Педагоги ждут от цифровизации экономии времени, а получают лишнюю нагрузку. Почему?
Новое исследование показывает, чего ждут и с чем на самом деле сталкиваются российские учителя в работе с цифровыми инструментами.
Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media
Академия Минпросвещения и Московский городской педагогический университет (МГПУ) презентовали первую порцию данных из масштабного исследования «Цифровые образовательные платформы: взгляд российского учительства», участие в котором приняли почти 20 тысяч учителей.
Хотя пока организаторы не раскрывают всех деталей (а финальный доклад готовятся представить в конце года), экспертам удалось сделать ряд выводов на основе новых данных. Их обсудили эксперты в ходе сессии «Учителя и цифровые практики» на конференции МГПУ «Современная {цифровая} дидактика».
Вот что удалось выяснить исследователям.
Цифровые платформы — помощник или пожиратель времени?
Зачем учителя вообще осваивают цифру и видят ли они её как необходимую для работы? Оказалось, что для большинства респондентов цифровые практики — возможность для профессионального и личностного развития. Так ответили почти 66% учителей. По мнению проректора Академии Минпросвещения, начальника управления исследования и разработки Ольги Сухановой, этот показатель говорит об осознанности российских педагогов.
В этом контексте примечателен и другой показатель: только 12% респондентов сказали, что осваивают цифровые практики ради «бонусов», например, стимулирующих выплат. Ольга Суханова объясняет: это также может говорить об осознанности педагогического сообщества в целом — «принудиловка» или финансовые выгоды учителей не вдохновляют.
Тем не менее 36% опрошенных считают цифровые инструменты обязательными для педагога (сложно сказать, можно ли это рассматривать как «принудиловку» или как реальное требование времени).
Ещё один популярный ответ — возможность сократить время на подготовку к занятию и вообще облегчить рутинную работу. Так ответили больше половины опрошенных. Это желание понятно, ведь исследования показывают, что недельная нагрузка устраивает лишь 25% российских педагогов, а с учётом частых подработок им приходится работать больше 50 часов в неделю.
Но справляются ли цифровые сервисы с такой задачей, помогают ли сократить время на работу? Оказалось, что нет.
Почти 60% педагогов поделились, что цифровые платформы только увеличили их нагрузку.
«Зачем учителя приходят в цифру? Чтобы как-то сэкономить время, потратить его на работу с детьми. А по факту коллеги отвечают, что это увеличивает нагрузку на учителя. Мне кажется, здесь есть закономерный комментарий: нагрузка ещё и в том, что нужно грамотно поработать с этим цифровым инструментом, к месту применить его на занятии. Это тоже определённый педагогический вызов», — считает Ольга Суханова.
Как педагоги работают с цифровыми инструментами
Чтобы понять, как учителя используют цифру, исследователи предложили им порассуждать: если нужно продемонстрировать опыт или эксперимент, но условий в классе для этого нет, как они поступят?
Чаще всего респонденты отвечали, что подготовят презентацию с описанием опыта, оформят её в PowerPoint, а данные и изображения скачают из интернета. Этот ответ, конечно, не удовлетворил экспертов сессии. «Мне кажется, нужно учить этому учителей: что не всякая презентация — это учебный материал», — подчёркивает Ольга Суханова.
Второй по популярности ответ — показать видео эксперимента. То есть в обоих случаях учителя планируют воспользоваться самыми простыми и экономящими время средствами.
«Мне кажется, здесь вызов всей нашей системе дополнительного профессионального образования и методистам, что дальше с видео делать. Наверное, просто найти и показать — это не то, что мы ожидаем от учителя. Методика работы с видеофрагментом — [это немного от времени занятия]. Нельзя же на весь урок запустить видеофрагмент», — комментирует Ольга Суханова.
Примечательно, что всего около 7% учителей ответили, что воспользуются виртуальными лабораториями и симуляторами. Это ещё раз показывает, что новейшие технологии внедряются в школах медленно, несмотря на масштабную программу апробации VR/AR в 2019–2021 годах и отдельные проекты госкомпаний.
Примерно столько же педагогов сказали, что цифра им в ситуации с экспериментом вообще ни к чему: 3,5% просто не стали бы её использовать (без объяснения причин), а 3,6% воспользовались бы бумажным учебником.
И хотя в примере исследователей использование цифровых ресурсов, очевидно, предполагалось, эксперты сошлись во мнении, что они действительно нужны не всем и не всегда. Так, директор Института содержания, методов и технологий образования МГПУ Олеся Лукашук отмечает, что иногда достаточно «карандаша и книги», особенно если учитель умеет захватывать внимание учеников. Ведь главное — не ресурс сам по себе, а то, как его применять на практике.
