Образование
#статьи

«Все учителя не будут репетиторами, это невозможно»: какие варианты занятости у педагогов

Исследователи НИУ ВШЭ выяснили, как устроен рынок педагогической работы и как видят карьерные перспективы и альтернативы сами учителя.

Иллюстрация: Andrea Piacquadio / Pexels / Colowgee для Skillbox Media

Институт образования Высшей школы экономики исследовал карьерные возможности российских учителей. В центре — вопросы, как распределяется рабочая нагрузка, что педагоги думают о профессиональных перспективах и какие ещё варианты занятости ищут. Результаты представили 30 апреля на IX Московском международном салоне образования (ММСО-2022). Видеозапись обсуждения доступна в официальном сообществе ММСО во «ВКонтакте».

Учёные соединили данные из разных источников:

  • официальной статистики Росстата,
  • результатов социологического опроса преподавателей из всех регионов страны,
  • данных крупных онлайн-компаний, в том числе Skyeng и «Фоксфорда».

Исследование показывает, как видят свою работу и перспективы не только учителя школ, но и репетиторы, преподаватели онлайн-школ, а также те, кто совмещает разные виды деятельности в нескольких комбинациях.

Рассказываем об основных находках исследователей:

Как на карьеру учителя влияет возраст

Первый вопрос, на который отвечает исследование, — зависит ли выбор карьерного пути от возраста учителя.

Результаты оказались вполне предсказуемы. Специалисты старшего поколения (45–59 лет) предпочитают работать в государственных школах — там 44% людей из этой возрастной категории. Педагоги до 44 лет чаще выбирают частные учреждения, онлайн-платформы и репетиторство.

Инфографика: НИУ ВШЭ

Среди молодых специалистов (25–34 года) учителями в школах работает всего 19%. Совсем новички (18–24 года), судя по данным, вообще не стремятся в госучреждения — в этой возрастной категории доля работающих в школах составляет только 7%. Популярностью у молодёжи пользуются частные школы — там работает наибольшая доля педагогов до 34 лет.

Конечно, возрастной баланс в муниципальных школах наших, кои, собственно, представляют абсолютное большинство системы, сдвинут в сторону старших педагогов. Мы это видим по всем данным, и наше исследование в этом плане не открывает Америку. И в то же самое время мы видим, как смещается этот „горбик“ у молодых преподавателей в сторону преподавателей онлайн-платформ, частного репетиторства даже и, конечно же, частных школ. То есть частные школы как раз и есть пик [карьеры] учителей в 25–34 года. Вот такая интересная и, как нам кажется, показательная картина», — прокомментировал директор центра финансово-экономических решений Института образования НИУ ВШЭ Кирилл Зиньковский.

Примечательно, что практически в каждой возрастной категории учителей, предпочитающих работать на онлайн-платформах, оказалось больше, чем репетиторов.

Как учителя пытаются найти рабочий баланс

Исследователи подсчитали, сколько в среднем часов работают преподаватели в разных сегментах и сколько времени уходит у них на разные виды работы.

Среди тех, кто занимается только одним видом деятельности, наименее занятыми оказались репетиторы — их недельная нагрузка в среднем составляет 32 часа в неделю, включая 22 часа аудиторной нагрузки.

Инфографика: НИУ ВШЭ

У школьных учителей и преподавателей онлайн-платформ без подработки уровень средней аудиторной нагрузки одинаковый — 27 часов. Но «внеурочки» у сотрудников школ больше на три часа — 12 против 9. При этом компенсации за «внеурочку» ни репетиторы, ни преподаватели онлайн-платформ не получают, уточняют авторы исследования. Она оплачивается только в госучреждениях по фиксированной стоимости, которая не учитывает отработанных часов.

Самыми занятыми оказались те, кто совмещает работу в школе и на онлайн-платформе, — в среднем их загрузка составляет 51 час в неделю.

«Больше половины преподающих на онлайн-платформах (67%) удовлетворены своим графиком работы, репетиторы довольны чуть меньше — 66%, а в школах всего 25% учителей довольны недельной нагрузкой», — отмечают исследователи.

Если репетиторам и преподавателям онлайн-платформ всё же удаётся соблюдать баланс между работой и личным временем, то у школьных учителей высок риск выгорания из-за значительных нагрузок, отметила академический директор онлайн-школы «Фоксфорд» Екатерина Латыпова.

А обусловлен этот риск не столько стремлением к профессиональному росту, сколько необходимостью заработать, добавила кандидат экономических наук, главный научный сотрудник центра финансово-экономических решений в образовании ИО НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

«И здесь мы подошли к черте рискованной уже, когда стремление этот заработок получить может быть угрозой для профессионального развития, [несёт] риски профессионального выгорания и перегрузки», — подчёркивает она.

Кто сколько зарабатывает

Стремление обеспечить себя дополнительными источниками дохода обусловлено уровнем зарплат учителей. По данным исследователей, средняя ставка в час (с учётом внеурочной нагрузки) для школьных педагогов составляет 215 рублей в регионах и 406 рублей в Москве.

Инфографика: НИУ ВШЭ

В месяц же сотрудники российских школ в среднем получают чуть больше 44 тысяч рублей без подработок — и своим заработком недовольны 90% опрошенных.

Инфографика: НИУ ВШЭ

Те, кто совмещает работу в школе с репетиторством, получают больше — около 56 тысяч, а труд в обычной и онлайн-школе приносит около 70 тысяч. Примечательно, что вне зависимости от подработки и уровня зарплаты, именно среди работников госучреждений недовольных больше всего. Такой показатель говорит о критической ситуации, считает Ирина Абанкина. При этом изменить её сложно, поскольку ни государство, ни бизнес, ни родители учеников пока не готовы повышать инвестиции в образование.

Относительно удовлетворены уровнем своего заработка только репетиторы — в среднем они получают около 63 тысяч рублей в месяц. Те, кто совмещает основную работу с частным преподаванием, зарабатывают на частных уроках значительно меньше — около 16–20 тысяч рублей. При этом опрошенные исследователями учителя считают заработную плату основным преимуществом репетиторства. Среди других ценностей они выделяют также профессиональную автономию и экономию личного времени.

Ситуация усугубляется, если посмотреть на разницу в заработной плате между Москвой и регионами.

Инфографика: НИУ ВШЭ

В столице самый большой среднемесячный заработок «чистыми» и без подработок вновь у репетиторов: они получают на руки около 98 тысяч рублей, в то время как учителя школ — на девять тысяч меньше.

Наиболее выгодный вариант, судя по данным исследования, — совмещать работу в школе и репетиторство. В этом случае учитель в среднем получает 115 тысяч рублей. Меньше всего зарабатывают те, кто одновременно даёт частные уроки и преподаёт на онлайн-платформе.

В регионах картина принципиально иная. Меньше всех зарплата у учителей обычных школ без совместительства (34 тысячи рублей). А больше всех — у тех, кто совмещает репетиторство и работу на онлайн-платформе (53 тысячи рублей). В целом суммы с «подработкой» разнятся для региональных специалистов незначительно. При этом они в два или три раза меньше по сравнению со столичными.

Ирина Абанкина отметила, что потенциально совмещение может быть позитивным трендом — это позволяет самостоятельно регулировать нагрузку и не посвящать всю жизнь исключительно работе.

Однако тех, кто трудится в школе, любая подработка перегружает. «Работа в школе — это полная нагрузка. И всё, что дополнительно зарабатывается, — это за счёт дополнительного времени, за счёт фактически своей интересной, полноценной жизни», — подчёркивает эксперт. При этом максимум возможностей открывает перед учителями столица, а вот педагоги из регионов их в основном лишены.

Как в карьере учителя появились онлайн-платформы

Исследователям удалось сравнить полученные данные с теми, которые предоставили частные игроки рынка — площадки Skyeng и «Фоксфорд».

Разница со средними значениями заметная: например, средняя ставка в «Фоксфорде» — около тысячи рублей в час за групповое занятие, что в два раза больше средней ставки школьного педагога в Москве и почти в пять раз больше ставки педагога из региона. Но и требования компании предъявляют соответствующие. Чтобы попасть в тот же «Фоксфорд», преподавателю нужно пройти пять этапов собеседования, подтвердить квалификационные требования и побороться за своё место с 14 другими кандидатами, рассказывает Екатерина Латыпова.

В месяц заработок сотрудника «Фоксфорда» составляет чуть больше 104 тысяч рублей.

Екатерина Латыпова привела данные собственных исследований компании: 83% преподавателей удовлетворены оплатой своего труда, а 75% считают, что работа даёт им уверенность в завтрашнем дне. При этом, отмечает спикер, для некоторых педагогов школа остаётся основным рабочим местом.

Управляющий партнёр, директор по бизнес-развитию Skyeng Александр Ларьяновский выразил надежду, что в дальнейшем онлайн-платформы смогут привлечь ещё больше учителей и «сильно поменять картину мира». В этой школе несколько иная ситуация. Там средняя стоимость часа (или урока) — около 450–500 рублей. При этом особенной разницы между регионами, где преподаватели платформы физически находятся, нет. Больше остальных получают только учителя из Алтайского края и Волгоградской области, а меньше — из Чукотского автономного округа.

Инфографика: НИУ ВШЭ

Разница, объяснил Александр Ларьяновский, возникает за счёт достижения ключевых метрик и показателей качества. Возможно, на Алтае преподаватели активнее работают и стараются делать это максимально качественно, потому что больше других заинтересованы в заработке.

Но, судя по результатам исследования, основным преимуществом онлайн-платформ учителя считают не столько более высокий заработок, сколько возможность снизить свою учебную и внеаудиторную нагрузку по сравнению с работой в школе или репетиторством, а также экономию личного времени. А ещё — отработку своей методики преподавания, то есть возможность профессионального самовыражения.

Инфографика: НИУ ВШЭ

Эти основные преимущества Екатерина Латыпова назвала правильным комплексным представлением о профессии. Действительно, учителю нужна и сбалансированная нагрузка, при этом достойно оплачиваемая, и возможность профессиональной реализации.

Какие планы на будущее строят педагоги

Исследователи выяснили, что, в какой бы сфере ни были сегодня заняты учителя, лишь очень незначительная их доля видит свою работу в будущем исключительно в школе. Например, репетиторы (имеется в виду — те, кто занимается только репетиторством) в школе работать вообще не собираются.

Даже среди тех, кто уже указал школу как основное место работы, без совмещения, только 16% планируют оставить всё как есть.

Работать сразу в нескольких образовательных учреждениях тоже хотят немногие. А вот самая предпочтительная опция среди всех категорий занятости — совмещать основную работу с репетиторством.

Инфографика: НИУ ВШЭ

«То есть педагоги в любом типе занятости вообще-то видят себя в будущем как вот таких совместителей. И чрезвычайно популярным становится также ответ „сосредоточиться на частной практике репетитора или преподавателя“. Для кого-то это цель. И мы видим, что в частном репетиторстве это превалирующий ответ. Вообще, частные репетиторы в большей степени похожи на индивидуальных предпринимателей, которые себя не видят внутри организации и которые хотели бы сосредоточиться на своей деятельности в будущем, они получили к ней вкус», — подчеркнул Кирилл Зиньковский.

Учителя при этом проходят определённый цикл, считает Александр Ларьяновский: сначала они пробуют силы на онлайн-платформах, затем уходят в репетиторство, снова возвращаются и вновь уходят. Однако работа в школе из этой цепочки выпадает — педагоги просто не хотят туда возвращаться. Эксперт связывает это не только с низким уровнем оплаты их труда, но и с другими факторами, которые уже были упомянуты выше, — с желанием больше распоряжаться своим временем и использовать собственные методики.

«Действительно, давайте говорить по-честному, хороший учитель не обязан быть хорошим продавцом. А репетитор — это всегда человек, который вынужден себя продавать. Поэтому нельзя сказать, что все учителя будут репетиторами. Это невозможно. Но то, что прокрустово ложе, которое сейчас существует в формальной школьной системе, учителей выдавливает вместе с деньгами в более свободное плавание… Это сейчас то будущее, которое мы видим в исследовании», — объяснил Ларьяновский.

Популярность репетиторства косвенно говорит о запросах учеников и родителей, уверена Екатерина Латыпова: «Это про желание отчасти персонального, индивидуального подхода к ребёнку, возможности развития ребёнка именно в рамках его интересов, его запросов, которые сегодня в школе необязательно раскрываются в рамках классно-урочной системы».

Есть ли у учителей карьерный рост и готовы ли они к нему

В карьерный рост чаще верят те, кто совмещает работу на онлайн-платформах с репетиторством. При этом около трети во всех сегментах занятости рассчитывает на такое продолжение карьеры. И в этих же сегментах почти половина опрошенных планирует оставаться «просто учителями».

Инфографика: НИУ ВШЭ

Меньше всего среди респондентов оказалось тех, кто вообще не верит в карьерный рост в образовании, — таких около 15–17%.

Исключение из правил — репетиторы. Из них 37% уверены, что карьеру в образовательной организации построить невозможно.

Никакая карьера не обходится без профессионального развития, и исследователи выяснили, какие инструменты для этого выбирают педагоги. Так, оказалось, что репетиторы и преподаватели онлайн-платформ чаще других изучают профессиональную и научную литературу. Они также чаще остальных посещают онлайн-курсы, семинары и вебинары.

«В целом мы <…> можем констатировать, что педагоги, связанные с частным репетиторством и с работой в онлайн-платформах, втянуты в более современные виды повышения квалификации и собственного профессионального развития», — подчеркнул Кирилл Зиньковский.

Инфографика: НИУ ВШЭ

Александр Ларьяновский считает, что данные исследования наглядно показывают влияние обучения на доход: самообразование для репетиторов и преподавателей онлайн-платформ — залог повышения их прибыли. Это говорит и о том, что учителя считают саморазвитие перспективным и учатся не только ради карьерного роста.

А вот для тех, кто работает в школе, отличительной чертой стало взаимодействие с коллегами: учителя госучреждений чаще других посещают чужие уроки, а также проходят взаимное обучение в коллективе.

Но есть и объединяющий всех тренд — образовательные конференции уходят на второй план. «Очень важно, что какие-то формы, которые десять лет назад казались суперэффективными — образовательные конференции, участие со своими докладами и исследованиями, — сейчас занимают очень небольшую нишу, уступают место другим форматам коммуникации, профессионального развития. И очень важно их (имеется в виду, новые форматы. — Ред.) видеть и поддерживать», — считает Ирина Абанкина.

Как на карьеру может влиять квалификация и конкуренция

Карьерный рост, конечно, предполагает нужную квалификацию. Но как её видят сами учителя? Судя по результатам исследования, вполне удовлетворены своими успехами репетиторы — причём как в Москве, так и в регионах. Куда меньшую уверенность в своих силах чувствуют преподаватели онлайн-платформ.

Эксперты отмечают и заметную дифференциацию между столичными и региональными педагогами — вторые куда больше первых довольны своей квалификацией.

Инфографика: НИУ ВШЭ

Педагоги из Москвы, а также репетиторы и преподаватели онлайн-платформ чувствуют высокую конкуренцию, считает Александр Ларьяновский. Они постоянно сравнивают себя с другими, отсюда и возникает стремление к постоянному развитию. В регионах же всё иначе, объясняет спикер: там, по его словам, учителя гораздо чаще считают, что достигли идеала, поскольку находятся вне конкурентной среды. А значит, они не замечают и карьерных возможностей.

Кирилл Зиньковский отметил, что усиление конкуренции полезно для образовательной сферы: она приводит к адекватной оценке собственных сил и возможностей, а также заставляет педагогов постоянно развиваться. Этому, конечно, способствует и репетиторство, и работа на онлайн-платформах.

А Ирина Абанкина заметила, что почти в каждом сегменте оказалось слишком много затруднившихся с ответом. Это плохо: значит, эти люди не видят ориентиров и не понимают, как себя оценить.

«Это очень тревожный сигнал о потере навигаторов, ориентиров профессиональной квалификации. Не с чем сравнивать, [учителя] не понимают, как оценить. <…> Чтобы искать пути, нужно понять: а текущая-то квалификация соответствует? И то, что невозможно для многих определиться в этом вопросе, мне кажется очень тревожным сигналом», — заключает эксперт.

Научитесь: Методист образовательных программ Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована