Образование
#новости

Объявлено о создании консорциума «Цифровая дидактика»

Его основная задача — улучшить качество образования, применяя дистанционные технологии.

alpakavideo / shutterstock

Что это за консорциум и кто в него вошёл

28 июля в пресс-центре МИА «Россия сегодня» провели пресс-конференцию, посвящённую созданию консорциума «Цифровая дидактика».

В него вошли:

  • Московский городской педагогический университет;
  • Томский государственный университет;
  • Академия Министерства просвещения;
  • издательство «Просвещение»;
  • банк ВТБ;
  • «Нетология»;
  • «ИнтернетУрок».

На мероприятии выступили представители этих организаций. Они рассказали о целях создания объединения.

Что не так с дистантом и зачем нужен консорциум

По словам ректора Московского городского педагогического университета Игоря Реморенко, за идеей сформировать консорциум стоят глубокие и даже драматические изменения, которые происходили в образовании в последние несколько лет и в особенности — в последние полтора года. Именно тогда технологии, которые изначально создавались для достаточно узкого круга пользователей, распространились вообще на всех учащихся.

Дистант внезапно охватил всю сферу образования и активно обсуждался как обществом в целом, так и профессионалами в этой области. Прежде всего речь шла о качестве удалённого формата обучения. Помимо прочего, педагоги были обеспокоены поиском подходящих методик преподавания. А всё потому, что применять прежние подходы неэффективно.

«Одна из задач нашего консорциума — это дать материалы, которыми могли бы пользоваться и другие вузы, и мы намерены расширять наше сотрудничество с разными другими вузами», — подытожил ректор.

Скриншот: прямая трансляция онлайн-конференции «Консорциум «Цифровая дидактика» / пресс-центр МИА «Россия сегодня»

Директор Института образования Томского государственного университета Елена Суханова тоже отметила, что из-за нарушения традиционной формы коммуникации учащихся и преподавателей приходится менять подход к педагогическому воздействию — потому что традиционный прямой не работает. Если студентам не интересно занятие, они выключают камеру и отвлекаются на что-то более увлекательное.

По её словам, в одном из исследований выяснилось, что лучше всего с дистантом справляются учащиеся, которые обладают навыком самоорганизации. Например, те, кто уже имеет опыт прохождения онлайн-курсов. Получается, что нужно либо формировать у них этот навык, либо набирать на обучение тех, у кого он уже есть? Скорее всего, вузам придётся перестраивать проектирование образовательного процесса в целом.

По словам Сухановой, при смене формата обучения возникает и ряд других вопросов:

  1. Как определить оптимальное содержание онлайн-занятий?
  2. Как его распределить и оформить?
  3. А можно ли при таком режиме формировать мышление и профессиональные навыки?

Отсюда следуют намеченные цели работы консорциума:

  • изучение новых технологических решений;
  • исследование социологической составляющей дистанционного обучения;
  • производство продуктов, которые будут направлены на улучшение качества образования с применением цифровых решений.

Говоря об «умных» цифровых форматах, в которые сегодня упаковываются знания, Елена Суханова отметила: «Я надеюсь, что наш консорциум как раз для того, чтобы эти упакованные форматы прошли психолого-педагогическую экспертизу и действительно были на пользу».

Главные вопросы, которые возникли насчёт «цифры»

Исполняющий обязанности директора Академии Министерства просвещения Российской Федерации Павел Кузьмин подчеркнул, что «цифра» пришла в нашу жизнь ещё до пандемии — электронные журналы и дневники появились до неё, а педагоги уже многие годы используют различные дистанционные сервисы. Однако коронавирус стал вызовом для ускоренного роста компетенций учителей в сфере цифровых технологий и показал целый ряд проблем с повышением их квалификации.

«Столетия педагогической науки научили нас работать с простыми офлайн-инструментами. Сейчас, когда появилась возможность работать с различными технологическими решениями и цифровыми ресурсами, возникло много вопросов. В каком объёме их использовать? Какие курсы выбрать? Что наиболее эффективно?

Мы даже не до конца понимаем, как такие ресурсы влияют на качество образования, как эти ресурсы помогли сформировать те самые гибкие навыки. Где эффективный баланс между онлайн- и офлайн-режимами.

Нам предстоит ответить на все эти вопросы, а затем работать с региональными структурами, центрами повышения квалификации, и мы сможем двинуться вперёд, используя результаты работы консорциума», — заявил Кузьмин.

Скриншот: прямая трансляция онлайн-конференции «Консорциум «Цифровая дидактика» / пресс-центр МИА «Россия сегодня»

О точках роста в сфере образования

Программный директор образовательной компании «Нетология» Алексей Полехин отметил, что последний год стал знаковым именно для высшего образования. Речь о его трансформации, которая связана в том числе с пандемией: в этот период вузам пришлось каким-то образом усиливать свои онлайн-компоненты. Причём делалось это в режиме тестирования — часто к этому были не готовы ни студенты, ни преподаватели.

Он перечислил точки роста и дефициты на рынке образования:

  1. Трансформация университетов. Речь, например, о внедрении цифровых инструментов.
  2. Корпоративное обучение. В этой сфере заметна деконсолидация рынка. То есть чётко сформированного сегмента, по мнению Полехина, пока нет, и появление качественной онлайн-платформы в ближайшее время не предвидится.
  3. Дополнительное профессиональное образование. Этот рынок растёт и консолидируется, но, по наблюдениям спикера, пока битва за пользователя происходит при помощи маркетинговых коммуникаций, а не за счёт качества курсов. А в конечном итоге страдает студент, который не получает нужных знаний. Кроме того, даже у крупнейших игроков рынка нет определённых матриц компетенций, то есть один и тот же тематический учебный курс может иметь совершенно разное содержание у разных провайдеров.

Что нового принёс дистант

Президент группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников заявил, что в цифровой дидактике нет ничего принципиально нового. Школа в любом случае учит тому, что спрашивают и требуют.

«Хорошо это или плохо, я сейчас не оцениваю. Но когда ввели ЕГЭ, школа выстроилась под то, что спрашивают на ЕГЭ. …Когда появились стандарты WorldSkills, очень многие направления среднего профессионального образования стали под них выстраиваться. …Появляются какие-то критерии — под эти критерии начинает выстраиваться образовательный процесс», — объяснил Кожевников.

Он отметил, что сейчас есть важная задача — постараться ввести дополнительные метрики для определения прогресса каждого конкретного ученика и уровня владения гибкими навыками. Это необходимо для того, чтобы научиться оценивать эффективность онлайн-обучения. Именно эту возможность дают цифровые инструменты.

«Мы можем осмысленным образом собирать и структурировать данные, мы можем формировать пакеты данных для этих метрик и после достаточно длительного эксперимента мы получим устойчивую систему измерителей, которая позволит цифровым ресурсам убедительно говорить о своих курсах и их результатах, которые подтверждаются метриками, которые доказательны и очевидны», — сказал эксперт.

Он также поделился планами компании на ближайшее время. Они связаны со сборкой общеобразовательного контента в своеобразный цифровой конструктор.

«„Просвещение“ сейчас решает для себя фундаментальную задачу. Мы размечаем весь контент на микродидактичекие единицы, разбираем и собираем его в специальный конструктор для того, чтобы на любой платформе иметь возможность из того контента, которое „Просвещение“ создало за 90 лет своего существования, собирать любые курсы для общеобразовательной школы по всем предметам с первого по одиннадцатый класс. И мы планируем эту работу завершить к лету 2022 года», — резюмировал Кожевников.

Говоря о перспективах глобального образования в целом, президент «Просвещения» высказал смелую мысль о том, что Россия может стать лидером инновационных изменений в этой сфере:

«Я думаю, у России сейчас все шансы и все возможности стать лидером или одним из лидеров всей этой трансформационной истории в образовании, потому что российское образование — это мировой бенчмарк. До сих пор так. И так будет. Мы можем это использовать или не использовать. Всё в наших руках».

Скриншот: прямая трансляция онлайн-конференции «Консорциум «Цифровая дидактика» / пресс-центр МИА «Россия сегодня»

Про дистант в школе

Председатель совета директоров образовательной платформы InternetUrok Павел Арсеньев, в свою очередь, отметил, что такой онлайн-формат представляет собой большую пользу для детей, которые по той или иной причине не могут находиться в классе.

Однако нужно понимать, что контент и его выстраивание должны быть разными для разных возрастных групп. Для младшеклассников, например, важно присутствие родителей.

Но это отдельный вопрос — кому-то неудобно этим заниматься, а кто-то просто не справляется с такой задачей.

Тем не менее, говоря о дистанционном обучении детей, нужно помнить, что родители вовлечены в учебный процесс, поэтому они должны рассматриваться как партнёры. Причём их роль останется важной даже тогда, когда цифровизация образования пройдёт повсеместно.

Редакция Skillbox Media обратилась в пресс-службу Московского городского педагогического университета за комментарием о возможности для других организаций онлайн-образования вступить в консорциум. Был получен ответ, что расширение состава не планируется.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована