Образование
#былое

Песталоцци: педагогические идеи романтика, которого преследовали неудачи

Основоположник элементарного и народного образования жил в бедности, но оставался верен своим убеждениям.

Иллюстрация: Real Academia de Bellas Artes de San Fernando, 1806 г., Madrid / Wikimedia Commons / Ольга Скворцова / Skillbox Media

Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827) — педагог-гуманист, который одним из первых сформулировал основы развивающего обучения. Песталоцци был романтиком и мечтателем, и хотя его практические достижения могут показаться не очень впечатляющими, его идеи значительно повлияли на педагогику своего времени, в особенности — на развитие народного образования. А затем эти идеи развивали и воплощали последователи, среди которых, например, известный реформатор образования Константин Ушинский и создатель понятия «детский сад» Фридрих Фрёбель.

Главные труды Песталоцци: роман «Лингард и Гертруда», сборник писем о методе воспитания и обучения «Как Гертруда учит своих детей», «Взгляды, опыты и средства, содействующие успеху природосообразного метода воспитания», «Лебединая песня» (тоже о методе воспитания).

Как слабый ученик создал свою школу

Иоганн родился в Цюрихе, в небогатой семье врача, и был вторым из трёх детей. После ранней смерти отца, когда мальчику было всего пять лет, финансовое положение семьи сильно ухудшилось. Однако мать, Сюзанна Песталоцци, несмотря на скудные средства и собственную малообразованность, приложила все усилия, чтобы дети получили образование.

Сначала маленький Иоганн учился у своего деда — сельского пастыря, а затем пошёл в городскую цюрихскую школу, где столкнулся со всеми недостатками традиционного догматического образования. Учебные предметы и методы их преподавания не вызывали у мальчика ни капли интереса, поэтому учился он плохо и заработал среди учителей репутацию чуть ли не слабоумного.

Пейзаж Цюриха, офорт 1750 года
Изображение: Wikimedia Commons

В теологическом колледже Каролинум, куда Иоганн поступил после школы, ситуация изменилась. Здесь преподавали сторонники прогрессивных для XVIII века идей — гуманизма и гражданской ответственности, которые, по задумке, помогут построить справедливое и гармоничное общество. Эти взгляды оказались близки Песталоцци. Он идеалистически считал, что, став священником, сможет воздействовать на умы и души отдельных людей и через это влияние нравственно преображать социум.

Однако первая же его служба стала неудачей. А после знакомства с работами французского философа Жан-Жака Руссо Песталоцци решил способствовать благополучию народа и социальному равенству через юриспруденцию.

Но и юристом Иоганн не стал. Будущей карьере помешали его статьи для журнала Гельветического общества — организации, которая продвигала идеи Просвещения и боролась за либеральные реформы. Журнал вскоре закрыли за критику властей. А Песталоцци переехал в сельскую местность, вложил все свои деньги (в том числе кредитные) в участок земли, женился и занялся фермерством.

Нойхоф — поместье семьи Песталоцци, офорт, ок. 1780 года
Изображение: Центральная библиотека Цюриха (Zentralbibliothek Zürich)

Увы, ничего не вышло. Участок Песталоцци дохода не приносил, а банкир, у которого Иоганн занимал деньги, требовал вернуть долг.

Разорившись, Песталоцци сдал часть земли в аренду, чтобы содержать семью, и задумал новый проект — производственную школу для бедных детей, где они будут учиться грамоте и счёту, работать на ферме, прясть и ткать. Эта работа, как считал Песталоцци, поможет ученикам приобрести навыки, с которыми они смогут себя прокормить, а также покроет издержки на содержание школы и даже обеспечит накопления для будущих выпускников.

Идея подобной школы была революционной для своей эпохи. Задумку Песталоцци поддержал его друг, мыслитель и публицист Исаак Изелин. Он опубликовал в социально-экономическом журнале «Эфемериды» статью о проекте Песталоцци с призывом к общественности внести свой финансовый вклад — сейчас это назвали бы краудфандингом. Общественность откликнулась. В середине 1770-х годов Песталоцци открыл школу и набрал около 50 учеников.

Иоганн и его жена Анна Песталоцци с учениками, гравюра 1888 года
Изображение: Wikimedia Commons

Однако проект оказался убыточным. Труд детей, совмещённый с учёбой, был низкопроизводительным, и доходов не хватало даже на содержание школы, не говоря уже о накоплениях. Какое-то время школа просуществовала на общественной поддержке и средствах семьи жены Песталоцци (её отец был состоятельным человеком), но в 1780 году учеников пришлось распустить.

