Образование
#статьи

Опубликована стратегия цифровой трансформации науки и высшего образования: к чему готовиться?

Разбираемся, что это за документ и зачем он нужен. Это важно знать не только вузам, но и EdTech-компаниям.

Катя Павловская для Skillbox Media

14 июля на сайте Министерства науки и высшего образования появилась «Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования» — документ более чем на 260 страниц. Согласно ему, в России возникнет целый ряд собственных цифровых систем для научных организаций и университетов.

Стратегия для науки и высшего образования — только одна из стратегий цифровой трансформации, одобренных в конце июня президиумом профильной правительственной комиссии под председательством вице-премьера Дмитрия Чернышенко. Другие подобные документы затрагивают здравоохранение, госуправление, строительство, городское хозяйство и ЖКХ, транспорт, энергетику, сельское хозяйство, финансовые услуги, промышленность, экологию и социальную сферу.

В прошлогоднем указе президента России Владимира Путина цифровая трансформация названа одной из целей национального развития. Один из показателей достижения этой цели — «„цифровая зрелость“ ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления».

Опубликованная Минобрнауки стратегия как раз и призвана ответить на вопрос, как добиться «цифровой зрелости» в науке и высшем образовании. Вот что предлагает ведомство.

Пять направлений и семь проектов

На июньской встрече с представителями вузов заместитель министра науки и высшего образования Александр Нарукавников сказал, что у Минобрнауки и университетов нет возможности двигаться по пути цифровой трансформации последовательно, шаг за шагом прорабатывая разные системы: «В текущей ситуации мы вынуждены делать несколько дел параллельно». Опубликованная стратегия этот тезис только подтверждает.

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Документ охватывает период до 2030 года и предполагает работы сразу по пяти направлениям (трекам) цифровой трансформации. Каждое направление — глубоко проблемное для российских университетов и научных организаций:

  • Архитектура цифровой трансформации. Проблема в том, что существующие информационные системы создавались в разное время и слабо связаны между собой. Министерству требуется выработать единый подход к цифровой трансформации образования и науки, чтобы на его основе вузы реализовали собственные стратегии трансформации. Отслеживать этот процесс министерство предполагает с помощью специально созданной BI-системы.
  • Развитие цифровых сервисов. Их рынок в России растёт, но вузы часто внедряют технологии формально, для галочки, а кроме того, сохраняется проблема неравного доступа к «цифре». Министерство предполагает создать ряд сервисов для всех сторон деятельности образовательных и научных организаций: администрирования, образования, науки и инноваций, управления кампусом и инфраструктурой.
  • Управление данными. Сбор, качество и безопасность данных в системе науки и высшего образования сейчас не в лучшем состоянии. На встрече с ответственными за цифровую трансформацию вузов Александр Нарукавников заявил, что пора уходить от системы сбора информации через бесконечные Excel-формы, которые министерство рассылает вузам. Должна появиться система, которая будет принимать данные постоянно и автоматически и формировать на их основе предиктивную аналитику.
  • Модернизация инфраструктуры. Здесь министерство ставит цель заменить всё морально устаревшее оборудование и добиться, чтобы инфраструктура вузов и научных центров своевременно менялась в соответствии с современными техническими требованиями.
  • Управление кадровым потенциалом. В результате реализации стратегии 100% преподавателей и административных сотрудников в вузах должны обладать цифровыми компетенциями. Сейчас этот показатель оценивается довольно низко: например, только 23% преподавателей используют шифрование данных, пароли и другие средства защиты информации в цифровой среде.

Стратегия включает семь проектов, каждый из которых должен обеспечить продвижение к «цифровой зрелости» по одному или сразу по нескольким из пяти названных выше направлений. Прототипы или базовые версии сервисов по каждому из проектов должны заработать уже к 2024 году или раньше.

Фото: Rido / Shutterstock

1. Датахаб

Это будет система управления данными в сфере науки и высшего образования. Первая её версия с возможностями по сбору, очистке, обработке и представлению данных должна появиться уже в 2022 году. А в финальном варианте система, как предполагает стратегия, не только упростит обмен данными между вузами и научными организациями с Минобрнауки, но и обеспечит доступ к этой информации для внешних аудиторий. Предполагается бесшовный доступ бизнеса к результатам исследований и сервисы для граждан на основе этих данных.

Кстати, этот проект — один из двух, для которых в стратегии уже просчитана стоимость. Всего на него планируется потратить 685 млн рублей. В 2021 году, говорится в документе, на создание «Датахаба» потребуется 245 млн из средств национального проекта «Наука и университеты», в 2022-м — 230 млн, в 2023-м — 115 млн, в 2024-м — 95 млн.

2. Архитектура цифровой трансформации

Результатом этого проекта будет BI-система для сопровождения организаций в процессе их цифровой трансформации. Минобрнауки планирует отслеживать по ней, как изменяются паспорта «цифровой зрелости» вузов. Часть информации в паспорте будет доступна публично на открытом веб-сайте. Сколько денег потребуется на создание и внедрение системы, в стратегии пока не сказано. Заработать она должна в 2024 году.

3. Цифровой университет

Это масштабный проект, который охватывает развитие цифровых сервисов для всех бизнес-процессов в сфере науки и высшего образования. Иначе говоря, цифровой университет — это не только онлайн-занятия и управление расписанием, но и мониторинг научной активности, кадровые, финансовые и другие административные процессы.

Ряд российских университетов уже внедряют собственные цифровые сервисы во всех этих направлениях. Стратегия предполагает разработку некой общей модели в консорциумах вузов и EdTech-компаний.

Цель в том, чтобы в стране действовала единая экосистема сервисов и услуг для участников образовательного процесса, основанная на сетевом взаимодействии.

Уже к 2024 году не менее 50% подведомственных Минобрнауки вузов должны внедрить модель цифрового университета и столько же вузов — реализовать образовательные программы с построением индивидуальных образовательных траекторий. Финансировать проект предлагается за счёт программы «Цифровая экономика Российской Федерации», объём необходимых средств в стратегии не указан.

4. Единая сервисная платформа науки

Создание такой платформы, говорится в стратегии, в долгосрочной перспективе позволит сформировать единую экосистему сервисов и услуг. Учёные смогут использовать систему для совместных исследований, а также доступа к международным базам данных и существующим мерам поддержки. В итоге в России должен появиться «виртуальный ассистент учёного».

Фото: National Cancer Institute / Unsplash

Это не первая попытка Минобрнауки создать информационную систему национального масштаба для учёных. В 2017 году прекратил работу проект «Карта российской науки» — сервис с обновляемой информацией об отдельных учёных и научных коллективах, на создание которого с 2012 года было потрачено 450 млн рублей.

Сейчас задачи будущей системы ещё шире, а запланированная стоимость — вдвое выше. Уже в 2021 году, согласно стратегии, должны заработать первые сервисы платформы — портфолио учёных и коллективное взаимодействие в научных проектах. К 2024 году появятся ещё несколько, в том числе «государственный диссернет». 975 млн рублей на реализацию проекта предполагается получить в рамках национального проекта «Наука и университеты»: в 2021-м — 375 млн, в 2022-м — 280 млн, в 2023-м — 175 млн, в 2024-м — 145 млн.

5. Маркетплейс программного обеспечения и оборудования

Это будет единая информационная среда для взаимодействия вузов и поставщиков оборудования и программного обеспечения. С её помощью Минобрнауки рассчитывает со временем добиться полного обновления инфраструктуры образовательных организаций.

Уже к 2024 году 75% закупок оборудования и программного обеспечения подведомственные министерству вузы должны проводить в онлайн-режиме. Какие средства понадобятся на создание маркетплейса, в стратегии не сказано.

6. Цифровое образование

Проект направлен на развитие цифровых компетенций как у студентов, так и у научно-педагогических работников. Первым шагом проекта станет формирование и обучение команд по цифровой трансформации в каждом вузе, подведомственном Минобрнауки. 100% команд должны быть готовы к 2024 году. Пока в вузах вводится должность проректора по цифровой трансформации, а в отдельных организациях разработаны программы для обучения их команд.

К 2030 году все сотрудники (и преподаватели, и административный персонал) и студенты подведомственных Минобрнауки образовательных учреждений должны пройти программу по повышению цифровых компетенций. Какие ресурсы на это потребуются, стратегия не сообщает.

7. Сервис хаб

Цель этого проекта — систематизация и регламентирование бизнес-процессов в вузах и в Министерстве науки и высшего образования с помощью отдельной информационной системы. Она должна быть доступна через веб-интерфейс или мобильное приложение, где каждый пользователь сможет заказать услугу и получить результат. Источник и объём средств на реализацию этого проекта в стратегии не определены.

Что должно получиться

«Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования» ориентирует сферу на «цифровое единство». Все семь сервисов должны быть связаны друг с другом и работать в масштабе всей страны. Показатели, по которым, согласно документу, будет определяться, достигла ли отрасль «цифровой зрелости», предполагают, что в 100% вузов, подведомственных Минобрнауки, к 2030 году:

  • будет внедрена целевая модель цифрового университета;
  • будет достигнут базовый уровень цифровой зрелости;
  • все образовательные программы будут реализовываться с построением индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;
  • будут использовать «Маркетплейс сервисов» (видимо, имеется в виду седьмой проект стратегии — «Сервис хаб») для создания и управления сервисами.

Кроме того, к этому времени должен действовать механизм межведомственного сетевого взаимодействия вузов по интеграции сервисов и содержания образования.

Первым шагом к реализации стратегии, как рассказал на встрече с руководителями цифровой трансформации вузов заместитель министра науки и высшего образования Александр Нарукавников, станет оценка «цифровой зрелости» организаций. Методики для этого разрабатывают в МФТИ и РАНХиГС. Нарукавников призвал разработчиков не затягивать с апробацией, чтобы к концу года уже оценить «цифровую зрелость» вузов:

«Сейчас мы обучим цифровые команды, у которых уже будет домашнее задание разработать программу цифровой трансформации. Но они должны от чего-то отталкиваться, и министерство должно от чего-то оттолкнуться — от текущей ситуации. В программах у них будет зашит образ результата, к которому они будут идти, и, естественно, всё это должно быть увязано с нашей стратегией цифровой трансформации науки и высшего образования».


Научитесь: Методист образовательных программ Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована