Опубликована стратегия цифровой трансформации науки и высшего образования: к чему готовиться?
Разбираемся, что это за документ и зачем он нужен. Это важно знать не только вузам, но и EdTech-компаниям.
 
 
14 июля на сайте Министерства науки и высшего образования появилась «Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования» — документ более чем на 260 страниц. Согласно ему, в России возникнет целый ряд собственных цифровых систем для научных организаций и университетов.
Стратегия для науки и высшего образования — только одна из стратегий цифровой трансформации, одобренных в конце июня президиумом профильной правительственной комиссии под председательством вице-премьера Дмитрия Чернышенко. Другие подобные документы затрагивают здравоохранение, госуправление, строительство, городское хозяйство и ЖКХ, транспорт, энергетику, сельское хозяйство, финансовые услуги, промышленность, экологию и социальную сферу.
В прошлогоднем указе президента России Владимира Путина цифровая трансформация названа одной из целей национального развития. Один из показателей достижения этой цели — «„цифровая зрелость“ ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления».
Опубликованная Минобрнауки стратегия как раз и призвана ответить на вопрос, как добиться «цифровой зрелости» в науке и высшем образовании. Вот что предлагает ведомство.
Пять направлений и семь проектов
На июньской встрече с представителями вузов заместитель министра науки и высшего образования Александр Нарукавников сказал, что у Минобрнауки и университетов нет возможности двигаться по пути цифровой трансформации последовательно, шаг за шагом прорабатывая разные системы: «В текущей ситуации мы вынуждены делать несколько дел параллельно». Опубликованная стратегия этот тезис только подтверждает.

Документ охватывает период до 2030 года и предполагает работы сразу по пяти направлениям (трекам) цифровой трансформации. Каждое направление — глубоко проблемное для российских университетов и научных организаций:
- Архитектура цифровой трансформации. Проблема в том, что существующие информационные системы создавались в разное время и слабо связаны между собой. Министерству требуется выработать единый подход к цифровой трансформации образования и науки, чтобы на его основе вузы реализовали собственные стратегии трансформации. Отслеживать этот процесс министерство предполагает с помощью специально созданной BI-системы.
- Развитие цифровых сервисов. Их рынок в России растёт, но вузы часто внедряют технологии формально, для галочки, а кроме того, сохраняется проблема неравного доступа к «цифре». Министерство предполагает создать ряд сервисов для всех сторон деятельности образовательных и научных организаций: администрирования, образования, науки и инноваций, управления кампусом и инфраструктурой.
- Управление данными. Сбор, качество и безопасность данных в системе науки и высшего образования сейчас не в лучшем состоянии. На встрече с ответственными за цифровую трансформацию вузов Александр Нарукавников заявил, что пора уходить от системы сбора информации через бесконечные Excel-формы, которые министерство рассылает вузам. Должна появиться система, которая будет принимать данные постоянно и автоматически и формировать на их основе предиктивную аналитику.
- Модернизация инфраструктуры. Здесь министерство ставит цель заменить всё морально устаревшее оборудование и добиться, чтобы инфраструктура вузов и научных центров своевременно менялась в соответствии с современными техническими требованиями.
- Управление кадровым потенциалом. В результате реализации стратегии 100% преподавателей и административных сотрудников в вузах должны обладать цифровыми компетенциями. Сейчас этот показатель оценивается довольно низко: например, только 23% преподавателей используют шифрование данных, пароли и другие средства защиты информации в цифровой среде.
Стратегия включает семь проектов, каждый из которых должен обеспечить продвижение к «цифровой зрелости» по одному или сразу по нескольким из пяти названных выше направлений. Прототипы или базовые версии сервисов по каждому из проектов должны заработать уже к 2024 году или раньше.


Читайте также:
1. Датахаб
Это будет система управления данными в сфере науки и высшего образования. Первая её версия с возможностями по сбору, очистке, обработке и представлению данных должна появиться уже в 2022 году. А в финальном варианте система, как предполагает стратегия, не только упростит обмен данными между вузами и научными организациями с Минобрнауки, но и обеспечит доступ к этой информации для внешних аудиторий. Предполагается бесшовный доступ бизнеса к результатам исследований и сервисы для граждан на основе этих данных.
Кстати, этот проект — один из двух, для которых в стратегии уже просчитана стоимость. Всего на него планируется потратить 685 млн рублей. В 2021 году, говорится в документе, на создание «Датахаба» потребуется 245 млн из средств национального проекта «Наука и университеты», в 2022-м — 230 млн, в 2023-м — 115 млн, в 2024-м — 95 млн.
2. Архитектура цифровой трансформации
Результатом этого проекта будет BI-система для сопровождения организаций в процессе их цифровой трансформации. Минобрнауки планирует отслеживать по ней, как изменяются паспорта «цифровой зрелости» вузов. Часть информации в паспорте будет доступна публично на открытом веб-сайте. Сколько денег потребуется на создание и внедрение системы, в стратегии пока не сказано. Заработать она должна в 2024 году.
3. Цифровой университет
Это масштабный проект, который охватывает развитие цифровых сервисов для всех бизнес-процессов в сфере науки и высшего образования. Иначе говоря, цифровой университет — это не только онлайн-занятия и управление расписанием, но и мониторинг научной активности, кадровые, финансовые и другие административные процессы.
Ряд российских университетов уже внедряют собственные цифровые сервисы во всех этих направлениях. Стратегия предполагает разработку некой общей модели в консорциумах вузов и EdTech-компаний.
Цель в том, чтобы в стране действовала единая экосистема сервисов и услуг для участников образовательного процесса, основанная на сетевом взаимодействии.
Уже к 2024 году не менее 50% подведомственных Минобрнауки вузов должны внедрить модель цифрового университета и столько же вузов — реализовать образовательные программы с построением индивидуальных образовательных траекторий. Финансировать проект предлагается за счёт программы «Цифровая экономика Российской Федерации», объём необходимых средств в стратегии не указан.
4. Единая сервисная платформа науки
Создание такой платформы, говорится в стратегии, в долгосрочной перспективе позволит сформировать единую экосистему сервисов и услуг. Учёные смогут использовать систему для совместных исследований, а также доступа к международным базам данных и существующим мерам поддержки. В итоге в России должен появиться «виртуальный ассистент учёного».

Это не первая попытка Минобрнауки создать информационную систему национального масштаба для учёных. В 2017 году прекратил работу проект «Карта российской науки» — сервис с обновляемой информацией об отдельных учёных и научных коллективах, на создание которого с 2012 года было потрачено 450 млн рублей.
Сейчас задачи будущей системы ещё шире, а запланированная стоимость — вдвое выше. Уже в 2021 году, согласно стратегии, должны заработать первые сервисы платформы — портфолио учёных и коллективное взаимодействие в научных проектах. К 2024 году появятся ещё несколько, в том числе «государственный диссернет». 975 млн рублей на реализацию проекта предполагается получить в рамках национального проекта «Наука и университеты»: в 2021-м — 375 млн, в 2022-м — 280 млн, в 2023-м — 175 млн, в 2024-м — 145 млн.
5. Маркетплейс программного обеспечения и оборудования
Это будет единая информационная среда для взаимодействия вузов и поставщиков оборудования и программного обеспечения. С её помощью Минобрнауки рассчитывает со временем добиться полного обновления инфраструктуры образовательных организаций.
Уже к 2024 году 75% закупок оборудования и программного обеспечения подведомственные министерству вузы должны проводить в онлайн-режиме. Какие средства понадобятся на создание маркетплейса, в стратегии не сказано.
6. Цифровое образование
Проект направлен на развитие цифровых компетенций как у студентов, так и у научно-педагогических работников. Первым шагом проекта станет формирование и обучение команд по цифровой трансформации в каждом вузе, подведомственном Минобрнауки. 100% команд должны быть готовы к 2024 году. Пока в вузах вводится должность проректора по цифровой трансформации, а в отдельных организациях разработаны программы для обучения их команд.
К 2030 году все сотрудники (и преподаватели, и административный персонал) и студенты подведомственных Минобрнауки образовательных учреждений должны пройти программу по повышению цифровых компетенций. Какие ресурсы на это потребуются, стратегия не сообщает.
7. Сервис хаб
Цель этого проекта — систематизация и регламентирование бизнес-процессов в вузах и в Министерстве науки и высшего образования с помощью отдельной информационной системы. Она должна быть доступна через веб-интерфейс или мобильное приложение, где каждый пользователь сможет заказать услугу и получить результат. Источник и объём средств на реализацию этого проекта в стратегии не определены.
Что должно получиться
«Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования» ориентирует сферу на «цифровое единство». Все семь сервисов должны быть связаны друг с другом и работать в масштабе всей страны. Показатели, по которым, согласно документу, будет определяться, достигла ли отрасль «цифровой зрелости», предполагают, что в 100% вузов, подведомственных Минобрнауки, к 2030 году:
- будет внедрена целевая модель цифрового университета;
- будет достигнут базовый уровень цифровой зрелости;
- все образовательные программы будут реализовываться с построением индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;
- будут использовать «Маркетплейс сервисов» (видимо, имеется в виду седьмой проект стратегии — «Сервис хаб») для создания и управления сервисами.
Кроме того, к этому времени должен действовать механизм межведомственного сетевого взаимодействия вузов по интеграции сервисов и содержания образования.
Первым шагом к реализации стратегии, как рассказал на встрече с руководителями цифровой трансформации вузов заместитель министра науки и высшего образования Александр Нарукавников, станет оценка «цифровой зрелости» организаций. Методики для этого разрабатывают в МФТИ и РАНХиГС. Нарукавников призвал разработчиков не затягивать с апробацией, чтобы к концу года уже оценить «цифровую зрелость» вузов:
«Сейчас мы обучим цифровые команды, у которых уже будет домашнее задание разработать программу цифровой трансформации. Но они должны от чего-то отталкиваться, и министерство должно от чего-то оттолкнуться — от текущей ситуации. В программах у них будет зашит образ результата, к которому они будут идти, и, естественно, всё это должно быть увязано с нашей стратегией цифровой трансформации науки и высшего образования».
 Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                     
                     
				 
                                     
                                     
                                     
                                    