть в курсе трендов — какие подходы и концепции доминируют, как они видоизменяются.
В-третьих, можно предлагать студентам опросники по стилям обучения — не для того, чтобы всех загнать под единый шаблон и наклеить ярлыки, а в качестве самоисследования, чтобы они могли узнать про себя что-то новое. Возможно, эти инсайты действительно помогут им учиться. А методисту результаты таких опросов помогут увидеть, насколько студенты разные, какие вообще бывают особенности в обучении.
Организация обучения
У организации обучения в онлайне есть два аспекта. Первый — это самоорганизация студента, то есть его навыки тайм-менеджмента, принятия решений, планирования своей деятельности. И второй — управление организацией обучения со стороны образовательной платформы.
В асинхронном формате мы можем управлять процессом обучения лишь условно, большая часть ответственности ложится на студента. У курса есть расписание, планируемый порядок прохождения, но в целом студент может откладывать просмотр уроков и выполнение заданий до зачёта. Будет ли он придерживаться рекомендуемого расписания или делать всё в последний момент — зависит только от него.
Это не проблема, если проверка заданий автоматизирована. Но если «домашки» проверяют преподаватели, то в дедлайн на них одновременно свалятся задания всего потока. Чтобы этого избежать, стоит вместе с преподавателями продумать границы дедлайнов, а также донести до студентов, что из-за сдачи всех заданий в ночь перед зачётом другим людям придётся тяжело.
Ещё один момент касается навигации по учебному контенту. Я однажды провела эксперимент — созванивалась со студентами и просила показать мне, как они взаимодействуют с платформой, как потребляют контент, как выполняют задания. И пришла в ужас — они всё делали совершенно не так, как я задумывала! На самом деле это нормально — студенту неизвестна логика расположения учебного контента, он не знает, «как надо», а действует так, как привык. Так что главное правило здесь — как можно больше упростить навигацию, чтобы всё важное было в ближайшем доступе.
Также не помешает целенаправленно обращать внимание студентов на ресурсы, которые они по каким-либо причинам игнорируют. Например, у нас на платформе есть база знаний, но студенты не сразу начали ей пользоваться. Поэтому мы вместо ответов на одни и те же вопросы стали просто направлять их туда: «Посмотри вот здесь, тут есть ответ. А ещё есть вот такое интересное». Со временем студенты привыкли к тому, что всегда можно обратиться к этому ресурсу.
Организация обучения важна и на уровне инструкций к заданиям. Структурированную, понятную инструкцию составить сложно, но к этому нужно стремиться. Чем больше усилий вы приложите, тем лучше будет готовый результат для студента. Кстати, можно тренироваться на ChatGPT — писать запросы и оценивать, какие формулировки приводят к лучшим ответам.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!