Разочаровавшись в бизнес-проектах, Иоганн не отрёкся от своих идей по преобразованию общества — и занялся литературой. В период с 1780-го по 1797-й он создал сочинения, в которых сформулировал свои главные педагогические идеи.

Иллюстрация к роману «Лингард и Гертруда» в издании 1844 года
Изображение: Wikimedia Commons

Литературная деятельность привела Песталоцци к известности, и он снова занялся педагогической практикой. После выхода романа «Лингард и Гертруда», где положительные персонажи озвучивали педагогические воззрения автора, власти предложили Иоганну возглавить приют для сирот в Штансе. Однако из-за французского вторжения в Швейцарию в 1798 году приют пришлось закрыть.

В 1799-м Песталоцци переехал в Бургдорф и некоторое время работал учителем в местных школах. Здесь он нашёл единомышленников — педагогов, которые разделяли его взгляды на образование. И в итоге Песталоцци решил открыть Бургдорфский институт — школу-интернат с отделением подготовки учителей. Там Иоганну наконец удалось выстроить систему обучения согласно собственной методике.

Правда, уже в 1804 году институту пришлось переехать — Бургдорфский замок, где он находился, понадобился властям для других целей. Песталоцци и его коллеги обосновались в Ивердоне, и новый Ивердонский институт получил международную известность. Чтобы перенять опыт Песталоцци в обучении детей, в город приезжали учителя со всей Европы. В учениках тоже не было недостатка.

Период процветания длился несколько лет, но затем между Песталоцци и его коллегами возникли серьёзные разногласия, которые усугубились проблемами с финансированием. В итоге Ивердонский институт проработал до 1825 года.

В преклонном возрасте Песталоцци, к тому времени уже потеряв жену и сына, вернулся в свой сельский дом и в 1926 году опубликовал «Лебединую песню» — итоги педагогических изысканий своей жизни. Этот труд столкнулся с критикой, в том числе от бывших коллег. А в феврале следующего года Песталоцци скончался.

Педагогические идеи Песталоцци

Песталоцци — последователь Руссо, и вслед за ним он считал природосообразность основополагающим принципом воспитания и обучения. Согласно этому принципу, образование должно соответствовать естественному росту ребёнка и культивировать его врождённые способности.

Главной целью образования Песталоцци видел умственно, физически и нравственно развитую личность. Сам он формулировал это как взаимодействие трёх сил, отличающих человека от животных, — силы ума, руки и сердца. Полноценное развитие, считал педагог, возможно, только если каждому из этих аспектов уделено равное внимание. Кстати, в методику физического развития Песталоцци включал не только гимнастику и активные игры, но и занятия, развивающие органы чувств — рисование, пение и игру на музыкальных инструментах.

Ещё задолго до научных открытий в области психологии обучения Песталоцци понимал, что чувственное восприятие — первая ступень мышления. Поэтому большое значение придавал наглядности в обучении. Основой всякого познания он считал созерцание (на немецком — anschauung), под которым как раз и понималось наглядное, непосредственное восприятие предмета, его исследование. По мнению Песталоцци, нужно непосредственно знакомить детей с объектами и явлениями, поощрять любопытство и внимательность. И использовать контекст — связывать новые знания с тем, что ребёнку уже знакомо. А уже затем — помогать ученику систематизировать эти знания, формулировать понятия и составлять цельное представление о теме обучения. Так, дети Гертруды из книг Песталоцци учатся не в классе, а в саду, не на учебниках, а на наблюдениях и опыте, которым помогают объяснения матери.

Цель образования, по Песталоцци, заключается не в том, чтобы дать готовые знания, а в том, чтобы привлекать внимание учащихся к созерцанию мира, пробуждая тем самым их сознание, мышление и углубляя их впечатления. Цель образования — развить логическое мышление.

Сейчас это убеждение кажется спорным, но Песталоцци считал, что никто не сможет обучить ребёнка лучше, чем мать. Именно на неё, по мнению педагога, ложится важнейшая роль — научить ребёнка строить осмысленные высказывания, читать и писать, познакомить его с окружающим миром и передать первые практические навыки. Поэтому своё центральное произведение «Как Гертруда учит своих детей» он посвятил именно матерям. Чтобы помочь женщинам освоить азы педагогики, Песталоцци также выпускал методические пособия по обучению письму и счёту, о строении человеческого тела и наблюдениях за природой.

