Образование
Образование
#статьи
  • 1088

Полезные практики дистанта, которые стоит сохранить в гибридном обучении

Какие образовательные новшества, возникшие из-за перехода школ и вузов на удалёнку, пригодятся и после того, как вернётся «нормальная» жизнь.

Кризисы всегда приводили к появлению новых идей. Переход школ и университетов на дистант запустил невиданный прежде образовательный эксперимент по массовому внедрению в учебный процесс технологий. Общение между учителями и учениками стало более неформальным — к этому располагают чаты и мессенджеры. Уроки превратились в онлайн-конференции и видеозаписи. Работа в онлайн-документах с общим доступом, виртуальные доски и «комнаты» в Zoom и подобных ему программах для видеоконференций — всё это стало новой повседневностью.

Американские эксперты по образованию из Университета штата Пенсильвания Эд Гланц, Крис Гамрат, Лиза Лензе и Джеффри Бардзелл сделали подборку новшеств, ставших частью образовательного процесса благодаря эпидемии коронавируса. Пересказываем их статью, опубликованную в Educause Review.


Степан Ботарёв

Журналист. Пишет и переводит статьи о самобытной культуре и образовании.


Кооперативное онлайн-обучение

Онлайн-документы, которые можно редактировать сообща, форумы, онлайн-доски и другие подобные технологии значительно упрощают сотрудничество между учениками. Учителю же они дают возможность в реальном времени следить за работой и результатами подопечных и помогать им, когда те сталкиваются с трудностями.

Почему эти инструменты будут полезны и после отмены обязательного дистанта: они удобны для тех, кто стесняется выступать перед аудиторией, и тех, кому трудно выражать мысли вслух (например, потому что обучение проводится на неродном для них языке). Онлайн-технологии позволяют обмениваться решениями задач, быстро проверять задания друг друга и давать обратную связь.

Плодотворной средой для обмена идеями стали виртуальные комнаты в программах для видеоконференций. В Zoom, например, эта функция называется «сессионные залы» (англ. breakout rooms) и позволяет разделять участников созвона на отдельные группы. Учителя могут предлагать участникам таких «комнат» идеи для обсуждения. Например, попросить их найти решение задачи или проблемы или сделать вывод из исследования.

В конце занятия ученики могут вместе с соседями по «комнате» подводить основные итоги урока, обсуждать основные идеи материала, определять, что в материале осталось непонятным. Учителя могут заходить в такие комнаты, наблюдать за ходом рассуждений и отвечать на возникающие вопросы. Это пример эффективной кооперации как учеников между собой, так и учителей с учениками.

Учебные ассистенты

Переход на удалёнку показал: язык технологий — родной для современных молодых людей, они способны помочь учителям в его освоении. Инициативные ученики и студенты, ставшие учебными ассистентами и помогающие организовывать дистанционное обучение, оказались одними из главных героев пандемии.

Ученики-ассистенты могут инициировать и модерировать обсуждения в мессенджерах и чатах, реагировать на вопросы учеников, которые не заметил учитель, помогать сверстникам и преподавателям в решении технических проблем.

Поскольку они лучше ориентируются в технологиях, в дальнейшем ассистенты могли бы тестировать и рекомендовать учителям новые программы для обучения — например, VoiceThread, позволяющую добавлять к презентациям аудио- и видеокомментарии.

Общение в чатах

За время дистанта стало привычным общение преподавателей и учеников в чатах. Для молодого поколения такой формат — норма. Признаться в письменном сообщении, что не понял объяснение учителя, часто проще, чем сказать об этом в классе.

Преподавателям стоит изучить возможности онлайн-бесед. Например, одна американская учительница провела эксперимент. Свою лекцию она записала на видео, а потом смотрела её вместе с учениками, обсуждая тему в чате. Чтобы ребята не стеснялись комментировать подачу материала, учительница стала критиковать саму себя.

Например, она говорила что-то вроде: «Звучит не так понятно, как я рассчитывала, — лучше было бы сказать так…» А ещё она скидывала в беседу ссылки на фильмы, картинки и даже мемы, относящиеся к теме. По её словам, учеников это очень увлекало и в ответ они присылали собственные примеры.

Видеозапись лекций

Во время дистанта обычным делом стала возможность посмотреть урок в видеозаписи. Иметь такую возможность и дальше очень удобно: для учащихся — чтобы увидеть объяснение, если пропустил занятие, или переслушать материал для повторения, и для самих учителей — чтобы оценить свой урок со стороны и проанализировать, насколько удачно они подают материал.

Кроме того, видеозаписи лекций — хорошая помощь тем, для кого язык урока — неродной (можно прослушать запись в более медленном темпе). Наконец, если преподаватель по личным причинам не может провести занятие, доступен вариант записать лекцию заранее. Не говоря уже о том, что формат асинхронных онлайн-лекций очень удобен для обучениях тех, кто физически находится в другом часовом поясе.

Возможно, стоит подумать над усовершенствованием онлайн-лекций, сделав их ещё более удобными для учащихся: добавить субтитры (это будет удобно тем, для кого язык лекции неродной) и встроить тайм-коды (последние помогут сориентироваться тем, кто пересматривает запись для повторения нужного фрагмента).

А ещё учителям полезно узнать о платформах вроде Kaltura — она позволяет не только снабжать видеолекции дополнительными эффектами (викторины, подписи), но и собирать и анализировать цифровую информацию о зрителях, полезную для усовершенствования видеолекций. Например, какие разделы видео смотрели и пересматривали чаще всего, а какие — часто пропускали, какие дни самые популярные для просмотра и так далее.

Понравилась статья?
Да
2044

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