Что важно учителям в цифровых ресурсах
Исследователи задали респондентам два вопроса, которые проясняют, чем они руководствуются в выборе цифровых ресурсов и инструментов.
Рекомендации министерства
Первый вопрос касался рекомендаций по выбору цифровых платформ — кому учителя доверяют больше?
Треть опрошенных ориентируются на рекомендации Минпросвещения или региональных министерств. Ольга Суханова уточняет, что здесь они рискуют столкнуться с некоторыми сложностями.
Например, когда появляются обновлённые стандарты и Академия Минпросвещения вместе с региональными системами ДПО предлагает пройти по ним обучение, на адрес школ одновременно приходят десятки писем от коммерческих организаций. Те, конечно, тоже предлагают обучение под видом официальных писем и фактически манипулируют педагогами, объясняет спикер. То есть приверженность учителей рекомендациям сверху — вещь распространённая и известная.
Треть учителей в вопросе выбора цифровых платформ, очевидно, ориентируется на свой опыт, интуицию и предпочтения. А вот самый печальный результат, по мнению Ольги Сухановой, связан с методистами:
«Очень мало учителей доверяют методистам. И тогда это большой вопрос системе дополнительного профессионального образования, чем сегодня занимаются методические службы, насколько доверяют им российские учителя».
Эксперт считает, что потенциально исправить ситуацию смогут практикующие учителя, которые получают и квалификацию методистов. В отличие от «методистов, которые заполняют некоторые отчёты», они смогут донести до коллег преимущества новых технологий, порекомендовать цифровые ресурсы с позиции опыта. Правда, судя по данным опроса, пока педагогическое сообщество не особенно верит друг другу (об этом речь пойдёт дальше).
Готовые наработки — с возможностью скачивания
В опросе педагогов спросили также о критериях выбора цифровых сервисов. Оказалось, самым большим преимуществом они видят возможность скачивать материалы и пользоваться готовыми наработками из них.
Ольга Суханова считает, что связано это может быть с условиями труда — например, если в школе и дома плохой интернет, то куда проще сохранить нужную информацию, чем бесконечно ждать загрузку страницы. Кроме того, отмечает спикер, такое поведение в целом соотносится с педагогической культурой. «…Сохранить себе в папочку, подшить, подвязать, поставить в шкаф — это всё ещё есть у нас», — заметила спикер.
Свою версию представила Олеся Лукашук: материалы «в постоянном доступе» нужны педагогам, чтобы подстраивать их под свои нужды.
«Как правило, наши учителя — мы тоже проводили соответствующие опросы — готовые ресурсы в чистом виде, не изменяя, практически не используют. А для того чтобы что-то поменять, им необходимо сохранить [это]», — подчёркивает эксперт.
Судя по результатам опроса, педагогам важны и другие критерии при выборе сервисов. Например, почти 40% респондентов ищут «уникальные материалы» и авторские разработки. Хотя организаторы исследования не поясняют, что под этим подразумевается, можно сделать предположение, что учителя ищут выверенный и интересный контент для занятий.
Проблемы в такой ситуации эксперты не видят. Опросу просто не хватает конкретики, разъяснения, что делают с полученным контентом педагоги, считает Олеся Лукашук. Вполне возможно, что они опять же дополняют его собственными наработками и идеями. Другой вопрос заключается в том, а будет ли итог качественным.
«Мне кажется, нет ничего страшного, что они используют готовый контент, но страшно, если он не будет очень высокого качества или не будет насыщен интересными дидактическими решениями», — делится эксперт.
Спикер считает, что учителя довольно часто используют полученные материалы для проведения «стандартных» уроков, а вот разработки по проектному, исследовательскому или проблемно-ориентированному подходам встречаются довольно редко. Как минимум потому что требуют от педагогов куда больше времени, чем «объяснительно-иллюстративный способ». То есть пока что с развитием цифровой дидактики не всё так гладко.
«Мне кажется, одна из особенностей цифровой дидактики — это проживание в условиях дефицита времени. Если бы контент был насыщен не только материалами, которые предполагают простые дидактические решения, но и сложные дидактические решения, тогда бы у учителя был образец: „Посмотрите, можно сделать так или вот так“», — комментирует эксперт.
В условиях выбора можно было бы проанализировать, какими решениями учителя пользуются чаще и что им привычно. А когда решения примерно одинаковые, то и привычка сформируется соответствующая — брать то, что попроще, объясняет Олеся Лукашук.
Те педагоги, которые всё же загружают собственный контент, безусловно, предприимчивы, считает она, но тем не менее утверждать, что все они «супертворческие педагоги» — нельзя.
Чего учителям не хватает в цифровой среде
Проректор МГПУ Кирилл Баранников рассказал, как учителя ответили на вопрос о том, чего им не хватает для работы с цифрой. Оказывается, чаще всего это техника.
К слову, в основном педагогам приходится использовать либо только собственные гаджеты в работе, либо преимущественно собственные. Около трети опрошенных сказали, что им в равной степени доступны и свои технические средства, и принадлежащие школе.
Однако дело не только в гаджетах. Например, 6% респондентов рассказали, что администрация школы вообще ограничивает использование цифровых средств в работе. Ольгу Суханову такой показатель удивил — она была уверена, что он будет равен нулю.
Кирилл Баранников тоже отметил, что педагогам не хватает поддержки начальства:
«Если убрать риторические ответы, остаются две интересные фиксации. Первая — не хватает методической поддержки от руководства, именно методической, по содержанию, а второе — про нагрузку, „моя нагрузка так устроена, что я не могу реализовать свою дидактику“».
Директор частной школы «Снегири» Александр Гулин в ответ на это отметил, что использование цифровых инструментов действительно только усиливает педагогическую нагрузку. Однако с его точки зрения, задачи облегчить работу перед цифрой на самом деле не стоит. Как бы в подтверждение своих слов спикер процитировал Льва Толстого — «Чем легче учителю учить, тем труднее ученику учиться».
При этом методическая поддержка зависит от того, как педагоги используют цифровые ресурсы, считает Александр Гулин. Получить помощь они могут в профессиональных сетевых сообществах, где такой контент генерируется и обсуждается. Но если он вместо обычной меловой доски просто задействует современную интерактивную, то вопрос с поддержкой и цифровой дидактикой отпадает. А развивать дидактику стоит через новые формы управления и работу с учителями внутри самой школы.
Доверяют ли учителя друг другу
Хотя эксперты не обсуждали педагогические сообщества подробно, результаты опроса показывают, что ситуация далека от идеала.
Например, в вопросе про отсутствие ресурсов или условий для эксперимента в классе только 3,9% педагогов обратились бы за помощью к коллегам. Здесь есть некоторые особенности формулировки — она предполагает сделать это на «сайтах сетевых профессиональных педагогических сообществ», а пользуются ими далеко не все. Возможно, учителям проще не в интернет заглянуть, а в соседний кабинет или в учительскую. Однако и такой результат опроса всё равно показателен.
Другой вопрос — о рекомендациях цифровых платформ — показал, что лишь 15% педагогов прислушаются к мнению коллег при выборе подходящих инструментов для работы. Это достаточно низкий уровень доверия, особенно в сравнении с тем, которое педагоги демонстрируют по отношению к Министерству просвещения.
Показательна и другая цифра — для 24% опрошенных учителей важна возможность делиться своими наработками с другими. То есть специалисты всё же готовы высказываться (хотя, видимо, реже, чем слушать других), но всё равно делают это пока нечасто.
Как используют цифру учителя и школы
По словам Кирилла Баранникова, 35% учителей говорят о том, что начинают использовать интерактивные технологии. Ещё порядка 50% рассказали исследователям, что задействуют Telegram, WhatsApp и другие мессенджеры для организации проектной работы.
Руководитель тьюторской службы «Новой школы» Дмитрий Зелеванский рассказал, что в его школе самый популярный сервис — Kahoot! (позволяет проводить опросы в режиме реального времени). Однако по его мнению, сами по себе цифровые инструменты не особенно влияют на обычную классно-урочную систему.
Читайте также:
В самой «Новой школе» используют смешанное обучение, поэтому и целью для цифры видят не замену привычных форматов, а развитие любознательности и мотивации к дальнейшей учёбе. В этом случае цифровые платформы и инструменты становятся пространством для экспериментов.
«Совершенно другая цель идёт у учителя и у методистов, которые это разрабатывают. Нам нужно сделать так, чтобы ребёнок мог двигаться сам, с какой-то поддержкой. А дальше создаём форматы онлайн и очные, для поддержки ученика. Но основной акцент — научить его работать с цифровыми материалами в разных форматах», — рассказывает Дмитрий Зеливанский.
Похожего мнения — что использовать цифровые сервисы надо для формирования ценности обучения, а не ради простого переноса знаний со страниц учебника — придерживается и Олеся Лукашук. Но пока что педагоги (как и школьные методисты), отмечает она, привыкли по большей части передавать знания, а не конструировать новый опыт и ценности. Однако винить их в этом сложно, как минимум потому, что правильный подход требует от них огромного количества времени. Однако цифровая дидактика уже здесь, и к этому придётся привыкнуть.
«Как бы мы ни работали с учителями, мы должны понимать, что всесторонне, по всем фронтам [нужно] создавать условия, чтобы это становилось не мифом, а вызовом реальности, с которым надо однозначно работать», — резюмирует спикер.