Ещё одна важная особенность педагогики Песталоцци — ориентация на трудовое обучение. В первую очередь под ним понималась подготовка школьника к профессии ремесленника или рабочего. Но речь идёт не только о получении механических умений и отработке рутинных действий. Во-первых, обучение и дальнейший выбор профессии, по Песталоцци, должны соответствовать способностям и стремлением конкретного ребёнка.

Во-вторых, согласно концепции «трёх сил», в обучение труду входят не только технические навыки, но и развитие мышления (то, что мы сейчас называем универсальными компетенциями) и нравственное воспитание. Такой подход, считал педагог, поможет детям из бедных семей осознавать свои силы и эффективно применять их, подготовиться к жизненным сложностям и не позволять себя эксплуатировать.

Бронзовая статуя Иоганну Генриху Песталоцци, расположенная в центре города Ивердон-ле-Бен, Швейцария
Фото: Wikimedia Commons

И до сих пор актуальны идеи Песталоцци об организации обучения, которые в XVIII веке были абсолютно новаторскими — совместное обучение мальчиков и девочек, разделение учеников на группы по уровню знания предмета, а также взаимное обучение.

Современное ему массовое образование Песталоцци критиковал — и школьное, и университетское. Школьное он представлял в письмах «Как Гертруда учит своих детей» в виде трёхэтажного здания, где верхний этаж «блещет высоким совершенным искусством, но мало населён», на среднем людей больше, но им «не хватает лестниц, по которым они могут подняться на верхний этаж», а если они и пытаются это сделать, то получают по пальцам. На нижнем же этаже толпа, но люди предоставлены самим себе во мраке без окон, и «им надевают на глаза шоры и вводят в заблуждение, делая их глаза непригодными даже для того, чтобы взглянуть на верхний этаж».

Университеты же он упрекал в том, что образование в них лишено созерцательности (способности наблюдать, усматривать и понимать), а наука превратилась в болтологию.

Цитаты Песталоцци

«Очевидно, что азбука умений должна начинаться с ранних, однако построенных в психологической последовательности упражнений в развитии этих умений в целом и каждого в отдельности».

«Основное положение — начинать с самого лёгкого и, прежде чем идти дальше, доводить это лёгкое до совершенства, а затем, постепенно продвигаясь вперёд, добавлять очень немного нового к уже вполне выученному — пусть даже и не вызывает в детях в первый момент обучения чувства собственного достоинства и сознания своих сил, но сохраняет в них живое и великое свидетельство их неослабленной природной силы».

«Всякое одностороннее развитие одной из наших сил не истинно, не естественно, это только кажущееся развитие, это есть „медь звенящая и кимвал бряцающий“ человеческого развития, а не само развитие».

«Я всегда показываю своим детям только картину, а потом уже ищу для неё подходящее слово. Им даётся просто материал для созерцания и основание для будущих суждений и заключений, а также как путеводная нить, по следу которой они позже должны будут сами продвигаться вперёд, соединяя в одну цепь свой прежний и будущий опыт».

«Чувственное восприятие — вот единственный фундамент всякого человеческого познания».

«Истина, вытекающая из созерцания, делает излишними утомительные речи и разнообразные словесные махинации, которые не предохраняют от заблуждений и предрассудков. Такая истина вызывает в человеке силу, которая сама всячески мешает проникновению в его душу предрассудков и заблуждений».

«Как только сущность предмета запечатлелась в твоём сознании с несравненно большей силой, чем его отдельные свойства, твоя природа сама поведёт тебя в отношении этого предмета день ото дня от истины к истине, и, напротив, как только изменчивые свойства предмета в твоём уме запечатлеются несравненно сильнее, чем его сущность, твоя природа будет ежедневно вести тебя в отношении этого предмета от заблуждения к заблуждению».

Интересные факты о Песталоцци

  • Хотя Песталоцци выступал за гармоничное развитие всех способностей, а также аккуратности и внимательности, сам он на всю жизнь сохранил трудночитаемый почерк и проблемы с орфографией.
  • У Иоганна и его жены Анны был единственный сын по имени Жан-Жак — его назвали в честь Руссо. Воспитывать мальчика отец тоже планировал согласно принципам французского гуманиста, однако затем решил, что на практике они неприменимы — например, Песталоцци не считал благом абсолютную свободу личности. По его мнению, в воспитании необходим баланс между свободой и дисциплиной.
  • В 1797 году Песталоцци опубликовал сборник из 279 басен — коротких историй с моралью на социальные, политические и педагогические темы.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована