Соответствующие поручения Министерству просвещения дала вице-премьер Татьяна Голикова. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на протокол заседания координационного совета при правительстве по проведению в стране Десятилетия детства.
Что поручила вице-премьер
Прежде всего министерству предстоит проверить уровень подготовки педагогов-психологов и социальных педагогов, работающих в системе образования. Об итогах мониторинга ведомство должно отчитаться на заседании координационного совета во втором квартале 2023 года.
Помимо этого, Минпросвещения, Минобрнауки и Минздраву поручено разработать программы повышения квалификации по выявлению признаков девиантного поведения учащихся и способам их коррекции.
А ещё Минпросвещения, Минобрнауки и Минтруд должны решить, нужно ли актуализировать профстандарт «Педагог-психолог». В частности — определить, следует ли дополнить его функцией по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса вузах.
Наконец, регионам рекомендовано увеличить штат педагогов-психологов и социальных педагогов в дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях.
Как вообще обстоят дела с работой психологов в учебных заведениях
По данным Российской академии образования за 2021 год, на одного школьного психолога приходилось от 148 до 882 детей. И хотя у регионов разные показатели, только в 12 субъектах РФ на одного такого специалиста приходится менее 400 учеников. Понятно, что при такой нагрузке ждать от психологов внимательного отношения к каждому ребёнку невозможно.
А НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга экономики образования выяснил, что от 15,2 до 19,7% учащихся и их родителей не имеют возможности получить в школе консультацию педагога-психолога. С доступностью социальных педагогов ситуация ещё сложнее — у 18,7–25,7% школьников и родителей нет возможности с ними пообщаться.
Что касается деструктивного поведения у подростков, то ещё в ноябре 2021-го Следственный комитет предложил учить обычных педагогов выявлять его. Кроме того, в ведомстве тогда заявили, что учителей нужно обучать работе над формированием здорового психологического климата в детском коллективе.
Уже в феврале 2022-го соответствующий пункт вошёл в очередной перечень поручений Владимира Путина. Если точнее, то речь шла о возможном введении специальной дисциплины в программы среднего профессионального и высшего педагогического образования.
Кстати, не так давно Минобрнауки опубликовало концепцию развития сети служб психологической поддержки в вузах. Отметим, что мера очень актуальная: ещё в прошлом году стало известно, что более 20% первокурсников российских вузов имеют эмоциональные проблемы.
Читайте также:
- «Необходимо развивать тьюторство в школе вместо вооружённой охраны»
- «Есть целый перечень инструментов»: как педагогов учат работать с трудным поведением детей
- «Для студентов иногда самым важным результатом оказывается эмоциональная поддержка»
- Исследование: творческие занятия могут позитивно влиять на поведение подростков